Самая главная стратегическая операция
До войны, в течение 12 лет (1928–1940 годы) в Советском Союзе в ходе героической индустриализации была построена современная промышленность. А ведь в 1928 году почти 90% экономически активного населения было занято в сельском хозяйстве. Приоритетное развитие тяжелой промышленности было достигнуто дорогой ценой — за счет постоянного отставания сельского хозяйства, производства предметов потребления, низкого качества уровня жизни практически всех слоев населения, хронического жилищного голода, крайне неудобных бытовых условий.
В итоге, эта индустриализированная экономика оказалась способной обеспечить победу в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны с ее периодом отступления, эвакуации, налаживанием производства на востоке.
Масштабы этой эвакуации не имели, и вряд ли, когда-нибудь, будут иметь аналоги в мировой истории. Самой главной за всю Великую Отечественную войну победной стратегической операцией являлась именно переброска из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту.
В самые тяжелые первые месяцы войны, с июля по декабрь 1941 года, было эвакуировано из угрожаемых районов 2 593 предприятия, которые обычно размещались на площадках строящихся производств либо на близких по профилю предприятиях. В некоторых случаях оборудование размещалось и вводилось в строй под открытым небом, после чего вокруг него возводились стены цехов. На новых местах в среднем через 1,5-2 месяца предприятия начинали давать продукцию.
Только в первые три месяца войны были эвакуированы 1 523 крупных предприятия, из которых 1 360 предприятий были военные. Сроки эвакуации были предельно сжаты. Например, к концу августа 1941 года из Ленинграда отправили в глубокий тыл около 100 крупных предприятий, вывезли более 600 тыс. человек. Из Москвы и области к концу ноября 1941 года было эвакуировано почти 500 крупных предприятий. Из Запорожья за 45 дней вывезли около 320 тыс. тонн станков, конструкций, металла и других грузов.
Из общего числа эвакуированных крупных предприятий 226 было направлено в Поволжье, 667 — на Урал, 244 — в Западную Сибирь, 78 — в Восточную Сибирь, 308 — в Казахстан и Среднюю Азию. В тыловые районы было вывезено железнодорожным транспортом более 10 млн человек, водным — более 2 млн человек.
За время войны из районов, которым угрожал захват противником, по железным дорогам проследовало 1,5 млн вагонов или 30 тыс. поездов с эвакуированными грузами. Из западных районов было перемещено 2,4 млн голов крупного рогатого скота, 5,1 млн голов овец и коз, 0,2 млн свиней, 0,8 млн лошадей, много сельскохозяйственной техники, зерна и другого продовольствия.
Казань как ковчег советской промышленности
В результате эвакуации предприятий в Казань население города возросло почти в два раза, а после войны значительная часть эвакуированных осела в Казани, увеличив в итоге ее численность почти в полтора раза. В 1939 году население Казани составляет 406 тыс. человек, уже к весне 1942 года число жителей выросло до 515 тыс. человек, в 1956 году — уже 565 тыс. человек.
Трудности и задачи были общими для всех эвакуированных предприятий — при нехватке оборудования, материалов, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы, недопоставках заводами-смежниками деталей и узлов необходимо было в кратчайшие сроки развернуть производство, переоборудовать производственную базу принимающего завода, выпуская при этом военную продукцию, государственный заказ на которую возрос более чем в 2 раза. Все приходилось решать на ходу и очень-очень быстро.
В городе с жильем и так было негусто, так что ситуация с жилищным обеспечением прибывших складывалась тяжелая. Под жилье приспосабливались клубы, кинотеатры, складские помещения, производственные здания, школы, дачные постройки. Казанцам пришлось потесниться в своих квартирах, давая приют соотечественникам из Москвы и Ленинграда, Белоруссии и Украины. На одного человека, например, в 1943 году приходилось в среднем по 3,3 квадратного метра жилой площади, но нередки были случаи, когда на человека приходилось по 2-3 и менее «квадратов». Многие рабочие и служащие из-за отсутствия помещений были вынуждены проживать на расстоянии 10-20 километров от места работы и добираться до нее по 2-4 часа. Так что ночевки на работе были не редкостью. Бывало, люди вообще на производстве жили и работали, видясь с семьей в очень редкие выходные.
Вполне логично, что постановлением правительства СССР Казань с самого начала войны была отнесена к режимным городам первой категории. В вечернее и ночное время усилилось милицейское патрулирование, неусыпно велось наблюдение за охраной промышленных предприятий и жилых домов. Сразу же был запущен ряд мер кадрового характера: введена семидневная рабочая неделя, отменены очередные и дополнительные отпуска с заменой их денежной компенсацией, введены сначала всеобщая трудовая повинность, затем трудовая мобилизация с последствиями уголовного наказания за опоздание на работу или самовольное ее оставление. Население республики в принудительном порядке привлекалось к разного рода общественно-полезным работам: на лесозаготовки, торфоразработки, расчистку площадей под строительство. Тяжелым испытанием для жителей Татарстана стало строительство Волжского оборонительного рубежа, возведенного в короткие сроки с целью подготовки территории на случай возникновения реальной опасности проникновения врага в тыл страны.
О самоотверженной героической работе тружеников тыла в годы войны ярко рассказала стригальщица Казанского мехкомбината Герой Социалистического труда Евдокия Никитина. Она вспоминала: «Когда требовалось, люди совсем не покидали цехов, работали с короткими передышками по 18-20 часов кряду, по несколько смен. Бывало, усталость валила с ног, засыпали тут же, у машин, а через два-три часа, поборов сон, поднимались, сменяли своих уставших подруг».
Уже в начале 1942 года в Казани не было ни одного завода, ни одной фабрики или мастерской, которые бы не выполняли заказы для фронта. В 1942 году в Казани функционировали 31 предприятие пищевой, 40 — легкой и местной промышленности, а также десятки предприятий машиностроительной, медицинской, оборонной промышленности и 50 артелей промкооперации. На всех предприятиях города работало тогда свыше 121 000 человек.
Промышленность Татарской АССР в годы войны выпускала для нужд фронта более 600 видов продукции, в том числе боевые самолеты, авиационные приборы и парашюты, десантные суда, бронекатера и бронепоезда, средства связи, оружие, артиллерийские и стрелковые боеприпасы, реактивные снаряды для знаменитых «Катюш», различное военное снаряжение, обмундирование и обувь. Почти вся основная тяжесть промышленного производства для нужд фронта легла на Казань.
Мобилизационная трансформация казанской промышленности
В довоенное время Татарская АССР не располагала своей металлургией, поэтому основной отраслью стало сложное и точное машиностроение, требующее мало металла, но много высококвалифицированного труда. Большинство предприятий военно-промышленного комплекса в Казани было создано еще в период индустриализации 1930-х годов. Но масштабная эвакуация в корне преобразила всю индустриальную карту Казани и существенно переформатировала уже существующие промышленные производства
Масштабы трансформации многих казанских предприятий лучше охарактеризовать состояниями "до эвакуации" и "после эвакуации". Возьмем только самые ведущие предприятия казанской промышленности, коренным образом изменившихся из-за эвакуации:
Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова
До эвакуации: В 1932 году в составе строившегося в Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание авиазавода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе». В период становления (1934-1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолет — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолет КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелете спортивно-учебных самолетов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полета и грузоподъемности). В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет (всего было построено 93 самолета). В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолета ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин). К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
После эвакуации: В ноябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, на территорию Казанского авиационного завода № 124 имени Г. К. Орджоникидзе был эвакуирован Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова с конструкторским бюро В. М. Петлякова. Объединенный завод был полностью перевооружен технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. В декабре 1941 завод целиком переключился на производство Пе-2. Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10-12 самолетов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). За годы войны здесь было выпущено 10 тысяч боевых самолетов Пе-2. Производство самолета Пе-2 на заводе № 22 было прекращено в июне 1945 года.
Казанский вертолетный завод
До эвакуации: Казанский завод обозных деталей № 169 был основан в 1930 году и производил изделия гужевого транспорта и авиалыжи.
После эвакуации: В августе 1941 года на территорию Казанского завода обозных деталей № 169 был эвакуирован Ленинградский авиационный завод № 387. Уже с сентября 1941 года объединенный завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944 года — ПО-2 по имени конструктора Н. Н. Поликарпова). К 1945 г. производство боевых самолетов на заводе выросло в 3,5 раза: со 100 до 350 штук в месяц. Всего за годы войны заводом № 387 было отправлено на фронт 11 553 самолета ПО-2, за что коллектив завода в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО)
До эвакуации: Авиационный комбинат «Казмаш» был основан в 1931 году и до 1937 года занимался в основном ремонтом моторов, причем в очень малом объеме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1. В октябре 1941 года был испытан авиамотор, собранный полностью из деталей собственного производства.
После эвакуации: В ноябре 1941 года на территорию авиакомбината произошла эвакуация Воронежского завода № 16. За годы Великой Отечественной войны объединенным заводом было выпущено около 16 000 авиационных моторов. То есть каждые 50 минут с конвейера сходил готовый двигатель. С 1941 по 1945 годы на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ мощностью 1 200 лошадиных сил. В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Серийный самолет Пе-2 с реактивной установкой РУ-1 был передан для испытаний в августе 1943 г. С 1942 по 1946 годы заместителем главного конструктора двигателей по летным испытаниям здесь работал С. П. Королев.
Казанский завод «Электроприбор»
До эвакуации: Завод «Авиаприбор» был основан в Москве распоряжением Управления Военно-воздушного флота от 4 июля 1917 года №1071а/270797 на базе авиамастерских Центральной аэронавигационной станции, переведенных из Киева. С 1924 года завод начал серийно выпускать авиационные приборы собственной разработки — барометрические высотомеры, указатели скорости, тахометры, термометры, уклономеры, манометры для замера давления масла и бензина в авиадвигателях и др.
После эвакуации: По решению Госкомитета Обороны СССР Государственный союзный завод № 230 Наркомата авиационной промышленности СССР был эвакуирован из Москвы в сентябре-октябре 1941 года на территорию Казанского ветеринарного института. В январе 1942 года завод уже выдал столько продукции, сколько на прежней базе в Москве. Основным производственным профилем завода являлся выпуск электрических авиационных приборов винтомоторной группы: электрических тахометров, газоанализаторов, электрических термометров по измерению температуры цилиндра, масла, воды, воздуха и карбюратора и т. д. Производились на заводе также приборы для морских судов, танков и артиллерии. За 1942 год завод выпустил почти в 1,5 раза больше авиаприборов, чем в 1941 году. Годовой объем производства оборонной продукции за 1943 г. составил 263,2 процента к объему 1940 года.
Казанский электротехнический завод
До эвакуации: Экспериментальный завод по авиаприборам (опытный завод № 379) был создан в Ленинграде в 1937 году. На заводе проводились работы по системам автоматического управления самолетами по радио. Были созданы опытные образцы, выпускались мелкие партии авиационных телемеханических систем, автопилотов.
После эвакуации: Часть Ленинградского завода № 379 Наркомата авиационной промышленности СССР с опытно-конструкторским бюро завода (впоследствии Казанский электротехнический завод) в объеме примерно 25% от общего количества была переведена 11 августа 1941 г. в Казань и разместилась на территории бывшего ликеро-водочного завода. Новому заводу были поставлены задачи произведения летных испытаний опытных работ по авиационной автоматике, проводимых ОКБ завода, и освоения производства приборов управления огнем зенитной артиллерии СП ПУАЗО-3. Помимо массового выпуска артиллерийской продукции, завод за годы войны успешно осваивает продукцию для Военно-морского флота — приборы управления торпедной стрельбой для эсминцев, катеров и подводных лодок, прибор автоматической стабилизации подводных лодок на глубине «Спрут», прицелы для подводных лодок и катеров и т. д.
Казанский оптико-механический завод
До эвакуации: Казанский завод № 237 "Вагонстрой" начал работу 8 февраля 1940 года. Он должен был выпускать железнодорожные вагоны.
После эвакуации: В августе 1941 года на территорию Казанского завода № 237 был эвакуирован Ленинградский ГОМЗ и завод получил оптико-механический профиль. В октябре 1941 года на фронт были отправлены 5 000 биноклей, сделанных из деталей незавершенного производства. В ноябре и декабре 1941 года было освоено производство минометных и танковых прицелов, а в начале 1942 года — артиллерийского прицела «Панорама Герца». На заводе № 237 выпускали оптические приборы для Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, артиллерии, танков, снайперские винтовочные прицелы, фотоаппараты, бинокли, лупы и фотоконтрольные приборы, минометные и танковые прицелы, в том числе артиллерийскую панораму Герца «ПГ», прицелы для пикирующих бомбардировщиков ПБЛ-2, тренажеры. Всего за годы войны завод отправил на фронт 700 000 биноклей, 30 000 орудийных, минометных, танковых и 1 000 бомбардировочных прицелов.
Обувная фабрика «Спартак»
До эвакуации: В 1916 году три казанских купца и фабриканта — Шабанов, Зобнин и Жулин — на правах пайщиков открыли фирму по производству обуви «Поляр». Постановлением ВСНХ от 7 февраля 1920 года фабрика была национализирована и передана в ведение Таткожа. В 1922 году по предложению рабочих фабрика получила название «Спартак». В 1932 году численность рабочих фабрики достигла 2 857 человек.
После эвакуации: В августе 1941 года в Казань была эвакуирована Гомельская обувная фабрика «Труд» с оборудованием и кадрами. Оборудование эвакуированного гомельского завода «Труд» было передано комбинату «Спартак». Монтаж его на комбинате закончился к 1 декабря 1941 года. Производственная мощность объединенного комбината по выпуску армейской обуви выросла в два раза и составила восемь тысяч пар обуви в сутки, а позже — десять тысяч пар. Фабрика «Спартак» в год поставляла на фронт более миллиона солдатских сапог и меховых унт.
Казанская фабрика кинопленки (ПО «Тасма» имени В. В. Куйбышева)
До эвакуации: В 1933 году в Казани началось возведение Фабрики киноплёнки № 8 с планируемой мощностью 222 млн погонных метров пленки в год. В 1935 году на ней были получены первые образцы пленок. В том же году фабрике присвоили имя В. В. Куйбышева, который подписал в 1933 году Постановление СНК СССР о ее строительстве. В 1940 году, помимо выпуска пленки, на фабрике начато производство коллоксилина, который являлся сырьем для всех кинопленочных фабрик страны.
После эвакуации: Летом 1941 года на территорию казанской фабрики кинопленки №8 были эвакуированы остатки четырех советских фабрик кинопленки, самыми крупными из которых были фабрика из Шостки (№ 3 — «Свема») и фабрика из Переславле-Залесского (№ 5 — «Славич»). В августе 1941 года на фабрике была выпущена первая партия аэрофотопленок, а до конца года было освоено производство еще двух сортов аэропленок и высокочувствительного кинонегатива СЧС-1 («Светочувствительная, Советская, тип-1»). Весной 1942 года было также освоено производство аэрофотобумаги. В том же году на фабрике начали выпуск незапотевающих пленок. Во время Великой Отечественной войны казанская фабрика была единственной действующей в отрасли, на нее лег весь груз ответственности за обеспечение страны кинофотопродукцией. Для нужд фронта поставлялось значительное количество кинопленок, аэрофотопленок, фотобумаги.
Здесь перечислены наиболее яркие примеры эвакуации в Казань промышленных предприятий. В годы Великой Отечественной войны в Татарстан было эвакуировано из западных областей страны, Москвы и Ленинграда более 70 заводов и фабрик, научно-исследовательских институтов, почти 270 тысяч тружеников и их семей. Все эти предприятия были быстро размещены, смонтированы и вступили в строй действующих.
В этой обстановке несгибаемая воля нашего народа позволила выдержать это тяжелейшее испытание, а затем перейти в наступление и одержать победу — уже в 1943 году в разгар войны экономика страны начала расти, и рост был весьма заметным. Национальный доход вырос в 1943 году на 12%, промышленное производство — на 17%. В 1943 году в сражении на Курской дуге, которое историки признают переломным в войне, советское вооружение (танки, истребители, артиллерия и пр.) не уступало немецкому, а по многим параметрам превосходило его. Вклад работников промышленности Татарстана в Победу был весьма значителен. Вечная им память!
По материалам Главного архивного управления РТ
Нет комментариев-