Русские злодеи в голливудских фильмах давно не новость и в целом, о них написано уже довольно много. Сначала их обилие объяснялось холодной войной, затем СССР распался и популярность в мире набрала русская мафия.
Сложилось ощущение, что к 2010-м годам образ русского злодея стал возвращаться в американское кино все активнее, и сейчас он снова в первых рядах. Sntat стало интересно, можно ли отследить тренды внешней политики в блокбастерах из Лос-Анджелеса?
Холодная война
Классикой стали персонажи русских злодеев в Бондиане. Например, Татьяна Романова («Из России с любовью», 1963) или Ксения (ох уж эти «русские» имена) Онатопп («Золотой глаз», 1995). Сильные и безжалостные шпионки, стали одним из главных клише в кино. За годы появились десятки подобных героинь из России и эта ветвь не прерывается, хоть и слегка меняется. Взять хотя бы «Красный воробей» (2018) или «Черную вдову» (2021).
Различные шпионы и злобные военные из СССР оставались на вершине списка самых опасных киношных антагонистов на протяжении 60-х и 70-х годов.
В 80-ые злодеи из Советского Союза тоже были частыми гостями в Голливуде. Киностудии смело выпускали такие ленты, как «Рэмбо» или «Рокки». И там, и там герои Сильвестра Сталлоне сталкивались с противостоянием недалеких, но опасных советских военных.
Переход к исламистам
Однако потеплевшие отношения между Москвой и Вашингтоном, явно повлияли и на Лос-Анджелес. Русских в рядах киношных злодеев становится все меньше.
В это время на волне интереса к восточным единоборствам вспоминают о китайских и японских гангстерах. Тем более, что в самой Калифорнии идут настоящие войны между бандами и среди них тоже есть азиатские группировки. Хотя количество китайцев в рядах плохишей быстро сошло на нет. Поднебесная – один из самых крупных рынков и ни одной компании не хочется получить бан в этой стране.
Важно, что в это время растет напряжение между США и Ираком. Вашингтон заступался за Саудовскую Аравию и Кувейт, которым предъявлял претензии Саддам Хуссейн. На фоне этого появляется еще один тип антагонистов – террорист непонятного арабского происхождения. После операции «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) этот образ стал уже общим местом. Для иллюстрации больше всего подходят радикалы из «Правдивой лжи». Кстати сказать, голливудские киношники придумали для них прекрасное переходное название: террористы состояли в организации «Алый джихад». Чувствуются нотки «красной угрозы»?
Был и широкий спектр других картин, начиная от комедии «Горячие головы» (1991) и до «Снайпера» (2014) Клинта Иствуда. После сентября 2001 года и повторного вторжения американских военных в Ирак этот тип бэдгаев прочно и надолго закрепился в голливудском пантеоне.
Русская мафия
Оргпреступность с территорий СССР стала одним из главных жупелов конца 80-х и 90-х годов. «Братва» пугала не столько самих россиян (все привыкали жить с необходимым злом под боком), сколько европейцев и американцев. Кинозлодеев из этой среды можно вспомнить со времен «Красной жары» (1988), хотя в этом фильме больше запомнился милиционер Иван Данко.
Образ русских братков, контролирующих разные стороны нелегального бизнеса, довольно прочно вошел в структуру голливудских фильмов. И иногда он явно помогал формировать общественное мнение. Например, в случае с «Оружейным бароном» (2005), образ которого явно отсылал зрителя к Виктору Буту, которого в США обвиняют в незаконной торговле оружием.
Не сразу вспомнишь, но опасность и всесильность русской мафии показана в фильме «Шакал» (1997) с Брюсом Уиллисом. Там, весь механизм противостояния со сверхпрофесиональным киллером запускают именно русские бандиты, решившие отомстить ФБР.
Кстати, в «Шакале» обращают внимание еще на одну категорию вечных бэдгаев – ИРА. Главный герой – это отбывающий срок в американской тюрьме боевик Ирландской республиканской армии. Их тоже довольно часто используют в американском кино.
Русские олигархи
В 2000-е палитра русских злодеев пополнилась. Голливуд заметил крупных бизнесменов с постосоветского пространства. Согласно стереотипам, все они жесткие, умные и по-прежнему связаны с криминальным миром. Тут и политик из «Хитмена» (2007), и олигарх из «Мёбиуса» (2013).
Постепенно глобальная политкорректность и дайверсити размывает этнические стереотипы в кино. Выходит огромное количество фильмов, злодеями в которых становятся совершенно разные персонажи. Среди них еще попадаются представители определенных наций или религий. Но даже тут сущности дробятся.
Из категории русских мафиози, например, оформились в самостоятельную угрозу кавказцы в целом и чеченцы, в частности. Например, на эту этическую группу указывает имя Аслан в «Джентельменах» (2019) Гая Ричи. Или прямое указание на чеченскую банду в Бронксе в картине «Общак» (2014).
Сказать, что Голливуд слепо выполняет политический заказ Вашингтона и лепит образ врага из русских или арабов нельзя. Но очевидно, что продюсеры, режиссеры и сценаристы основываются на стереотипах американцев, обрывках новостей и коллективных страхах. Все это только цементирует предубеждения в отношении русских, арабов, ирландцев, азиатов и всех остальных.
Нет комментариев-