Мадина Сабиржан – владелица кафе татарской кухни в Казани. В прошлом году она основала проект «Казанский кучтэнэч» – лавку съедобных национальных сувениров.
Об идее создания «Казанского кучтэнэча»
Как возникла идея создать лавку татарских съедобных сувениров?
– Я путешествую по миру, бываю в разных странах. Я видела, насколько там это развито – когда в историческом центре приходишь в какие-то лавочки, они полны гастрономических вкусностей, которые несут культуру своей страны. Я пришла к тому, что было бы неплохо сделать что-то подобное в Татарстане, в Казани. И учитывая, что моя основная деятельность связана с общественным питанием, мы начали производить свою продукцию, стильно ее упаковывать, с названиями, отражающими нашу культуру, и представлять в нашем магазине съедобных сувениров.
Когда надо было что-то подарить из Казани, я обычно шла в "Бахетле", покупала палку колбасы, чак-чак, водку "Ханскую". Что привезти с собой, когда ты едешь куда-то? Больше ничего не было. Я думаю, что мы эту проблему решили - в нашем магазинчике представлен ассортимент намного шире, чем чак-чак и палка колбасы. Основная идея состоит не в том, чтобы продать еду, съедобные вещи, а в том, чтобы упаковать их правильно, с таким дизайном, который бы передавал нашу культуру. Мы придумываем сувениры с названиями татарских праздников, именами персонажей татарских сказок и легенд.
Мы обучаем наших продавцов тому, что они должны обязательно рассказать туристу или гостю, зашедшему в магазин, что такое Сабантуй, что такое Нечкэбил, кто такой Шурале.
Люди, живущие в Татарстане, конечно, с этим знакомы, независимо от того, русские они или татары, а туристы зачастую задают вопросы. И поэтому наша задача – именно донести до людей, что есть такая интересная культура.
Почему выбрали название «Казанский кучтэнэч»?
– У нас был мозговой штурм, мы разбирали несколько вариантов. В итоге пришли к тому, что обязательно должно быть слово «казанский», потому что это из Казани, а насчет «кучтэнэч» долго спорили, потому что это слово не все понимают, но, тем не менее, решили, что оно достаточно необычное и прикольное. Это сочетание будет красиво звучать и потихоньку приживется, люди будут понимать, что казанский кучтэнэч – это какой-то гостинец из Казани, из Татарстана.
О приоритетах и почетных заказчиках
Почему открыли именно кафе национальной кухни?
– В кафе мы постарались максимально представить информацию об истории и культуре – на столах информация о моде, о еде, об исторических деятелях, известных певцах, Шаляпине, например, чтобы люди могли не просто прийти покушать, а почерпнуть именно какую-то историю.
Возможно, с экономической точки зрения здесь выгоднее было бы открыть итальянское кафе, пивнушку, ночной клуб, но не все определяется деньгами.
Иногда в жизни приоритетнее сделать что-то, не столько приносящее деньги, сколько, может быть, пользу.
А друзьям вы дарите казанский кучтэнэч?
– Конечно. Не было еще ни одного равнодушного человека, всем нравится, как придумано, как упаковано.
Кто заказывает сувениры, есть ли среди них первые лица Татарстана?
– Мы с Госсоветом активно работаем – они в восторге от нашей продукции, дарят ее своим гостям. Мы для них даже сделали стилизованные деревянные ящики с тюльпанами, сейчас продумываем другие варианты упаковки. Очень много туристов приходит, каждый для себя что-то находит, хоть пачку чая, но все равно покупают.
Когда мы все наладим, тогда уже можно будет говорить о том, чтобы продавать сувениры не только в Казани, а делиться нашей культурой уже на уровне нашей страны и, возможно, не только.
Это для меня план-максимум, но для этого еще надо очень много работать.
Почему важно рассказывать о татарской культуре
Чувствуете свой вклад в популяризацию татарской культуры?
– Если сравнивать с тем, что делают другие, наверно, мой вклад очень маленький. Я делаю это не для того, чтобы меня кто-то похвалил. Я это делаю, потому что это есть, и хочется об этом рассказать другим людям. Хочется, чтобы другие люди пощупали, потрогали частичку нашей культуры. А каким будет мой вклад в общем масштабе, я, если честно, не задумываюсь.
Ощущаете поддержку со стороны города, республики?
– Пока не могу сказать, что чувствую какую-то глобальную поддержку. Проблема не в том, что нас не хотят поддерживать, а в том, что про нас пока не знают. Мне бы хотелось, чтобы нас приглашали принять участие в различных мероприятиях в Казани или за ее пределами, в Сабантуе в Париже, например. Хочется, чтобы власти республики и города понимали, что мы делаем что-то полезное для всех, и приглашали нас продавать сувениры во время этих мероприятий. Многие люди говорят: «Как здорово, что вы это придумали, что вы все это сделали». Я вижу в глазах людей действительно искреннюю радость за то, что мы сделали, в целом отклики положительные, это радует.
О начале пути
Когда почувствовали в себе предпринимательскую жилку?
– Предпринимательская жилка у меня в крови – мой отец тоже предприниматель. В какой-то момент я поняла, что у меня много идей, много энергии и сил. Я всегда по натуре была лидером, всегда стремилась к чему-то большему. Вообще свой путь в предпринимательстве я начинала с туризма, организовывала поездки для болельщиков всех наших спортивных клубов — и "Ак Барса", и "Рубина", и волейбольных клубов. А потом как-то случайно в 2008 году я попала в общественное питание, потихоньку начала развиваться в этом направлении. На сегодняшний день у нас больше двенадцати объектов общественного питания. «Казанский кучтэнэч» – это новый проект, который частично связан с питанием и частично – с моей творческой натурой. «Казанский кучтэнэч» – это бизнес, в котором соединились и творчество, и культура, и еда.
Реализуете свое творческое начало в разработке дизайна?
– Мы совместно с менеджером проекта придумываем и дизайн, и названия, и упаковки. У нас много идей и планов, мы еще далеко не весь ассортимент представили. Пока это только первоначальный этап, и нужно время для того, чтобы все наши планы воплотить в жизнь. В Казани много объектов культурного наследия, очень много традиций, о которых можно рассказывать. Мы хотим об этом рассказать через эти съедобные сувениры, через кучтэнэч, чтобы люди увезли что-то съедобное с собой и узнали нашу культуру.
О взлетах, падениях и жизненном кредо
Был такой период, когда что-то не получалось?
– Как и у любого человека, в жизни бывает черная и белая полоса, есть взлеты и падения, иногда мы ошибаемся, спотыкаемся. Никогда нельзя унывать, никогда нельзя сдаваться, я в этом плане очень стойкая, железный, как говорится, стержень.
Основная проблема, конечно, бывает в людях: очень сложно найти людей, которые с душой работают.
Не просто на работу ходят, чтобы в конце месяца зарплату получить, а с душой готовят, с душой обслуживают. Мое кредо в жизни такое – чем бы я ни занималась, у меня никогда на первом месте не стояли деньги. Даже если взять это здание: когда мне предложили это помещение, у меня даже не было других вариантов, учитывая географию этого здания, то, как развивается туристическое направление, учитывая, что зданию больше 140 лет.
– С какими сложностями вы столкнулись?
– Сложностей было много. Прежде всего, технические, потому что это здание старое, ему 140 лет. Когда отбивали штукатурку, у нас пошла трещина, и возникла опасность, что потолок может вообще обрушиться. Из-за ветхости постоянно что-то латать надо, перепланировку сделать невозможно. А вообще я никогда не думаю о сложностях, любую проблему можно решить.
Когда создавали проект, не было страха, что не получится?
– Нельзя заниматься бизнесом, если боишься что-то потерять, тогда лучше вообще не начинать.
Все, что касается каких-то экономических вещей, это все приходит и уходит. Любой проект – это риск, что открываешь столовую, что кафе, что магазин, что строительный бизнес или нефтяной. Были, конечно, опасения, но я закрыла на это глаза. Ну не пойдет, и ладно, значит, судьба такая, будем двигаться дальше. Любое, даже самое мертвое направление можно расшевелить. Главное, сколько ты своей энергии вкладываешь в это, сколько желания, сил, души, в конце концов.
В чем секрет вашего успеха?
– Мой основной принцип в жизни такой – если что-то делаешь с душой, то люди обязательно это чувствуют, это всегда найдет отдачу. Я люблю людей, я люблю общаться, я люблю угождать, я получаю от этого удовольствие. Поэтому первое – надо делать всё с душой. Второе, это много работать, постоянно быть в движении и развитии. Третье, уметь подобрать людей в свою команду, которые будут так же с душой работать, а не просто на работу приходить, чтобы зарплату получить. Успех приходит, когда в команде рядом с тобой есть люди, которые так же, как и ты, болеют за конечный результат.
Почему важно быть в тренде
На ваш взгляд, какие сложности испытывает предприниматель в России?
– Наверно, не всегда есть взаимопонимание с органами власти, поддержка с их стороны. Мне сложно судить,
я сама лично никогда ни у кого ничего не просила, старалась всегда развиваться на свои собственные средства, старалась не брать кредиты в банках, потому что это яма.
Основная проблема в том, что недостаточно образования у предпринимателей. Если человек хочет быть успешным, он должен развиваться и находить способы решения тех или иных сопротивлений, которые встречаются на пути.
Что бы вы посоветовали начинающему бизнесмену?
– Не бояться – это самое главное. Должен отсутствовать страх потерять, страх неудачи, страх, что не получится.
Предпринимателем быть очень нелегко, приходится работать 24 часа в сутки, всё время твой мозг думает, как этот вопрос лучше организовать, как тот.
Если человек хочет чего-то добиться, он должен работать над своим профессиональным ростом. Мир динамичный, меняются тенденции и технологии, а если ты сидишь в своем мирке на работе и привык все делать по старинке, ничего не получится. Любой человек, который хочет развиваться в бизнесе, должен постоянно обучаться, совершенствоваться, быть в тренде, как говорится.
О планах на будущее
Как планируете развиваться дальше?
– У нас много идей. Например, для кремля мы разработали специальную линейку сувениров с его изображениями. Что-то мы производим сами, что-то мы покупаем у других производителей, упаковываем под своим брендом и доводим до ума, так сказать. Мы думаем над тем, чтобы проводить у нас церемонии татарского чаепития, рассказывать о том, как раньше наши предки пили чай. Всем известно, что чай для татар – это номер один, татары очень любят пить чай.
В планах прикреплять какие-то татарские сказки, притчи в виде маленькой книжечки, чтобы люди, покупая коробочку чак-чака, узнавали какую-то небольшую историю. Я очень люблю Казань, я патриот своего города, своей страны, своей культуры.
Я окончила татарскую гимназию, на переменах мы танцевали под баян, пели татарские песни, и я активно участвовала во всех мероприятиях на татарском языке. Чем старше я становлюсь, тем больше я понимаю, насколько это все родное, когда я слышу татарскую музыку, меня что-то будоражит с детства.
Мне хочется рассказать другим людям, что есть такая культура.
Видите себя в будущем в других сферах бизнеса?
– Возможно, да. Я пока не думала в каких, но для меня очень важно, чтобы это был бизнес не только для денег. Это должен быть бизнес, который приносит удовольствие. Я счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом, причем достаточно женским, которое приносит удовольствие и плюс еще деньги. Я не только бизнесвумен, а прежде всего, женщина, для меня очень важно не превратиться в робот-машину, зарабатывающую деньги. Для меня важно быть женщиной, оставаться женственной, оставаться любимой, и иметь работу, которая приносит и деньги и эмоциональное удовлетворение.
Нет комментариев-