Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Оригинальные технологии, пять новых мостов и новые агломерации: как ВСМ поможет экономике страны и Татарстана

Оригинальные технологии, пять новых мостов и новые агломерации: как ВСМ поможет экономике страны и Татарстана
Куда и с какой скоростью надо будет запускать российские поезда для развития экономики регионов? Какой экономический эффект даст высокоскоростная магистраль Казань – Москва и насколько вырастет поток туристов в столицу Татарстана? Представители власти и эксперты градостроительства попытались найти ответы на вопросы на круглом столе, посвященном строительству железных дорог.

В студии МИА «Россия сегодня» собрались представители РЖД, ЦСР, Центра экономики и инфраструктуры, компании Cushman&Wakefield, Челябинской и Нижегородской областей. Казань в диалоге представлял ио министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Усманов. 

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин напомнил, что в послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ особое внимание уделялось развитию регионов и стратегии пространственного развития страны, связанности территорий, современной инфраструктуры.

«На основе стратегии пространственного развития необходимо подготовить комплексный план модернизации расширения всей транспортерной инфраструктуры страны, считаю это одной из первоочередных задач для будущего правительства», – заявил Мишарин. При этом технологии должны соответствовать современным мировым требованиям: нужно использовать беспилотный транспорт и современные цифровые платформы. 

Приступить к строительству ВСМ именно в этом русле планируется уже в 2018 году. Подготовка документации и проектных решений уже практически завершены. Александр Мишарин подчеркнул, что каркас высокоскоростных железных дорог может стать основным элементом новой транспортной инфраструктуры страны. Высокоскоростное движение может дать серьезный толчок экономическому развитию не только отдельных регионов, но формируемых за счет транспортных связок агломераций. Этот процесс сейчас происходит во всем мире. 

Агломерационные, инвестиционные эффекты, связанные с развитием территорий, во многом превосходят эффект от чистой банковской модели, к которой мы привыкли. В гонке и скорости и технологий участвуют все страны, и безусловным лидером является Китай. Россия тоже имеет свой собственный опыт запуска скоростных линий. Пример – построенная на основе отечественных скоростных поездов линия «Москва – Санкт-Петербург», а также Московское центральное кольцо. Проекты доказали свою востребованность. 

Высокоскоростные железные дороги имеют максимальный мультикативный эффект. На каждый вложенный рубль он составляет 1,46, а с учетом условий эксплуатации – 3,77 рубля, что является наивысшим показателем среди других видов транспорта, отметил Мишарин. 

ВСМ Москва – Казань может дать дополнительные доходы бюджета, которые по подсчетам наших разработчиков, за первые 10 лет эксплуатации превысят 13 трлн рублей. Это также создание более 370 тыс. рабочих мест в 20 отраслях экономики страны. Важно относиться к ВСМ как к межрегиональному метро. Но не стоит забывать и про новую тенденцию – высокоскоростные грузовые перевозки. 

Сейчас РЖД готовится к масштабной модернизации своего хозяйства. На недавнем заседании правления компании принята программа по развитию скоростного и высокоскоростного движения в России. Предусматриваются строительство более 4 тыс. км новых железных дорог для движения составов на скорости до 400 км/ч и реконструкция около 7 тыс. км уже существующих путей. 

Первый этап реализации программы: строительство линии Москва –Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары-Казань. Он рассматривается как часть большого проекта «Евразия». Разработка проектной документации сейчас уже на финальном этапе. А вот строить предполагается по собственным российским технологиям. Зарубежный опыт будет учитываться, но создавать придется именно свой подход, учитывающий местные климатические условия, где годовые колебания температур могут достигать 100 градусов по Цельсию, сообщил Мишарин.

Проработка проекта, по его словам, станет настоящим вызовом для отечественной науки и стройиндустрии. Уже сейчас ведутся разработки безбалластного пути, предстоит построить множество специальных эстакад, возвести пять внеклассных мостов через крупнейшие реки страны. Вся эта инфраструктура должна отвечать высоким нагрузкам, возникающим при движении высокоскоростных поездов. 

«Я не могу не сказать о таком важном проекте, как линия между Европой и Китаем, которая позволяет нам сегодня, если мы объединим эти сети, получить единую евразийскую, высокоскоростную грузопассажирскую сеть протяженностью почти 50 тыс. км на едином российском пространстве. Она существенно изменит и экономическую, и общественную и региональную картину», – уверен замгендиректора ОАО «РЖД». 

По мнению президента ООО «Центр экономики и инфраструктуры» Владимира Косого, в России сейчас сложилась диспропорция. Промышленность разбита на конгломераты, где концентрируются все производства. Москва и Санкт-Петербург вобрали в себя более четверти всего валового национального продукта. Переломить экономические законы сложно, но возможно. Если регионы станут ближе друг к другу благодаря высокоскоростному транспорту, появится возможность объединять их потенциал и трудовые ресурсы. 

Мы проанализировали то, как влияет наличие полуторачасовой доступности на эффективность производительности. В городах с населением выше полутора млн человек производительность труда начинает резко расти, – отметил Косой. – Развитие производства потянет за собой рост потребления. А сам процесс строительства ВСМ, позволит свести к минимуму влияние нестабильной внешнеэкономической и геополитической обстановки. При возведении инфраструктуры рассчитывать предполагается только на собственные производства». 

Пока России серьезно отстает в вопросе развития агломераций, и в строительстве самих ВСМ от других стран мира: Китая, Франции, Германии, Турции, заявил исполнительный директор Национальной гильдии градостроителей, эксперт ЦСР Илья Лагунов. Специалисты Центра сейчас просчитывают экономику создания уже новых агломераций. В зоне внимания пока три направления: Екатеринбург – Челябинск, Томск – Новосибирск –Барнаул и Казань – Ульяновск - Самара. Сегодня, говорит эксперт, проблемы есть во взаимодействии не то что регионов – городов в границах одного субъекта федерации. Скоростной транспорт должен это изменить. 

Татарстан проектно-изыскательский этап тоже уже завершил. Пакет документов в ближайшее время будет передан на рассмотрение в Главгосэкспертизу, рассказал ио министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Усманов.

Республике предстоит связаться линией с Нижним Новгородом, а оттуда до Москвы уже ходит «Сапсан». Да и пассажиропоток в третью столицу и обратно достаточно велик.

К слову, сам проект по части ВСМ, проходящей по Татарстану, республика предлагает расширить. Точнее – продлить. Айрат Усманов заявил о необходимости просчитать участок магистрали Казань – станция Тихоново: «Это точка притяжения Камской агломерации, куда входят Нижнекамск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Заинск. К ним примыкают активно развивающийся территориально-обособленный инновационный центр “Иннокам”, ОЭЗ “Алабуга”, международный аэропорт “Бегишево”, заводы “Камаз”, “Нижнекамскнефтехим”, ТАНЭКО, “Нижнекамск-шина”, ТАИФ-НК и другие крупные производства, которые важны не только для Татарстана, но и для всей России. Продление ВСМ до станции Тихоново, будет способствовать притоку специалистов и соединению наиболее мощных агломераций, их развитию. А путь от Казани до Тихоново сократится с 3,5 часов до 40 минут». Ио министра пригласил представителей РЖД и Центра экономики инфраструктуры в Казань ознакомиться с проектом и помочь с его просчетом.

Идея была поддержана главой Миндортраса Удмуртской Республики Алексеем Горбачевым, который отметил близость Камской зоны к его региону, что позволит успешно развивать экономику обеим республикам. Не встретило предложение сопротивления и со стороны Мишарина. 

Журналистов интересовал не только экономический эффект ВСМ, но и то, насколько регионы с магистралью станут популярнее у туристов, ведь от Москвы до Казани можно будет добраться всего за 3,5 часа. Усманов и Мишарин сошлись во мнении, что рост будет однозначно. Причем замгендиректора РЖД добавил, что при этом доля туристов в общем числе пассажиров будет не велика: всего 10-15 процентов. Остальные – представители бизнеса, путешествующие по работе или навещающие родных. Последних ожидают много, так как за выходные можно будет съездить на расстояние более тысячи километров, погостить и вернуться обратно. 

Расчетные сроки строительства линии до Казани – 4,5 года. Если работы начнутся уже в этом году, то первый состав отправится в путь уже в 2023-м.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев