Регина Фасхеева — известный специалист в кругах пиарщиков и маркетологов. Но вряд ли многие из вас знают, что именно она и ее команда раскрутили в соцсетях «Казанский марафон», заманила вас на фестиваль ArenaLand и уже два года мониторит отзывы жителей в аккаунтах Мэрии Казани. Рассказываем о том, как Регина познакомила Казань с SMM и открыла свое агентство.
«Когда я начинала работать в SMM, о нем в Поволжье никто не слышал»
Сейчас все знают расшифровку SMM — Social Media Marketing, то есть маркетинг в социальных медиа. Но, как утверждает Регина, еще в 2012-м в Поволжье никто об этом даже не слышал. Учиться было не у кого, поэтому все свободное время девушке приходилось читать и переводить зарубежную литературу, чтобы понять, как продвигать бренд в Facebook, Instagram, Twitter, а также во «Вконтакте» и «Одноклассниках».
«Пять лет назад 19-летняя я пришла в агентство работать интернет-маркетологом. Это не то же самое, что SMM-специалист. Наоборот, более широкий профиль. Я занималась контекстной рекламой, изучала digital-стратегии, начиная от создания сайта, заканчивая всеми способами его продвижения. SMM был одним из девяти каналов продвижения. Мне нужно было все время читать зарубежные сайты, только там писали про SMM. Я переводила эти статьи и поняла, что за границей вовсю развит этот канал продвижения и стала внедрять его у нас в агентстве», — рассказывает Регина.
Девушка стала знакомить с SMM предприятия малого и среднего бизнеса, с которыми сотрудничала как интернет-маркетолог. Раз в неделю она делала рассылки с подборкой статей о продвижении, включая SMM. Потом татарстанские компании стали звонить с вопросами об этой услуге.
Впоследствии девушка сменила работу и сделала упор на SMM, хотя знания пиар-специалиста ей всегда помогали. Регина окончила отделение PR в Казанском Федеральном университете и до сих пор благодарна вузу.
«Я даже писала об этом у себя в блоге — рассказывала, зачем поступать на пиар. Во-первых, там можно получить хорошую теоретическую базу, и так как высшее образование на сегодня обязательный пункт, то лучше, если это будет профильная специальность. Во-вторых, ты учишься с людьми, которые будут с тобой в одной сфере, в одной профессии. Например, я могла еще в то время по поведению одногруппников сказать, хотела бы я с ними работать или нет», — объясняет девушка.
Регина разрывалась между учебой на последних курсах пиара и работой над несколькими проектами: торговый центр «Южный», строительная компания «Унистрой», кафе-кондитерская Cinnabon, сеть кафе «Хинкальная», «Клиника Нуриевых» — список не маленький.
«Это была адская головомойка. Нужно было делать всего понемногу, помимо SMM: помогала по части пиара, по заполнениям сайтов, и много времени уделяла ведению аккаунтов во всех соцсетях», — вспоминает Регина, которая все больше кажется нам потомком Гая Юлия Цезаря.
При всем при этом девушка была президентом «РАССО-Казань» (Российская ассоциация студентов по связям с общественностью).
Так продолжалось вплоть до 2014 года, когда Регина решила для себя: Хватит это терпеть, мне нужен помощник. Она смогла найти его через личную группу «ВКонтакте» под названием «Блог казанской SMM-щицы».
«Я выложила тестовое задание в свой блог. Где-то 40 человек заполняли их два месяца, но это была катастрофа. Я была в шоке, почему люди, которые говорят "Да я разбираюсь в SMM!", не могут выполнить пять очевидных заданий. Наконец, в октябре 2014 года я получила сообщение от незнакомого парня. Там было написано "Привет" и прикреплено заполненное тестовое. Я встретилась с этим парнем, хотя у него было 20 друзей "ВКонтакте" и мне казалось это подозрительным. Но тестовое было действительно хорошо заполнено, поэтому он стал моим помощником», — рассказала девушка.
Сейчас первый помощник Регины по имени Ринат Крайнов работает в SMM-агентстве в Москве.
«Этой осенью он прославился с другом тем, что сделал коробку Дурова. Павел Дуров опубликовал пост, где было 7 вещей, от которых он отказался. Ринат с друзьями все эти вещи собрали в коробку, которую потом продавали. Он прекрасный парень, который считает меня своим лучшим другом в Казани. В тандеме мы слаженно работали. Его отъезд был согласован», — вспоминает SMM-специалист.
С тех пор прошло больше трех лет, и теперь у Регины несколько помощников, каждый из которых ведет по несколько проектов разной сложности. В команде есть не только SMM-специалисты, которые публикуют посты в аккаунтах заказчиков, но и штатный фотограф. Иногда офис превращается в фотостудию, есть даже необходимая аппаратура, фоны и свет. Мы поинтересовались у Регины: для чего на видном месте в офисе висит сковородка, нет времени сбегать поесть? Оказалось, что иногда здесь готовят стейки или купаты и фотографируют их для аккаунта сети магазинов со свежим мясом, колбасой, молочными продуктами и хлебом.
У людей, не знакомых с работой SMM-специалиста есть мнение, что это все легко и просто: выложил пост, получил лайки, привлек подписчиков. Регина с пятилетним опытом в SMM брала к себе амбициозных новичков в команду, которые не продержались и месяца.
«Я говорила, что будет тяжело, что это не такая веселая профессия. Не про лайки и репосты. Это про аналитику, написание концепций, создание разного контента в зависимости от потребностей аудитории, про отслеживание уровня вовлечённости. Иногда люди не подозревают, какова цена ошибки в SMM», — уверена Регина.
Кстати, большую часть команды Регина нашла после своих мастер-классов, где рассказывала о пиаре и продвижении в социальных медиа. Так что, если хотите попробовать себя в этой профессии, следите за афишей событий.
«Я вообще говорю, что лучше у нас не работать, у нас тяжело. Но команда тем не менее набралась и терпит. Тут надо принять решение: либо ты любишь это дело, либо вообще не работаешь в этой сфере», — предупреждает девушка.
Тем не менее никто не застрахован от профессионального выгорания. Это произошло и с Региной, которая была морально истощена и приняла рискованное решение — уехать из Казани на два месяца и довериться своей команде.
«Максимум, что я делала — заходила вечером в наш чат, где ребята писали, как у них дела. Хотя в этот период у нас было много проектов, которые находились на пиковом этапе. Например, ТЦ "ГоркиПарк", который надо было открывать. Тогда же открывали Горкинско-Ометьевский лес, который до этого был в состоянии разрухи. Мы готовились к лыжному марафону, который проходил в феврале. Тогда же стартовала информационная кампания Казанского марафона и серии забегов TATAR.RUN. Мне было страшно и тревожно, а получилось, что все прошло хорошо», — с радостью отмечает Регина.
«Я сказала, что если я вернусь и все будет хорошо, то мы продолжим работать сложившейся командой и снимем хотя бы небольшой офис», — вспоминает Регина.
Теперь девушка и вся ее команда работают в центре Казани недалеко от Булака. Делать посты, проводить встречи и создавать фото и видео-контент можно в трех небольших комнатках на мансарде с небольшими окнами в потолке. Обстановка домашняя и молодежная: светлые стены, несколько белых столов, кое-где стоят одинаковые чайные кружки, а на полу мягкий ковер с высоким ворсом.
Появление офиса было лишь этапом в становлении агентства. Теперь у команды Регины Фасхеевой есть имя — Fragency.
«Я не хочу, чтобы ребята работали помощниками Регины Фасхеевой или в агентстве без названия. Нам надо было как-то о себе заявить, придумать название и презентовать. Важно было успеть в 2017 году, потому что декабрь 17-го и январь 18-го — будто год пролетел», — поделилась Регина.
Кстати, светящаяся неоновая надпись Fragency привлекает больше всего внимания в офисе. Еще в начале встречи мы полюбопытствовали: «Как расшифровывается название агентства?». Заранее заготовили свою версию: первые две буквы — инициалы основательницы, а затем добавляется agency — агентство в переводе с английского. Регина сказала, что мы правы, но лишь отчасти.
«Мы специально никому ничего не объясняем, чтобы каждый мог по-своему объяснить. Кто-то говорит "Свежее агентство", то есть сокращенно от "FResh AGENCY". Накануне Нового года мы выложили запись с подписью "FRANkness" — искренность, откровенность с английского. То есть каждый видит свое», — утверждает Регина.
Кстати, стилист Эльмира Минкина, знакомая нашей героини, придумала свою версию. Оказалось, что Регина обожает лягушек и коллекционирует их (теперь понятно, что в офисе делает игрушка персонажа «Маппет-шоу» лягушонок Кермит). Собственно, лягушка с английского Frog, вот тебе и FRagency.
Вечеринка Fragency, на которой собрались друзья, коллеги и клиенты, стала своеобразным подведением итогов многолетней работы Регины Фасхеевой в SMM. Правда, останавливаться она не собирается, хотя и глобальных целей не ставит.
«Мой главный жизненный принцип - я всегда очень рада тому, что у меня есть, и никогда ничего не загадываю. Опыт показывает, что так живётся проще и счастливее - и в работе, и в жизни. Если увлечённо, технически правильно и с любовью делать свою работу, то она обязательно принесёт хорошие результаты», — считает Регина.
«Искренность 24 на 7 — вот наш подход»
Регина Фасхеева работала как над коммерческими, так и над государственными аккаунтами. С ними нужно вести разную работу. Так, например, у государственного аккаунта, как правило, нет бизнес-цели, то есть стремления заработать. Но существуют другие — более глобальные пиар-цели. Популяризация, открытость информации, прямой диалог с властью — все это про государственные аккаунты.
В 2016 году работа казанской SMM-щицы стала частью продвижения «Казанского марафона», который прошел 15 мая. Его участники преодолевали дистанции в 3, 10, 21,1 и 42,2 км.
«В январе 2016 года позвонил директор марафона, предложил встретиться с командой. Он сказал нам: "Мы хотим сделать марафон на 10 000 человек в этом году, правда год назад было полторы тысячи участников". Мы не поверили, что в принципе это возможно. Это было как-то слишком амбициозно, но за полгода мы набрали 9800 участников. Знаковый проект», — считает Регина.
По мнению SMM-специалиста, в день стоит выкладывать не более одного поста — так вы будете заметны, но не навязчивы. Но бывают исключения, например, в случае с аккаунтом Мэрии Казани.
«Уже два года мы занимаемся аккаунтом Мэрии Казани в Instagram. Там например, нам приходится писать больше одного раза в день, потому что их пресс-служба часто генерирует новости. Информацию важно донести до людей. Приятно, что в этом случае в нас как в профессионалах уверены, прислушиваются к нам и разрешают адаптировать новость. Это очень крутой подход, учитывая, что это большая муниципальная махина», — объяснила Регина.
В случае этого проекта, задача SMM-щиков Fragency — донести, что проблемы людей решаются.
«Мы делаем утренний мониторинг на основе вчерашних сообщений, комментариев. Это еще одна наша функция — вести мониторинг всех недовольств. Мы их направляем своему начальству, потом они отрабатывают этот негатив, по-настоящему решают проблемы. Это очень здорово», — замечает Регина.
Мэрия Казани представлена в Instagram, Facebook, Вконтакте и Twitter. Не так давно в соцсетях изменили дизайн и подвели аккаунты под один стиль с официальным сайтом.
«В самом начале был такой дизайн, что мы выкладывали в Instagram фотографии с плашками. Потом по аналитике поняли, что пользователям больше нравятся чистые фото. А во "Вконтакте" всегда было фирменное оформление. Сейчас все подвели к единому стилю, белым отбивкам, чтобы эстетически было более красиво», — отмечает Регина.
В разговоре SMM-специалист практически не упоминала работу в российской социальной сети «Одноклассники», и мы поинтересовались, почему?
«"Одноклассники" никак не развиты в поволжье, сколько бы лет они не пытались обратить на себя внимание, ничего не выходит. По московским проектам мы еще там что-то делали, хотя и в этом случае была слабая отдача. Конкретно в нашем регионе это не развито, потому что люди не регистрируются, им достаточно других соцсетей», — ответила Регина.
В каких соцсетях стоит представлять бренд? Ответ на этот вопрос зависит от аудитории.
«У каждой соцсети своя аудитория: в плане возраста, интересов, образа жизни, идеалов и т.п. Допустим, нам нужно продвинуть женский бренд. Как он будет работать в Instagram? Там его надо подавать через красивый визуал, через образ жизни. "Вконтакте" тот же самый бренд лучше пойдет через рецепты, большие фотоконкурсы, в которых надо набирать лайки. Там сидят этакие "мамочки", у которых не "Айфоны", может быть, и они в соцсети участвуют во всех интерактивах, чтобы получить призы и т.д. Пользователи Instagram больше за эстетику, за концепцию, чтобы все красивее смотрелось. На Facebook мы бы этот бренд либо вообще не выводили, либо публиковали бы реже. Там аудитории больше нравится бизнес-контент. Но иногда достаточно просто транслировать там то же самое, что и в Instagram», — поделилась с нами SMM-специалист.
Увы, за продвижение личных страниц Fragency не берется. Регина уверена, что SMM-специалисту можно доверить только коммерческие и государственные аккаунты.
«Я считаю, что в личных аккаунтах все зависит от человека, от того как он пишет, что он доносит. От его круга знакомств, его статуса в обществе, особенностей его поведения. Иначе все превратится в нашу историю, которую пишем мы. У нас были предложения от очень медийных личностей, которых нужно было довести до всероссийского масштаба. Но мы не берем, ведем только коммерческие и государственные аккаунты», — сообщила девушка.
Регина — бизнесмен, но тем не менее она ни за какие деньги не берется за слишком молодой проект. Правда, случаются исключения, если SMM-специалист влюбляется в идею.
«Бывает, что проект совсем крошечный, но о нем так увлеченно рассказывают, что мы не можем его не взять. Собственно, "Казанский марафон" был низкооплачиваемым проектом, но мы его взяли. Только потому что мы сами верили в это спортивное событие. Я сама пробежала 10 км, сейчас готовлюсь к триатлону. Мы прям сильно в это все втянулись», — поделилась с нами Регина.
Буквально о каждом проекте, которым занимается Fragency, девушка рассказывает с воодушевлением. Говорит, что без искренней любви к тому, о чем пишешь в аккаунтах клиентов, нельзя быть SMM-щицей. Подписчики сразу вас раскусят.
«У нас есть коллеги, которые работают более системно и штампованно, но менее душевно и менее включенно в саму суть проекта. Может быть, это не очень правильно, но мы полностью внедряемся, поэтому все наши проекты между собой значительно отличаются. У нас не бывает такого, чтобы мы смогли применить один и тот же план на несколько проектов. Искренность 24 на 7 — вот наш подход», — заявила девушка.
Если же проект плохой, то эффект от SMM-продвижения будет разовым, а не постоянным. Вместо вложений в рекламу лучше подтянуть качество продукта, уверена основательница Fragency.
«Плохой продукт мы не сможем вытянуть. Если он изначально плохой, никакая реклама не поможет», — заключила Регина.
Тренды в соцсетях-2018
Специально для нас Регина рассказал, что будет в тренде у пользователей соцсетей в этом году.
Посты — реже
«Сейчас все социальные сети переходят в формат "количество не равно качество" и включают ранжирование ленты. Представим, что компания А выкладывает пять постов в день, а Б — один пост в день. Ты видишь пять постов, думаешь, что три действительно классные и лайкаешь их. Это означает, что ты лайкнул только 60 процентов из 100. А у компании Б вышел один пост, ты его лайкнул и это дает 100 процентов. Те аккаунты, у которых по 100 процентов, отображаются в ленте первыми, а те, у кого 60 процентов — после пятого — шестого поста со 100 процентами».
Пользуемся Stories в Instagram
«Stories в Instagram — это в принципе отдельный тренд. Ранжирование не влияет на них, можно публиковать stories в неограниченном количестве, главное, чтобы содержание было полезно и интересно для пользователей. Из плюсов то, что ты видишь контент по мере публикации в Stories. Самая последняя история отображается ближе к аккаунту пользователя, поэтому выше шанс, что он обратит на неё внимание. В прошлом году Instagram выделился в отдельное направление, а потом и Stories выделились как тренд. Это теперь отдельная площадка, и скоро можно будет уже нанимать в агентства менеджера по Stories. Это вполне возможно, если речь идет о какой-то крупной корпорации».
Делаем более качественный контент
«Сейчас почти каждая компания считает своим долгом зарегистрироваться в соцсетях, поэтому гораздо сложнее привлечь внимание людей. Каждый раз контент должен быть более претензионным, более интерактивным, более красивым, более полезным. Критерии оценки изменились с тех пор, как я начала работать в этой сфере».
Создаем ботов в Telegram
«Сейчас боты в Telegram можно тоже выделить как тренд 2018 года. В целом чат-боты, мессенджеры и Telegram-боты. В случае с государственными каналами там нужно транслировать новости в виде дайджеста. Может быть обратная связь в виде эмодзи или каких-то голосований. Для коммерческого клиента мы создали чат-бот по доставке еды».
Виртуальная реальность
«Есть вероятность, что виртуальная реальность станет трендом. Допустим, если люди начнут покупать соответствующую технику, очки виртуальной реальности и т.д., то SMM может уйти в эту сторону в следующем году. В этом году, наверное, до этого еще не дойдет, но мир стремительно меняется в вопросах технологий».
Тренды постоянно обновляются
«Тренд — это всегда временное явление. Условно, Prisma просуществовала несколько дней. Теперь моветон выложить такую фотографию, даже через месяц после появления этого приложения уже было моветоном. Быстро реагировать на тренды — это есть и будет неотъемлемой частью работы SMM-специалиста вне зависимости от года».
Нет комментариев-