В 1904 году Казанская икона Божией Матери была похищена из Богородицкого монастыря. В связи с преступлением был арестован и отправлен в каторгу Варфоломей Чайкин. Считалось, что он продал драгоценные ризы, а саму икону сжег, хотя до конца Чайкин своей вины не признал. Еще во время следствия в городе начались волнения — люди требовали пыток подозреваемых, в то же время шли слухи о причастности к преступлению старообрядцев, что последние восприняли довольно болезненно. Особо отчаявшиеся грозились взорвать монастырь. О подробностях «Дела № 29» рассказали в Госархиве Татарстана.
Поисками святыни занимались не рядовые полицейские, а жандармы
Около 3 часов утра 29 июня 1904 года из соборного храма в Казанском Богородицком женском монастыре были похищены две иконы в драгоценных ризах: чудотворная Казанской Божией Матери и Христа Спасителя.
В Государственном архиве сохранилось "Дело № 29", созданное по горячим следам похищения святыни. Всего в папке 30 листов с подробностями преступлениями, отчетами и слухами о произошедшем от обывателей.
«Это дело хранится не в фонде полиции, а Казанского жандармского управления. То есть поисками занимались не рядовые полицейские. Осознавая, что произошло, обратились именно к жандармам», — рассказала ИА «Татар-информ» Ольга Федотова, заведующая сектором публикаций Государственного архива РТ.
Накануне государственного праздника Дня народного единства и мероприятий, посвященных прославлению Казанской иконы Божией Матери, сотрудники ведомства достали из хранилища редкие исторические документы о краже реликвии.
Реликвии на 100 тысяч рублей
В документах сразу указывается, что, вероятнее всего, иконы были украдены из-за драгоценных риз — накладок на изображение святых. Богатые и высокопоставленные лица того времени, отметила Федотова, «к сожалению, или к счастью» считали своим долгом жертвовать для иконы драгоценности.
«В том числе и жертвовали члены императорской семьи, которые посещали Казань, и все это началось с Екатерины Второй. Как раз во время визита в Казань она отстояла службу в монастыре и пожертвовала на эту икону несколько драгоценностей. В результате это украшение стоило 70 тыс. рублей — по тем временам это астрономическая сумма», — сказала собеседница агентства.
Вторую икону оценили в 30 тысяч рублей. Кроме того, были украдены 500 рублей из свечных ящиков.
Первый подозреваемый — сторож Захаров
В отчетах прокурора говорится, что ночной сторож при храме Федор Захаров около часа ночи заметил близ церкви четверых неизвестных мужчин и едва приблизился к ним, как был схвачен ими и помещен в открытый подвал под церковью.
«В момент насилия Захаров, по его словам, хотел крикнуть, но злоумышленники зажимали ему горло и грозили револьверами и ножами, которыми они были вооружены, чем и лишили его возможности поднять тревогу в монастыре», — отмечается в отчете.
Именно 60-летний Захаров и стал первым подозреваемым в краже реликвии. Позже его связали с неким Куприяном Захаровым, который «своим профессиональным жульничеством должен быть известен городской полиции».
Одной из версий было то, что это Куприян украл иконы, а сторожа не стал убивать из-за «чувства родства».
Позднее сторож был оправдан.
«... сделали вывод, что икона была сожжена»
Тем не менее именно через сторожа жандармы вышли на компанию, которая занималась в городе скупкой краденого. Главой шайки оказался Варфоломей Чайкин (Стоян) — его настоящее имя до конца не было выяснено, продолжила сотрудница Госархива РТ.
«Они вышли на этот дом (Чайкина — прим. Т-и), и там при обыске в печи нашли остатки изрубленной ризы и несколько камушков, из чего сделали вывод, что икона была сожжена. То же самое подтвердила маленькая девочка, дочь сожительницы этого Чайкина», — сказала Федотова.
Чайкин был объявлен в розыск. При сходе с парохода в Нижнем Новгороде, его арестовали и доставили в Казань.
Призывы к самосуду, пыткам и поджогам
Настроение жителей Казани из-за совершенного святотатства было ужасным, рассказала агентству Ольга Федотова. Ведь икона считалась покровительницей города — «пока есть икона, считалось, что Казань никаким бедам подвержена не была». Подробные сведения о настрое граждан описал унтер-офицер Казанского губернского жандармского управления.
Так, народ считал, что с подозреваемым Чайкиным обходились слишком мягко, и именно поэтому он не хочет признаваться, куда дел Казанскую икону Божией Матери.
«Чайку следовало бы отдать народному публичному суду и тогда все увидели бы, что из него вышло, его следует подвергнуть всевозможным пыткам, до тех пор пока он расскажет где находятся иконы. Вообще народ озлоблен на Чайку...», — говорится в документе.
Прислушиваясь к всевозможным суждениям и толкам народа, офицер пришел к выводу, что люди хотят уничтожить дом, в котором жил «дерзкий преступник и найдены следы святотатственного преступления».
«Но каким образом уничтожить, я понять не мог, по моему убеждению полагаю, что уничтожить дом огнем», — рассуждает офицер.
«Обвиняли всех»
В страшном преступлении народ обвинял всех, рассказала заведующая сектором публикаций Государственного архива РТ. Слухи и домыслы жителей Казани также зафиксированы в докладе унтер-офицера.
«Проходили слухи, что женщина на кладбище видела мужчину с сумкой, что, якобы он шел в сторону еврейского кладбища — тут же появился еврейский след. Потом начали обвинять старообрядцев. Якобы сторож Захаров прежде был поморской веры, и он им продал икону. Настоятельницу монастыря — Маргариту — обвиняли, якобы, она там плохо организовала охрану», — поделилась с агентством Федотова.
Старообрядцев подобные обвинения страшно оскорбили. Так, в одном сообщении из дела говорится: «8 июля казанские старообрядцы собрались в свою молельню, где по своему обряду совершили молебен Казанской Божией Матери и просили ее заступницу, чтобы она указала свое местопребывание, так как они — старообрядцы — нравственно считают себя оскорбленными по народному слуху, будто бы они купили эту икону».
«Монашек же стоит пустить на воздух»
Особо отчаявшиеся грозились взорвать монастырь, из которого была украдена икона. Например, такое письмо поступило настоятелю Собора Богородицкого женского монастыря от анонимного отправителя (орфография и пунктуация автора сохранены):
«Уведомляю васъ батюшка что въ самомъ непродолжительномъ времени вашъ монастырь будитъ взорванъ ибо все мины ужи заложины а такъ какъ-бы не пострадали люди то позаботтисъ да и сами поберегитисъ. Монашекъ же стоитъ пустить на воздухъ. Ни што и ни кто не спасетъ потому что проводники къ минамъ заложены аккуратна. Хорошо будитъ если во время взрыва попадетъ Архiрей Димитрiй; но объ этомъ мы позаботимся и угостимъ его на славу».
«Он до конца не сознавался, куда дел икону»
В итоге суд вынес обвинительный приговор, Чайкина и его компанию отправили на каторгу, сказала собеседница агентства. На заседания пускали только по пригласительным — все боялись самосуда.
«Он до конца не сознавался, куда дел икону. Действительно ли ее сожгли... Эта загадка до сих пор не разгадана», — призналась Ольга Федотова.
«К сожалению, материалов суда у нас нет. Вроде несколько томов есть в Российском государственном историческом архиве в Петербурге. У нас есть отчеты газет с подробными репортажами из зала суда. Честно говоря, я сделала вывод, что доказательств (вины Чайкина — прим. Т-и) было маловато», — подытожила она.
Нет комментариев-