С 1 марта 2019 года вступил в силу федеральный закон, который обязал владельцев автобусов получить лицензию. Радик Вахитович, как в Татарстане прошло лицензирование, все ли перевозчики получили лицензии?
Лицензирование в республике прошло достаточно успешно. В общероссийский реестр лицензий включено 8,5 тыс. автобусов. Это достаточно большой показатель. Выдано 1124 лицензии. Если до введения обязательного лицензирования пассажирского транспорта было лишь около 250 лицензий, то сейчас это количество увеличилось в четыре раза.
Но, к сожалению, еще продолжают эксплуатироваться автобусы некоторых предприятий и организаций, индивидуальных владельцев без лицензии на этот вид деятельности. Поэтому наши специалисты совместно с ГИБДД делают сверку зарегистрированных транспортных средств, именно автобусов, которые имеют более восьми пассажирских мест. И уже адресно работаем с теми, кто не лицензировал свое транспортное средство.
Когда мы делали сверку, то выявили предприятия, которые несколько автобусов или какой-то один просто забыли включить в реестр. Есть факты, когда автобус перестали эксплуатировать, поэтому не лицензируют. Есть и те, кто умышленно не лицензирует, но Средне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора и ГИБДД эти транспортные средства выявляют.
Какие штрафы предусмотрены за перевозку пассажиров без лицензии?
За эксплуатацию транспорта без лицензии предусмотрены достаточно большие санкции. Если пассажиров перевозят на коммерческой основе, то есть с них берут деньги, то административный штраф на граждан и должностных лиц составляет 50 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей — 100 тыс. рублей, на юридических лиц — 400 тыс. рублей.
Когда автобус используется только для собственных нужд, например, перевозит своих работников или просто осуществляет деятельность без какой-то коммерческой выгоды, то штрафы на граждан — от 500 до 1 тыс. рублей, на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на юрлиц — от 70 тыс. до 250 тыс. рублей.
С мая этого года должны были начаться первые проверки лицензиатов. Удалось ли их провести?
Пандемия внесла определенные коррективы в нашу деятельность. Постановлением Правительства России все плановые проверки в 2020 году были отменены.
Проводим проверки только владельцев транспортных средств, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска. И если произойдет какое-то дорожно-транспортное происшествие по вине лицензиата, то в этом случае проводится проверка по согласованию или совместно с прокуратурой.
Если в следующем году эпидемиологическая ситуация улучшится, то проведем эти запланированные проверки.
Несмотря на пандемию, рейды вы проводите. Каких нарушителей выявляете?
Рейдовые осмотры транспортных средств в процессе их эксплуатации проходят постоянно. Мы контролируем соблюдение транспортного законодательства в части пассажирских перевозок и лицензионных требований.
Эти рейды у нас проводятся совместно с сотрудниками ГИБДД, Министерства транспорта и дорожного хозяйства. К нашим рейдам, особенно на вокзалах, присоединились сотрудники Управления Роспотребнадзора по Татарстану. Они проверяют соблюдение масочного режима пассажирами, водителями, должностными лицами на автовокзалах.
В 2020 году мы провели 119 рейдов. Это достаточно большая цифра. 322 транспортных средства проверили, 412 нарушений выявили. Наложено штрафов более 6 млн рублей на тех, кто осуществляет пассажирские перевозки.
Наиболее частые нарушения связаны с режимом труда и отдыха водителей, правилами перевозки пассажиров, в том числе посадкой и высадкой в неположенных местах. То есть такие грубые нарушения, которые в конечном итоге могут привести к дорожно-транспортным происшествиям.
Поступают ли жалобы от граждан на работу пассажирских автобусов? На что в основном жалуются?
К сожалению, жалобы регулярно поступают. В этом году получили уже 70 обращений граждан. Жалуются на качество обслуживания, на то, что автобусы неправильно перевозят пассажиров, собирают не в тех местах. Кроме того, сообщали, что водители грубят, курят в салонах автобусов.
Как обстоит ситуация с заказными перевозчиками на межмуниципальных автобусных маршрутах?
Они есть. Вроде прекратили свою деятельность во время пандемии, но сейчас снова заказные перевозчики начинают поднимать головы, выходят на регулярные маршруты, которые обслуживают законопослушные перевозчики, имеющие карты маршрута, выигравшие конкурсные процедуры. И они, можно сказать, «воруют пассажиров» у законного перевозчика, который несет финансовые потери.
Заказные перевозчики ездили в Марий Эл, в том числе под видом экскурсионных. Сейчас вроде прекратили свою деятельность. То есть это направление освободили от незаконных перевозчиков. Но остается чистопольское направление. Наказываем, они пытаются обжаловать наши решения, но, тем не менее, судебные инстанции их оставляют в силе. Потом платят штраф, но продолжают дальше свою деятельность. Уже дошло до того, что заставляют пассажиров откровенно врать — говорить, что едут на экскурсию в Чистополь.
Экскурсионные перевозки проверяются очень легко. У водителя должен быть ваучер на туристическое обслуживание. А ваучера у них, конечно же, нет. Но пассажиры пишут под копирку, что поехали на экскурсию в Чистополь.
Были заказные перевозчики, которые ездили в Набережные Челны. На одного предпринимателя сумма штрафов достигла 3 млн рублей. И он свою деятельность по перевозке пассажиров прекратил. Проблема по челнинскому направлению снята, там есть законный перевозчик.
Осталось чистопольское направление, а также в сторону Атни, Балтасей и Арска. На этих маршрутах еще остались незаконные перевозчики, с которыми мы продолжаем бороться. Надеюсь, что сумма наложенных штрафных санкций лишит этих перевозчиков экономической выгоды, и они свою деятельность будут осуществлять в правовом поле.
В мае этого года ввели арест пассажирских автобусов. Сколько автобусов было арестовано и за какие нарушения?
Очень эффективный способ борьбы с незаконными перевозчиками — наложение ареста на транспортное средство. Кабинет Министров Татарстана пошел нам навстречу, и мы заключили пилотное соглашение с учреждением «Безопасность дорожного движения» на определенный период, чтобы посмотреть эффективность этих мер.
Арестовали мы восемь автобусов с мая по июль. В том числе пять автобусов ездили без карты маршрута, это как раз заказные. У одного транспортного средства не было договора на страховку пассажиров. И два автобуса были арестованы за нарушение лицензионных требований — они не были включены в реестр. А такие автобусы не должны перевозить людей.
Шесть юридических лиц привлекли к ответственности, наложили на них штрафы на 440 тыс. рублей. Автобусы размещались на арестованных площадках (на штрафных стоянках ГБУ «Безопасность дорожного движения») от 6 до 31 суток. Пока штрафы не заплатили, мы автобусы не отдавали. Эффективность этих арестов была очень высокой.
Поэтому мы направили предложения о дальнейшей реализации такого проекта. В настоящее время материалы находятся на рассмотрении в Кабинете Министров республики. Думаю, что со следующего года эта практика будет возобновлена.
В Москве каждый год более тысячи транспортных средств арестовывают, в том числе и такси. В Башкирии в прошлом году свыше 100 автобусов арестовали.
Ранее обсуждался вопрос о том, чтобы применять подобный арест к легковым такси. Когда планируется запустить такой проект?
Учитывая эффективность этой работы с автобусами, думаю, в дальнейшем, если Правительство даст добро на арест транспортных средств, такие же санкции будут предъявляться и к легковым такси.
С января 2021 года вступают в силу новые правила пассажирских перевозок. Расскажите, пожалуйста, какие изменения ожидаются.
Существенных изменений в нормативных документах не должно произойти. Есть определенные нюансы по детским перевозкам. То есть правила, которые уже есть, закреплены теперь в нормативных документах. Например, если выезжают один — два автобуса, то о поездке нужно уведомить районное подразделение ГИБДД по месту отправления, а если три и более — подать заявку на сопровождение патрульного автомобиля. Во втором случае если поездка будет длиться более 12 часов, то необходим медработник. У автобуса должен быть включен маячок желто-оранжевого цвета.
По порядку лицензирования появилась новая глава, в которой прописаны особенности ведения реестра лицензий, размещения информации, относящейся к осуществлению лицензированной деятельности. Для перевозчиков существенных изменений не внесено.
Как в целом обстоит ситуация с безопасностью пассажирских перевозок в Татарстане?
Если мы говорим про лицензированный транспорт, то в Татарстане аварийность на пассажирском транспорте на 18% ниже, чем в прошлом году. 112 человек получили ранения, пострадавших в 2019 году было 159. Конечно, коррективы внесла и пандемия, из-за которой были временно прекращены межмуниципальные перевозки пассажиров.
У нас львиная доля аварийности, а это 56%, приходится на падение пассажиров в автобусах. Есть такой вид ДТП, о котором постоянно говорят. И вот с 1 января «падение пассажиров внутри салонов автобусов» из вида дорожно-транспортных происшествий убирают.
И в отношении водителей ГИБДД не будут применять те санкции, которые предусмотрены правилами дорожного движения. Ущерб и вина будут рассматриваться уже с точки зрения гражданско-правовых отношений, как несчастный случай, который произошел. Пассажиры должны будут сами обращаться с исками.
Нет комментариев-