Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Отдел розыска УФСИН: 300 беглецов, истории задержания и засады длиною в недели

Отдел розыска УФСИН: 300 беглецов, истории задержания и засады длиною в недели
Истории задержания беглых преступников, о засадах, которые длились неделями, и о сотрудниках розыска, готовых бежать на работу в любое время суток, в интервью ИА «Татар-информ» рассказал начальник отдела розыска УФСИН России по РТ Сергей Каризский.

В кабинете начальника отдела, скромно в углу, висят многочисленные медали. На вопрос, за что награды, отвечает: «За заслуги на службе». А служба в отделе, мягко говоря, непростая, а порой даже опасная.

Подразделение розыска уголовно-исполнительной системы было создано 16 декабря 1998 года. До этого момента беглецов из колоний и СИЗО разыскивали сотрудники МВД и внутренних войск. Сначала подразделение занималось поиском только осужденных, сбежавших из мест лишения свободы, но позже к их обязанностям добавили розыск осужденных условно или тех, кому было назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

«С 2012 года приговоренные к лишению свободы в колониях-поселениях, с более мягкими условиям содержания, должны сами прибывать к месту своего заключения. Соответственно наш русский менталитет не всем позволяет идти своими собственными ногами в тюрьму, и поэтому данную категорию тоже разыскиваем мы», – рассказывает начальник отдела.

В своей работе отдел розыска использует множественные технические средства, о которых по понятным причинам нам не рассказали, но, как отметил начальник отдела, многое из того, что мы видим по телевизору, есть у них в арсенале. 

В поиске беглецов УФСИН помогают Интерпол, МВД, прокуратура, Росгвардия. Ориентировки на осужденных рассылаются и в медицинские учреждения. Часто при поиске преступников приходится искать новые методы, и тогда на помощь УФСИН приходят социальный службы, приюты и центры реабилитации. 

«Среди разыскиваемых большое количество наркоманов и алкоголиков, которые иногда попадают в такие социальные учреждения. Поэтому мы высылаем им ориентировки. Такое партнерство тоже дает свои плоды», – рассказывает Каризский.

Был даже случай сотрудничества с православной епархией, когда коллеги из Кировской области получили информацию о том, что один из разыскиваемых занимается попрошайничеством около церквей.

«Через епархию и газету «Православный вестник» мы разослали ориентировки и нам сообщили, что видели беглеца на Адоратского около деревянной церкви. Естественно с кировской области наши коллеги быстро бы не доехали, поэтому они позвонили нам. Мы выехали и задержали его», – вспоминает начальник отдела.

Дважды в год ведомство проводит профилактические розыскные мероприятия на федеральном и иногда даже межгосударственном уровне. Они позволяют сократить численность беглецов.

Семь розыскников на 300 беглецов

Подразделение розыска УФСИН состоит из семи человек – все они имеют высшее юридическое образование, отличную физическую форму и периодически повышают свою квалификацию. Сотрудники розыска должны всегда быть начеку – готовыми прибыть на место ЧП в любое время суток.

«Осужденные бегают не по графику, не в рабочее время. Нас могут вызвать среди ночи, и это вполне нормально. Слава богу, что семьи относятся к нашей работе с пониманием и уважением. Жены терпят. Либо вынуждены терпеть (улыбается). Ну ничего, работают, никто не жалуется», – делится Сергей Каризский.

Несмотря на тяготы службы, текучки в отделе практически нет. Сотрудники уходят только на повышение в другие отделы или на пенсию.

Новому сотруднику приходится проходить строгий отбор и проверку на полиграфе, собеседование с психологами и, конечно же, с начальником подразделения. У кандидата не должно быть «темного прошлого», вредных привычек и он должен быть морально готов к службе с оружием.

«Кто-то идет за романтикой, приходят и говорят: «Я хочу, как в кино, бегать, ловить преступников».

Тогда я им рассказываю, что приходится работать по ночам, в выходные и праздники. Личные мотивы в нашей службе уходят на второй план, а к этому готовы далеко не все», – делится Каризский.

Отдел розыска отлично справляется со своей работой и это видно из статистики – за 11 месяцев этого года в розыск было объявлено порядка 300 осужденных, 200 из которых уже удалось задержать.

«В этом году у нас наблюдается небольшой рост по результатам розыска, но и количество сбежавших тоже выросло. В среднем в год объявляется в розыск 200-250 человек», – отмечает начальник отдела.

А самое большое количество беглецов на плечах отдела было в 2012 году – около 400 человек – именно в тот год изменилось законодательство, и отдел начал искать всех сбежавших осужденных.

Побеги, засады и задержания

Последний побег из-под охраны случился в 2003 году в бугульминском СИЗО № 3. Тогда один из осужденных сбежал, воспользовавшись халатностью своего конвоира.

«Сам он был жителем Набережных Челнов и, пока добирался из Бугульмы, успел совершить ряд других преступлений. Чтобы найти средства на существование, он совершил кражу, а потом ударил ножом таксиста, но, к счастью, ранение оказалось не смертельным», – рассказывает Каризский.

Беглеца задержали, к его восьми годам заключения добавили еще десять и отправили в колонию особого режима в другой регион.

«Сейчас в розыске находится один из лидеров террористической группировки «Хизб ут-Тахрир»*, участников которой задержали еще в 2009 году. Он был осужден заочно, так как скрывался в Европе. Мы вычислили его местонахождение в Стокгольме, но пока правительство Швеции не выдает нам его», – рассказывает начальник подразделения.

К нашему разговору подключился один из сотрудников, имя которого нам не раскрыли. Он рассказал одну из последних историй поиска, который стоил много сил, времени и нервов.

Из менделеевской колонии-поселения убежал осужденный. К его розыску привлекли несколько десятков сотрудников различных ведомств и потратили немало денег.

«Осужденный ушел при неясных обстоятельствах. Сначала мы вообще подумали, что он утонул на очистных сооружениях, на которых работал. Вызывали специальную службу, которая откачивала все содержимое резервуара, но тела не нашли», – рассказывает сотрудник.

На четвертый день данные о беглеце появились в Заинске. По словам сотрудников розыска, вел он себя крайне осторожно. Позже осужденный рассказал, что прятался в лесах, ел ягоды и дубовую кору.

«На вторую неделю поиска к нам поступила информация, что он может прятаться в заброшенных садах и мы устроили там розыск с собаками. Было два часа ночи, летом в это время уже светало, и, увидев нас, беглец спрятался в пруду. Он сидел в камышах, дыша только через нос, и наблюдал оттуда за нами», – вспоминает розыскник.

Зная, что преступник скрывается где-то в этих местах, службы выставили свои патрули. Из собственного источника сотрудникам розыска поступила информация, что беглец пойдет закупаться продуктами в местный магазин и тогда они устроили засаду.

«Мы ехали втроем в машине и заметили человека в поле, метрах в трехстах от нас. Мы начали подъезжать ближе и увидели, что одежда совпадает с ориентировкой. Он уже запомнил все местные машины и поэтому сразу понял, что в машине чужаки. Он выходил с поля, прикрывая лицо рукой, но, проезжая мимо, мы заметили его испуганный взгляд. Я сразу понял, что это наш беглец. Мы ускорили ход и тогда он побежал, когда мы с ним сравнялись я дал команду ”берем”. На ходу мы выпрыгнули из машины и побежали за ним», – вспоминает сотрудник розыска.

Беглецу оставалось отсидеть около года, но в результате побега ему добавили 2,5 года строгого режима и предъявили иск почти на 700 000 рублей.

«Пока у осужденного есть иск, тем более совершившего побег, он находится на постоянном контроле, должен отмечаться каждые два часа. Даже в условиях колонии, находясь под охраной. Ни о каком досрочном освобождении, соответственно, здесь речи не может быть. И когда он освобождается этот иск на нем остается висеть», – объясняет Каризский.

При задержании у преступника нашли огромный нож, который тот к счастью не успел достать. По рассказам сотрудников розыска, серьезных травм у них не было, но, к примеру, их коллеги из соседних регионов получали и переломы, и ножевые ранения – работа опасная.  

«Сидеть в машине в засаде не всегда получается. Когда приезжаешь в маленький городок, любая чужая машина приметная. Приходится и в кустах лежать, и на чердаках, и в подъездах», – делится розыскник.

Бывает, что приходится сидеть в подъезде днями и ночами, случается, местные бабушки зовут погреться и выносят чай с бутербродами.

«Я замечаю, как уважение к человеку в погонах в глазах граждан растет, но еще свежи в памяти те времена, когда статус внутренних органов был очень низок. Проводили статистику – когда вышел сериал ”Бригада” начала расти преступность, все бросились авторитет зарабатывать и деньги. А как пошли патриотические сериалы про службу престиж профессии значительно поднялся», – отмечает Каризский.

* «Хизб ут-Тахрир» – международная террористическая организация, запрещенная в России

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев