Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Основатели проекта IZX: «Дополненная реальность в конечном итоге убьет мониторы и дисплеи, в которые мы постоянно смотрим»

Основатели проекта IZX: «Дополненная реальность в конечном итоге убьет мониторы и дисплеи, в которые мы постоянно смотрим»
Директор по коммуникациям казанского стартапа IZX Никита Купцов рассказал ИА «Татар-информ» о первом в мире проекте, объединившем блокчейн и дополненную реальность.

Казанские разработчики создали приложение, позволяющее пользователям, как в игре Pokemon Go, собирать токены и обменивать их на ценные призы. Директор по коммуникациям казанского стартапа IZX в интервью ИА «Татар-информ» рассказал, как технологии блокчейн изменят мир и почему будущее за дополненной реальностью. 

Что собой представляет проект Izetex? 

 Проект представляет собой по сути дела новую ветвь развития программы лояльности любой организации, которая предоставляет услуги: кафе, рестораны, магазины. Только вместе того, чтобы какие-то коды активировать через Интернет или выдавать дисконтные карты, можно просто поймать токен в дополненной реальности и обменять его на подарок, приз, скидку. При этом этот токен может быть раскидан как в дополненной реальности, так и в виртуальной реальности: в игре Counter-struke или World of Warcraft, технически вообще это очень легко. Поместить туда токен с любыми возможностями, он так же будет отображен в блокчейн. 

Можете рассказать про это приложение? 

 Приложение определяет вашу геолокацию, прямо здесь лежит желтенький токен IZX, то есть надо к нему просто подойти, нажать «поймать», появится камера и через камеру мобильного телефона нужно поймать в прицел. Если бы он был здесь, в нашей студии, он мог быть у вас над головой, где-нибудь, на столе. Это несложно, но нужно дойти ногами до него. Токены сейчас появляются каждый раз при скачивании нового приложения, то есть когда человек скачал приложение IZX, хоть в Антарктиде, Гренландии или Австралии, вокруг него появляется 4 токена, он может играть и уже включатся в процесс. 

В чем уникальность проекта? 

Это объединение двух передовых технологий: блокчейн и дополненная реальность. До нас этого никто не делал. Мы изучали конкурентов — именно такого нет. Уникальность в том, что мы приобщаем людей, которые до этого абсолютно не взаимодействовали с криптовалютой и технологией блокчейн. Потому что ловят кто угодно. Есть среди наших фанатов и бизнесмены — люди, у которых есть серьезные проекты, выбираются на улицу и ловят токены. Есть школьники, домохозяйки, которые вообще не слышали ничего об этом. Есть экстремалы, которым нравится, что токены разбросаны по лесам, полям, дуплам. Им нравится, что это сопряжено с определенными сложностями, перелезть через забор и т. д. Ну и еще одна специфика нашей компании — это то, что она корнями из Татарстана. 

Как ваш проект связан с блокчейн? 

Блокчейн в переводе на русский означает «цепочка блоков». То есть это децентрализованная технология, где записаны все ходы. Наш токен находится на базе платформы Ethereum. В принципе подделать блокчейн, какие-то операции с токеном, изменить подпись, невозможно. В цепочке блоков все записано, начиная от первой транзакции и заканчивая последней. Это прорывная технология, она потенциально изменит очень многие сферы нашей жизни, изменит госслужбу, банковское дело и прочее. Вообще везде, где надо что-то сверять или заполнять табличку в Excel, все уйдет. Говорят даже о светофорах на блокчейне. Не будет различных сверщиков, везде будет блокчейн. Это дешевле и логичнее, когда ты получаешь свой приватный ключ, и документ уже нельзя подделать, данные записаны в цепочке блоков. Потенциально это в ближайшие 5-7 лет изменит банковскую систему до неузнаваемости. Может быть, будут какие-то банки, но не в таких масштабах, и они будут заниматься совсем другим. Наверное, на 90 процентов это уменьшит штат крупных банковских и страховых компаний. Люди будут иметь больше времени для творчества, чем для однообразного труда. 

Какие угрозы это несет? 

Знаете, когда в Турции Ататюрк (Мустафа Кемаль Ататюрк — основатель современного турецкого государства — прим. Т-и) начал заниматься введением тотальной грамотности среди населения, были династии писцов, которые переписывали всякие письма. Люди были в большинстве своем неграмотные, а они переписывали письма, книги, что-то там писали, у них был красивый почерк, были целые династии. А когда Мустафа Кемаль решил начать заняться грамотностью в стране, они стали лишаться работы. 300 лет ничего не менялось, и вдруг «я все сам напишу своим корявым почерком. Не нужен ты мне». Для них это, конечно, была трагедия, они бунтовали. Здесь то же самое. Надо меняться, все меняется, и мы меняемся вместе с этим. Современный человек не хочет сидеть в стойле 8 часов, он хочет больше времени уделять семье, социальным сетям, общению, каким-то интересам. Поэтому так или иначе все монотонное и однообразное будет заменено алгоритмом. Уже сейчас чисто логически сложно найти смысл существования большинства государственных учреждений, любого министерства и прочего. Это все может быть заменено алгоритмом. 

С чего началась реализации идеи? 

Идея началась с концепта. Вообще, проекту чуть больше трех месяцев. Мы довольно быстро нашли необходимых специалистов, кто смог это реализовать, в проект подключился технический директор. Проблем в кодировании всего этого на блокчейне не оказалось. Поэтому очень быстро сделали концепт, прототип приложения. Сейчас тоже в принципе тестовая версия, но все работает, и по всему миру люди скачивают приложение, ловят токены, все довольно интересно. 

Когда-то два нынешних соучредителя проекта встретились абсолютно по-другому вопросу, они были в блокчейн тусовке, каждый понемногу занимался чем-то: покупкой криптовалюты, майнингом и т. д. Они объединились, просто начали общаться и появилась такая идея — объединить блокчейн и дополненную реальность. Проект показался интересным, нашлись другие члены команды. Таким образом, сейчас у нас в команде 7 человек: несколько советников, несколько работников на аутсорсинге. Планируем расширить команду после ICO, после того, как у нас будет согласован маркетинговый бюджет и т. д. Всем понятно, куда двигаться. 

Откуда название? 

 Это пока секрет. Мы решили, что когда мы соберем 100 миллионов долларов, тогда расскажем, что значит аббревиатура IZX.  

Сколько человек уже скачали приложение? 

Повторюсь, у нас тестовый период, до ICO (Initial coin offering — первичное размещение токенов — прим. Т-и) мы просто ведем доработку, собираем обратную связь от пользователей в чате, действительно там бывают разные технические сложности. За три месяца у нас 5 тысяч установок по всему миру. Это без агрессивной рекламы и особых затрат на маркетинг. Единственное, чем мы занимались — продвижение в YouTube. Мы сформировали бюджет и продвинули наш ролик в англоязычной версии видео-хостинга, у видео уже более 100 тысяч просмотров. В тестовый период мы подключили несколько магазинов, посмотрели, удобно им считывать или нет. Франшиза компании Quest Quest в Уфе решила предоставлять скидку в 500 рублей за 5 токенов. У нас была разовая акция с рестораном здесь, в Казани, там получали десерт за токен. У нас уже работает модель, ее можно менять, улучшать; можно сделать, чтобы токены были брендированные, чтобы они вращались, были в форме головы носорога — чего угодно. Но сама суть — что в дополненной реальности вы выполняете какие-то действия и получаете за это что-то — она уже обкатана. 

В принципе, дополненная реальность — это тренд ближайших трех-пяти лет, в России, может, чуть подольше. Все будет в дополненной реальности, и дополненная реальность в конечном итоге убьет мониторы и дисплеи, в которые мы постоянно смотрим. То есть все будет в Google Glass или каких-нибудь полушлемах, когда ты действительно, как в фильме «Терминатор» ходишь и получаешь информацию об окружающем. Программа лояльности тоже должна из всяких неудобных кодов и дисконтных карт уйти в дополненную реальность. Торговля во многом уйдет в виртуальную реальность, мы уже будем к этому готовы. Сейчас у нас такая смешная и как бы несерьезная игра, но на самом деле мы погружаемся в тренд. 

Какая география у пользователей приложения? 

Мы недавно считали географию — порядка 60 стран там уже есть. Незначительное число установок нашли даже в Африке и Латинской Америке, то есть почти все континенты; Австралия есть. Больше всего, конечно, в России. В Европе, кстати, очень активно играют, в Испании много установок. В России самое большое число установок в Москве, Казани, Уфе. В нашем домашнем регионе благодаря сарафанному радио или участию в конференциях о нас узнали, скачали, кому-то рассказали. Опять же говорю, пока агрессивного маркетинга не было. Для этого нам нужно провести ICO, собрать деньги на проект и дальше уже вплотную заняться маркетингом и подключением всех к IZX. 

Есть статистика по токенам? 

 Сейчас около 10-13 тысяч токенов лежат на земле. Перед ICO мы эти токены, которые будут собраны на земле, поменяем на реальные токены ERC20 на базе эфира. Таким образом, обычные охотники за этими токенами станут обладателями цифровых активов нашей платформы. Потом этого не будет, потом они все будут рекламные, но в тестовый период мы даем пользователям такую возможность. 

В Казани где это можно использовать? 

 Совсем недавно у нас появилась интересная акция. Знаете, что букву «Ш» сейчас надо вешать на автомобиль, иначе 500 рублей штраф. То, что машины зимой ездят на шипах это все равно, что вешать на машину табличку «сейчас зима». В городе есть магазин автозапчастей, там можно один пойманный токен обменять на знак «Ш», либо взять какой-то другой товар и расплатиться токеном. 

Сколько заведений уже соглашалось с вами работать? 

 Заявок куча, просто нужно определенным образом упаковывать каждую заявку. Пока мы не ставим особых приоритетов, это может быть и ларек с шаурмой и какой-то банк. Сейчас мы готовы бесплатно выгрузить токены любой компании с условием, что они вложатся в маркетинг. Достаточно небольшого поста в Instagram, сказать: «Ребята, сейчас у нас есть уникальное предложение — поймать токены у другого банка, в который вы обычно ходите, и в нашем банке получить продукт, скидку, ручку». 

На вашем сайте есть раздел о пре-ICO, что это значит? 

 В каждом ICO есть такой момент, как представление White Paper . Она включает стратегию, механику, дальнейшие планы по развитию платформы в одном документе. Его нужно согласовать с юристами, в чьей юрисдикции ты находишься, с консультантами и т. д. У нас этот документ уже готов, осталось его юридически согласовать. Мы его представим перед ICO. То есть до того, как выкатим наш White Paper на суд общественности, мы проводим такой private tooken sale — продажа наших токенов узкому кругу лиц, которые верят в проект, которым достаточно укороченной версии White Paper. Они могут приобрести токены по более выгодному курсу, чем те, которые уже ждут ICO, White Paper и всех раскладов. Это для самых близких и самых фанатично преданных, они, соответственно, будут вознаграждены более низкой ценой. Таких человек уже 15. 

Когда проведете ICO? 

 ICO будет 29 ноября в Сингапуре. Вот мы заняли второе место на батле ICO в Барселоне, которые приводили Crypro Friends, и одно из условий получения приза — поездки в Сингапур и участия в мероприятии — проведение ICO именно там. У нас и компания зарегистрирована в Сингапуре, поэтому это очень логично. Так что прямо там, в солнечном Сингапуре, мы все объявим, все покажем и начнем свой путь по захвату мира. 

Как будете привлекать инвесторов? 

 Во-первых, у нас очень красивый и логично продуманный основополагающий документ White Paper. Дальше инвесторы должны впечатляться тем, что у нас работающий проект, это не концепт а не идея. Подавляющее большинство всех ICO просто выкатывают какую-то идею, и уже собирают миллионы долларов на это, а у нас уже что-то есть, что можно прямо сейчас скачать, поймать или провести акцию и т.д. В этом они тоже могут увидеть потенциал. Они смогут сами попробовать подключиться, поиграть, почитать мнения, посмотреть отклики профессиональных сообществ, послушать наших консультантов. 

Вы считаете, что есть проблема недоверия инвесторов к ICO? 

 Да, действительно любой проект можно выкатить на ICO, что-то собрать благодаря маркетингу. Важно находиться в сообществе, изучать команду, изучать, чем занимались люди до этого, то есть не аферисты ли они, не сумасшедшие игроманы, еще что-то. Изучить бэкграунд компании. Надо сомневаться, надо изучать. Сейчас недоверие инвесторов и к рублю, тут уже ничего не поделаешь. Мне кажется, надо быть просто фанатично преданным патриотом, чтобы инвестировать в рубль. 

Вы говорили, что часто участвуете в конференциях, какая от них польза? 

 Польза огромная. У нас команда была в Барселоне на конференции, в Москве на нескольких конференциях, в Питере, в Дубай собираемся в ноябре, там далее Сингапур. На всех значимых конференции мы стараемся не просто участвовать, но еще обязательно представить стенд, попробовать разбросать IZX, раздать какие-то подарки, бейсболки, футболки, то есть приобщить людей к игровому процессу. Это полезно, потому что ты смотришь, как делают другие, отбираешь лучшие практики, видишь удачные пути развития. 

Участвовали в конференции в Иннополисе «Блокчейн: новая нефть России»? 

 Да, наша команда была в жюри на хакатоне, как такой матерый проект. Там было первое публичное тестирование IZX, тогда как раз люди могли получить за токены футболку, бейсболку, кружку пива, десерт. Отличная огромная конференция, был Виталик Бутерин — создатель эфира, криптовалюты, на базе которой созданы наши токены. 

Удалось пообщаться с ним? 

 Он сидел буквально на первом ряду, я на втором. Я сделал селфи, там все делали селфи, он уже на автомате это все делает. У меня пока даже нет вопросов, которые я мог задать Виталику Бутерину. Вот, наверное, не дожил еще до такого уровня. 

Какой фидбэк получаете от пользователей в основном? 

 Всем нравится что-то на халяву получить, куда-то дойти намного веселее, чем активировать код, сорвать на этикетке, на крышке, таскать с собой миллион дисконтных карт. Вообще классно, люди идут, мы им всем футболки, раздатку фирменную которую берем, раздаем. Нет такого, что кто-то не хочет. Ну там есть буквально 2-3 социофоба, но это такая статистическая погрешность. 

Поступали предложения о продаже? 

 Были предложения, но пока не интересно. И в будущем, конечно, мы планируем проводить платные акции с рекламодателем, когда у нас будет 100 тыс. — 100 млн скачиваний и популярность. У нас большие планы по развитию самой игры, и даже созданию нескольких игр, чтобы игры были не примитивными, а интересными сами по себе. В будущем есть большие возможностей по указанию рекламодателя в приложении по внешнему виду токенов, по географии их посева. 

В будущем каких сотрудников хотите привлечь?

 У нас сейчас куча вакансий. Нам нужно очень много людей, которые будут заниматься маркетингом, подключением рекламодателей, нам нужно лицо компании, Ким Кардашьян рассматриваем на эту должность — у нее достаточное число подписчиков, я думаю ей будет просто. Да нам много кто нужен, всякие копирайтеры, переводчики, люди, которые будут заниматься подготовкой конференций, выставочной деятельностью и прочее. По взаимодействую с инвесторами нам нужны люди, аккаунт-менеджер, офис-менеджер, нам все нужны. 

На что будете ориентироваться в выборе кандидатов? 

 Вообще их интерес, жизнелюбие. Самый лучший путь — если они уже поймали тысячу токенов, или они сами уже работали где-то, кто стал рекламодателем и им все понравилось, то есть, наверное, так. И для этого даже не обязательно резюме — и так все понятно. 

В Татарстане вы видите перспективность этого направления? 

 Вот честно, нам все равно насколько популярно это будет в Татарстане. Мы сейчас, конечно, больше думаем, как это будет в Нью-Йорке, Париже, Берлине и т.д. Было бы хорошо, если приняли. Но вообще у нас задача масштабироваться, поэтому так вот слишком точечно мы не планируем работать. Казань — большой город-миллионник, есть достаточно людей, которые могли бы интересоваться блокчейном, но это не главная задача. 

До конца года какие ставите перед собой стратегические задачи? 

 ICO провести успешно, собрать минимум 10 миллионов долларов на нем. Изменить полностью игру, сделать ее интересной, мы, кстати, уже планируем развивать игру казанской компанией – разработчиком игр. Они дали свои предложения, и мы сейчас выбираем, что именно внедрить. Ну и заняться маркетингом подключить всех. Вот такие планы. 

Вы перечислили ближайшие задачи, а если говорить о глобальных планах? 

 Глобальные цели — это захватить весь мир, стать компанией входящей хотя бы в топ-100 крупнейших IT- компаний. В принципе популяризировать блокчейн. Продаваться пока не планируем.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев