Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

От усадьбы татарского купца до VIP-ресторана для приема Путина: каким станет Дом Бикмухаметова на улице Марджани

От усадьбы татарского купца до VIP-ресторана для приема Путина: каким станет Дом Бикмухаметова на улице Марджани
В Институте истории имени Ш. Марджани прошло заседание Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК).

После оглашения важной для татарстанских градозащитников новости о том, что 14 июня на XI съезде Центрального совета ВООПИиК в Коломенском президентом  Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников был избран казанец Артем Демидов, перешли к обсуждению ближайших территорриальных задач. Общественного обсуждения требовал проект воссоздания и приспособления объекта культурного наследия «Дом Бикмухаметова» в Старо-Татарской слободе на Ш. Марджани,10.

Напомним, концепции восстановления в Старо-Татарской слободе трех деревянных зданий (Ш. Марджани, 12, 14/1 и 14/2) и кирпичного Дома Бикмухаметова 1883 года постройки (Ш. Марджани, 10) были одобрены еще в декабре минувшего года на заседании межведомственной комиссии при Президенте РТ по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях. 

Уже тогда предполагалось, что, по аналогии с Татарской усадьбой, в этом квартале будут сувенирные лавочки и мастерские, например, по изготовлению валенок и калфаков, во внутреннем дворе 10-го дома — Дом татарской кулинарии со своей печью. Кроме того, дом Бикмухаметова планировалось Г-образным пристроем соединить крытым теплым переходом с Татарской усадьбой, чтобы посетители могли в холодное время перемещаться из здания в здание, выбирая место для отдыха.

Исторически по адресу Ш. Марджани задокументированы планы на строительство «деревянного дома на каменном этаже с антерсолями» купцу М. И Абряшитову 11 ноября 1851 года. Усадьба предполагала сам купеческий дом, службы, каменную баню со сводом, деревянное жилое строение и холодные службы. С датировкой постройки и авторством архитектора современные исследователи к единому мнению до сих пор не пришли.

Вынесенный на общественное обсуждение проект воссоздания и приспособления Дома  Бикмухаметова предполагает, что либо он был построен в 1854 году купцом 3-й гильдии Мифтахутдином Абрашитовым, причем как деревянный и лишь позднее заменен на кирпичный, либо сразу кирпичный двухэтажный дом был построен во второй половине XIX века титулярным советником Рахматуллой Курамшевичем Еникеевым.

Известно, что в начале XX века домовладение перешло в собственность почетной гражданки Бибизухры Абдулкаримовны Апанаевой и казанских мещан Мухаметгалея, Габдельшакура, Абдулрауфа Бибигазизы Абдрахимовичей Апанаевых. После Октябрьской революции дом продали крупному торговцу галантерейными товарами Абдрахману Фахрутдиновичу Утяганову.

В 2003 году дом был отселен по программе ликвидации ветхого жилья. Следующим его владельцем стал генеральный директор, а ныне председатель Совета директоров телекомпании «Эфир» Андрей Григорьев, намеревавшийся снести дом и построить на его месте 5-этажную гостиницу. Но поскольку в 2005 году дом был поставлен на госохрану как ранее утраченный объект культурного наследия, то ход замыслам эфировца был перекрыт, и он продал его следующему владельцу — Локшину. Однако в 2011 году здание было полностью утрачено из-за пожара (с собственника, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, тогда взяли лишь символический штраф).

Нынешний владлец объекта,  председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ Зуфар Гаязов готов воссоздавать дом в его историческом облике, тем более, что здание входило в комплекс некогда имевшихся здесь зданий татарской усадьбы.

Как отметила Фарида Забирова, рядом с  Домом  Бикмухаметова большая концентрация объектов культурного наследия — мечеть Марджани, Дом Апанаевых, Дом-усадьба Валиуллы Гизетуллина «Вали-бая» (1823 год).

При воссоздании здания предметами охраны будут как его расположение на красной линии по улице Ш. Марджани, формирующее фасад Старо-татарской слободы вдоль набережной озера Кабан, п-образная сложная форма двухэтажного дома с подвалом, пристроем и, галереей в исторических размерах, аутентичная конфигурация, так и геометрия, габариты и конструктивное решение вальмовой крыши и даже материал кровли — листовое железо и т. д. Будут также восстанавливать исторические лестницы и водосточные трубы.

В работе над проектом примет участие и государственный эксперт Министерства культуры России в области реставрации Наталья Троскина из Москвы (выступала экспертом и в проекте реставрации Кремлевского дворца в Московском Кремле – прим. ред).

Представляя проект для общественного обсуждения Фарида Забирова обратила внимание на то, что названия дома в различных источниках и документах расходятся, при этом ни одно не совпадает с тем, которое значится в реестре. Так, здание называется и домом Утягновых, и Апанаевых, и Еникеевых.

Реставраторы со временем намерены восстановить всю строчку утраченных домов по улице Ш. Марджани ( Ш. Марджани, 10, 12, 14/1 и 14/2), в том числе воссоздав по историческим документам располагавшиеся здесь ворота.

Проект усадьбы делал Аитов (Рамиль Аитов, архитектор проекта, заслуженный архитектор РТ и член Союза архитекторов России Рамиль Аитов — прим. ред), мы уже прошли комиссию у нашего Президента (Рустама Минниханова – прим. ред) и получили протокол. У нас есть весь пакет документов, который позволяет с исторической достоверностью воссоздать этот дом, который сочетает в себе черты типичного русского классицизма на мужской половине дома и традиционное обустройство татарских семей – на женской. Это отчетливый морфотип городской усадьбы казанских татар», — рассказала Фарида Забирова.

По ее словам к Чемпионату мира по футболу в 2018 году здание будет воссоздано и приспособлено под ресторан для VIP-персон, в том числе для приема в традициях татарского купечества Владимира Путина во время экскурсии по Старо-татарской слободе.

Вопрос: почему мы берем "иностранцев" в эксперты? Какую экспертизу они могут провести – это не их, не родное, что они об этом знают?», —  с явным недовольством спросил присутствовавший на собрании заслуженный архитектор РТ, главный архитектор проектов центра разработок генерального плана Казани Сергей Саначин и неожиданно для всех представил участникам заседания свои историко-архитектурные изыскания по Дому Бикмухаметова.

Эскиз вызвал удивление – на чертежах было изображено явно более красивое и продуманное здание. К тому же, по данным Саначина, автором-архитектором дома является не Петр Жуковский, не Петр Романов, а Фома Петонди.

Красавчик он, конечно. Очень понравился», – не сдерживая эмоций, признала председатель заседания ТРО ВООПИиК Фарида Забирова.

После продолжительных и откровенно жарких споров об авторстве проекта Дома Бикмухаметова, напоминавших рязановский фильм «Гараж», попытки на месте в репликах исторических чертежей различить подписи и понять, присутствуют они на документах как одобрительная виза того или иного архитектора как чиновника или как автора, к единому мнению собравшиеся так и не пришли. 

Сергей Саначин свернул свою презентацию и на просьбы Фариды Забировой предоставить материалы группе, работающей над проектом восстановления, ревностно парировал: «У вас там московский эксперт есть, зачем я буду вам что-то давать, я просто покажу. Или встретимся потом – поговорим».

Однако, поскольку Сергей Саначин не является аттестованным экспертом, сам он не может участвовать в госэкспертизе исторических объектов.

У меня предложение: надо создать специальную группу по перечню тех объектов, которые требуют уточнения своей истории, а Сергей Павлович (Саначин – прим. ред) ее возглавит. Мы от общества выступим с такой инициативой и, может быть, со временем Минкульт включит это в свой бюджет. Этот объект будет первым», – сказала архитектор-реставратор, автор в том числе проекта реставрации Дома Каушчи в Старо-Татарской слободе Ляля Сайфуллина.

Идея была поддержана. По предлагаемому же проекту восстановления Дома Бикмухаметова приняли решение о проведении новой экспертизы по датировке и названию объекта.

«И еще, правда, необходимо учитывать, что за основу берется дошедший до какого-то времени действительный облик. Так, по историческому проекту Дома Дротаевского его должны были украшать прекрасные фигуры, а на деле сделали только веночки», – сделала акцент Фарида Забирова. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев