Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Осторожно: двери закрываются…»: коллеги и близкие вспоминают «голос» казанских автобусов и радиостанций - известного диктора Николая Игнашова

«Осторожно: двери закрываются…»: коллеги и близкие вспоминают «голос» казанских автобусов и радиостанций - известного диктора Николая Игнашова
17 июля ушел из жизни человек, чей голос многие годы звучал на радио «Татарстан», который и сейчас ежедневно слышат казанцы в общественном транспорте, – известный диктор и актер Николай Игнашов. Он скоропостижно скончался из-за болезни сердца в возрасте 64 лет. Коллеги, близкие Николая Игнашова вспоминают годы совместной с ним работы, и рассказывают, каким он был при жизни.

«Переводил и делал аудиозаписи отрывков из Корана»

Информацию о смерти отца подтвердила его дочь Яна Протасова.

«К сожалению, это правда. Папа скоропостижно скончался 17 июля от болезни сердца. 20 июля с тетей похоронили его на кладбище в Киндерях. Папе было 64 года. Он был еще очень молод, ему бы жить и жить. Старшее поколение не особо любит телефон, компьютер, осваивают их с трудом. А папа изучил все компьютерные программы, мог редактировать свой голос, студия звукозаписи была у него дома. Это человек, который всегда стремился вперед», – рассказала Яна.

Его голосом объявляют остановки в общественном транспорте в Казани, звучит голос Николая Игнашова и на радио.

«В «красных автобусах» буду слышать голос отца, слезы текут… Дочери не сказала, боюсь, что будет плакать. Папа работал до последних дней. Неделю назад мне сказал: «Записал очень много роликов на телевидении, радио, ты меня еще много раз услышишь». А я: «Папа, что ты говоришь. Еще созвонимся». Он только протянул: «Ла-адно». Видимо, у самого было предчувствие…

Папа был «русским голосом» Татарстана. На радио он приветствовал слушателей: «Доброе утро, Татарстан!» На радио «Азан» переводил и записывал отрывки из Корана. Переводами занимался долго, очень много исправлял, старался, чтобы русские тоже понимали Коран. И мне давал послушать отрывки, это было поразительно красиво и проникновенно».

Фото Яны Протасовой

«Нашла через театр и попросила быть моим партнером»

Коллега Николая Игнашова на радио «Татарстан» диктор Фирдаус Ганиева рассказала, как одной из первых пригласила его на радио вместе работать.

«Николая привела на радио, когда наш главный диктор Владимир Батков заболел. Николая я нашла через театр и попросила быть моим партнером. Я сама 25 лет проработала диктором, последние десять лет работала с Николаем. Я его называю диктором высокого профессионального уровня. Это был открытый, юморной человек. Мы работали в период больших перемен в Татарстане – в девяностые годы. Помню, мы также читали информацию об объявлении суверенитета Татарстана. Мы, дикторы, были у всех на виду.

Позже по всей России стали избавляться от «штучного товара» – дикторов, дикторского цеха. Мы – считанные люди, не кто попало с улицы, мы отобраны большими комиссиями. Когда я поступала, на одно место претендовали пятьдесят человек. А Коле повезло – я вовремя его заметила.

Приступая к работе, надо привыкать к микрофону, студии. Он очень хорошо принял мои замечания, советы. Как диктор к делу относился серьезно. Но когда уставшие выходили с работы, он поднимал нам настроение своими шутками, анекдотами. О нем я могу сказать только хорошее. Соболезную его близким, родным».

«Коля, Бог тебе дал такой красивый голос, знаешь?» – «Этим я и несчастен»

Коллега Николая Игнашова – диктор радио «Татарстан» Талгат Хаматшин вспоминает покойного как очень аккуратного человека.

«Известие о его смерти для меня это стало шоком. О Николае я скажу только хорошие слова. Во-первых, в своей работе он был настоящим профессионалом. Более десяти лет работали вместе. Душа у него была чистая, все время улыбался. Когда грустно, расскажет какую-нибудь забавную историю, рассмеется громко и тебя заставит улыбнуться. Думаю, тем самым он и себе поднимал настроение. Потому что, сами знаете, мы работали с ним в довольно сложное время.

Он воспитал дочь и сына, всем сердцем болел за детей. Сам он, кажется, был родом из Красноярского края. Каждую неделю торопился на почту, чтобы отправить матери бандероль или посылку. Я как человек, тоже проживающий вдалеке от родного края и своих родных, это его качество очень уважал.

Я всегда восхищался тембром его голоса. “Коля, Бог дал тебе такой красивый голос, ты это знаешь?” – сказал ему однажды. А он ответил: “Этим я и несчастен”. Я даже растерялся. До сих пор не могу понять, что же он этим хотел сказать.

Никогда на работе не слышал, чтобы он обсуждал кого-то за его спиной, говорил какие-то сплетни. Это очень хорошее качество, к сожалению, не все им обладают. Выходя в эфир, он брал с собой текст, на котором отмечены все паузы, логические ударения, он заранее очень хорошо готовился.

Помню, мне дали звание заслуженного артиста, а Коля по этому случаю написал для эфира очень трогательный текст. Я слушал его в эфире и еле сдерживал слезы.

В 2005 году на радио «Татарстан» сократили штат, он попал под сокращение. После этого его голос звучал преимущественно в рекламе. Любую работу он делал на совесть, был очень точным, аккуратным. Пусть душа его будет в раю!»

«Он говорил: “Аллах все знает, видит”»

Диктор радио «Татарстан» Файруза Масгут вспоминает коллегу как человека отзывчивого, мастера на все руки.

«С Николаем на пару были ведущими на радио – он вел на русском, я на татарском. Удивительно талантливый, юморной был человек, фантазер. Приносил посвященные мне оригинальные стихи, у меня хранятся его уникальные подарки. И духовно он был близким мне человеком. Не могу даже представить, что он умер… Он был очень живой во всех смыслах человек.

Мы с ним записываться куда-то не ездили, у него была своя студия записи, записывались вдвоем и отправляли в “Казанское метро”.

Однажды он сказал: “У меня были очень тяжелые времена, даже есть было нечего, питался одними макаронами». Говорю: “Эх, Коля, что же ты ко мне не пришел?” “Неудобно было”, – говорит.

В последнее время готовил на радио «Азан» материалы по переводам Корана. Он часто говорил: “Аллах все знает, видит”. Очень предавался религии, верил. Иногда я даже думала, не принял ли он ислам. Он не говорил “Бог”, а всегда “Аллах Всевышний”.

Таких людей очень мало, было легко вместе работать. Никогда не оставлял в трудном положении, помогал. И руки были умелые, все делал, в маленькой комнатушке сумел обустроиться, сам сделал полки, душ, туалет.

Когда были моложе – вместе ходили в лес по грибы. Кофе он варил превосходно. Несколько лет ухаживал за матерью. Это была неповторимая личность. О нем можно говорить часами».

Воспоминания Николая Игнашова из книги «Тыңлагыз, Казан сөйли!»

«Именно в Казани я начал серьезно работать на телевидении и радио. Я был молодым актером, приехавшим на работу в театр Качалова. Как и других, меня привлекали, скажем так, к участию в литературно-драматических передачах и композициях. Я читал стихи и прозу, принимал участие в игровых сценах. Телевизионная техника той поры была громоздкой и неповоротливой… Передачи часто шли просто в прямом эфире, если же делалась запись – не хватало времени. Текст исполнителям давали поздно, репетировать было некогда…

Совсем иная атмосфера была на радио. Я помню межстудийные коридоры, где запрещалось громко говорить. Я вспоминаю ту суровую дисциплину, ту сосредоточенность дикторской группы перед выходом в эфир. Выпускающего – как тогда мне казалось, несколько жесткого, высокого, сухощавого седеющего человека (я почти не помню его без сигареты или папиросы), как он тщательно просматривал выпуск, как безапелляционно его резал, не позволяя разбазаривания эфирного времени. Если новости должны были идти 10 минут – они будут идти 10, и не меньше, и не больше, а ровно 10, и именно в это, указанное в программе время. Боже упаси, если он увидит посторонних в студии эфира!

Только сейчас я смог оценить мудрость этого человека, отдавшего жизнь работе на радио. Ведь чтобы говорить с людьми, надо быть к этому готовым. Надо думать, о чем ты будешь говорить сегодня, именно сегодня, и говорить будешь Всем!

…Но из чего оно складывается – убейте, не знаю! Я не радиопрофессионал! Я имею театральное образование и опыт, хорошую речевую школу. Никогда в жизни даже не стажировался ни в одном из центров, где готовили работников Гостелерадио. Я не могу дать объективную, скажем так, профессиональную оценку работы радио. Все, чем я владею, – это лишь мой личный опыт работы в СМИ. Тем, что я есть, меня сделали и помогают мне им оставаться свои коллеги: редакторы, режиссеры, звукооператоры, техники – все работники нашей компании. Удивительно душевные и отзывчивые люди. Низкий им поклон. Нашу работу нельзя положить в карман, на ней не доедешь до дачи, ее не выставишь на стол. Вся она уходит в эфир. Остается только память. Память – самая высокая оценка нашего труда».

Так хочется, чтобы память о нас была доброй. Так хочется, чтобы эта мечта сбылась. 

Николай Игнашов родился в 1955 году в городе Красноярске. Учился в институте культуры по специальности «актер русского драматического театра». Позже он приехал в Казань и стал актером театра им. Качалова. Затем много лет проработал диктором на радио «Татарстан». В последнее время сотрудничал с радио «Азан».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев