При чем здесь Кремль?
Специалист по вопросам региональной безопасности, профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев смотрит на визит татарстанской делегации в разрезе российско-казахстанских отношений.
«И Путин, и Токаев находятся в постоянном контакте. Если мы будем смотреть статистику встреч, телефонных переговоров, а также структуру, которая строится на уровне дипломатических ведомств, то она - очень высокая. И встраивание в эту линию региональных российских лидеров - правильный и важный вектор», - считает Бурнашев.
Его российский коллега – политолог Константин Калачев говорит о том, что Татарстан и Рустам Минниханов самодостаточны, чтобы проводить свою политику взаимоотношений с Казахстаном без оглядки на Москву.
Но тут же оговаривается: «Конечно, глава Татарстана не поехал бы в Казахстан без отмашки Москвы, но Татарстан всегда имел свой независимый взгляд на взаимоотношения с родственным народом. Но Кремль тоже заинтересован в использовании сотрудничества двух республик, чтобы отношения вышли за рамки деловых встреч татарстано-казахстанских отношений. Эти встречи должны работать на укрепление отношений двух стран», - уверен эксперт.
Новая точка отсчета?
А не является ли экономическая повестка встречи попыткой начать новые отношения Татарстана/России с Казахстаном с «чистого листа»? Ведь уже известно, что команда первого главы Казахстана, постепенно уходит в тень после январских событий в стране. Уже и сам Назарбаев сдал свои позиции.
Рустам Бурнашев осторожен в подобных оценках: «Я бы не стал использовать здесь такие противопоставления. Все-таки Токаев - один из ключевых игроков команды Назарбаева. И говорить сейчас о том, что мы имеем какой-то кардинальный разрыв в плане двух лидеров государства - Токаева и Назарбаева - не совсем корректно».
При этом Бурнашев не исключает возможности неофициальной встречи Минниханова и Назарбаева. «Например, недавний визит президента Узбекистана в Казахстан – официально встречи идут между двумя действующими главами государств, но потом фиксируется встреча Мирзиеева [президента Узбекистана] с Назарбаевым. Вполне возможно, что подобный формат запланирован для Минниханова. Но этот вопрос на данный момент остается открытым», - делится своим мнением собеседник «Снега».
Российский политолог более прямолинеен в своих оценках. Он уверен, что «чистый лист» - просто не нужен. Казахстан и Татарстан, по его мнению, в чем-то похожи, а в чем-то отличаются.
«Тюрки – похожи, ислам – похожи, нефть есть – похожи, но все равно есть различия. Например, с точки зрения транзита власти. Кстати, сейчас Татарстан единственный удачный пример: Минтимер Шаймиев до сих пор остается уважаемым человеком и может давать советы Рустаму Минниханову. Я не уверен, что сейчас Назарбаев будет давать советы Токаеву. Тем более, я не думаю, что Токаев эти советы примет. А теперь через сотрудничество Минниханова и Токаева продолжится традиция дружбы Татарстана и Казахстана, которая существует много лет», - считает Калачев.
Какими могут быть итоги встречи?
Для обеих сторон – и Татарстана, и Казахстана важны в первую очередь экономические форматы, считает Рустам Бурнашев.
«Это, конечно, автопром и «КАМАЗ», это область нефтепереработки и химической промышленности, то есть те сегменты, которые являются фундаментально определяющими для экономик Казахстана и Татарстана. Безусловно, будут пролонгированы вопросы в сфере сотрудничества науки, культуры и образования. Токаев уже поставил вопрос о расширении сотрудничества в сфере образования с Россией. Для нас этот сегмент всегда был очень важным и Татарстан заинтересован в привлечении студентов из Казахстана», - делится своими прогнозами политолог.
А вот Калачев считает, что экономика - лишь малая часть официальной повестки. Речь, по его мнению, будет идти не только о «КАМАЗе» или условном нефтяном месторождении для «Татнефти».
«Экономика здесь вторична, первична – политика. В личных встречах, за пределами официальных площадок и без свидетелей им будет интересно пообщаться на разные темы. У них есть общие вызовы, общие интересы. Один хочет сохранить Татарстан, как субъект РФ, но с историческими, культурными, региональными, религиозными и политическими особенностями, а другой хочет проводить многовекторную политику, но не стать при э том придатком России или Китая», - комментирует Константин Калачев.
И подумав несколько секунд, добавляет: «Самое главное то, что у них должна быть общая химия. Они - два крутых чувака, и они должны быть на одной волне. Поэтому, им будет интересно пообщаться с глазу на глаз, обсудив буквально все, начиная с прочитанных книг (кому что нравится), заканчивая темами геополитики. У них много общего, как у драйверов, лоббистов и защитников своих территорий. Только у одного государство, а у другого - территория в составе Российского государства», - резюмирует российский политтехнолог.
Леонид Иванов
Фото: president.tatarstan.ru