Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Он особо выделялся в строю архитекторов»: коллеги и друзья вспоминают Нияза Халитова

«Он особо выделялся в строю архитекторов»: коллеги и друзья вспоминают Нияза Халитова
Накануне в Казани простились с с доктором архитектуры, профессором КГАСУ, главным научным сотрудником Института истории Академии наук РТ, заслуженным деятелем науки РТ Ниязом Халитовым. В научных кругах он был известен, как исследователь татарской архитектуры, автор множества трудов.

Коллеги и друзья Нияза Халитова рассказали о значении научного наследия ученого для города, республики и всего татарского народа.

Он был одним из тех, кто обосновал возможность строительства мечети в Казанском Кремле

Рафаэль Валеев проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств, вице-президент Российского Комитета Международного Совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

«Не секрет, что в конце 90-х годов мы готовили Казанский Кремль в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вроде бы уникальная ситуация, на территории Кремля есть три церкви, ни одной мечети не сохранилось. Согласно источникам, было около 3 мечетей, но после XVI века их разрушили. Он был одним из тех, кто смог обосновать возможность строительства мечети "Кул Шариф", включить какую-то идею, которую смогли бы понять не только у нас в Татарстане, но и в России и во всем мире», — рассказал Рафаэль Валеев.

Специалист отметил, что ученый уделял внимание не только городу, но и селу. Этот аспект позволяет выявить более полную картину национальной культуры:

«Его значение в том, что он подчеркнуть и сельскую архитектуру. Потому что через памятники истории и культуры, сохранившиеся с XVIII века, а это в основном деревянная татарская архитектура, он смог показать роль, место и значение татарского этноса в российском контексте. Кроме того, он сумел передать свои знания новому поколению. У нас в университете он преподавал музеологам, искусствоведам. Естественно, он говорил о тех вещах, которые он сам открывал. То огромное количество его работ, монографий, статей было воспринято, в том числе студентами, аспирантами, ассистентами. Это говорит о том, что его идеи продолжают существовать».

Об этом же в своем выступлении на прощальной панихиде говорил главный архитектор государственного музея-заповедника «Казанский Кремль» Рустем Забиров.

«Этот человек касается трех крупных сообществ: преподавателей, архитекторов и историков, — рассказывает он. Потому что во всех областях он оставил свой след. Я знаком с ним еще со студенческих лет. В 1996 Нияз Хаджиевич принимал меня на работу в музей-заповедник "Казанский Кремль", некоторое время мы работали в одном кабинете, наши столы стояли рядом. Я был свидетелем всего, что он успел сделать в Казанском Кремле. Это было очень интересное время, это было, можно сказать, зарождение музея-заповедника. Нияз Халитов стоял практически у его истоков. Там начиналась очень интересная жизнь, начиналась закладка мечети "Кул Шариф". Теоретические выкладки Нияза Халитова очень помогли в определении того, как должна выглядеть мечеть. Тогда решались многие вопросы — и объем мечети, и ее стилистическая направленность. Здесь знания Нияза Хаджиевича очень сильно пригодились», — рассказал архитектор.

Специалист выразил надежду на то, что все труды Нияза Халитова, не только книги, но и фотографии старого города будут использованы при реставрации и восстановлении архитектурного облика Казани:

«Параллельно с работой музея-заповедника он всегда продолжал писать книги. Все 13 книг, которые он написал, этим не заканчивалась его работа. Было еще 20 книг в соавторстве и где-то около 300 статей. Все это составляет огромное наследие. Кроме того, у него сложилась постепенно огромная база исследования татарской архитектуры. Он снимал практически весь старый город. Этот огромный материал в виде негативов сохранился в его семье — это тоже большое богатство, которое, я надеюсь, найдет применение»

«Без архива Нияза Халитова сложно будет восстанавливать Старо-Татарскую слободу»

Ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, хорошо знавший ученого, рассказал ИА «Татар-информ» о его вкладе в науку.

«Мы с Ниязом начинали в одно время, хотя он чуть постарше, — рассказывает Рафик Мухаметшин. — Сорок лет назад я пришел в Институт языка, литературы и истории после окончания университета. Я работал в отделе общественной мысли, он — в отделе искусства. Тогда для меня стали открытием первые выставки его фотографий. Нияз с самого начала был преданным науке человеком, в 70–80-х годах он облазил всю Старо-Татарскую слободу, у него огромнейшая коллекция той Старо-Татарской слободы, которой, к сожалению, сегодня нет. Это не просто старые дома, каждый орнамент, любая мелочь им была зафиксирована. На базе этих материалов он писал свои исследования. Это не просто Старо-Татарская слобода, это и ханская Казань, это татарская архитектура. Поэтому он сегодня практически является в России, может быть, в мире единственным историком искусств, архитектуры, который от и до написал историю татарской архитектуры, начиная с Булгарских времен по настоящее время. Поэтому, естественно, его вклад в науку огромен».

По мнению Рафика Мухаметшина, исследования Нияза Халитова помогут восстановить исторический облик столицы Татарстана.

«Сегодня очень много делают для восстановления Старо-Татарской слободы. Я надеюсь, дело дойдет и до Ново-Татарской слободы. Без его архива, без его фотографий, где зафиксировано еще все, что было в 70 — 80-е годы, довольно сложно будет реставрировать и восстанавливать. Поэтому здесь, я думаю, и его исследования, его документальный архив сыграют свою положительную роль в восстановлении облика Казани», — подытожил он.

Заместитель директора Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов также отметил важность трудов Нияза Халитова для оценки архитектурного богатства татарских слобод Казани.

«Его труды стали образцом, учебником для нескольких поколений исследователей. Я помню его книгу "Памятники архитектуры города Казани", где он впервые еще в 80-е годы обратил внимание на наследие Старо-Татарской слободы. Это были годы, когда не просто было обращаться к этой теме. Тем не менее, Нияз Хаджиевич с присущей ему энергией и вдохновением написал прекрасную работу и многие ученые, экскурсоводы, просто люди, которые интересуются историей и культурой своего народа, начинали постигать наследие города Казани через труды Нияза Халитова», — рассказал он.

Радик Салихов обратил внимание на оригинальный подход исследователя в вопросах восстановления архитектуры древнего города:

«В последние годы он работал над серией монографий "Формы и стили татарской архитектуры". Я помню, как он приходил и советовался с историками самых разных направлений и специализаций. Он нас всегда поражал тем, что он не только прекрасно знал материал, он пытался реконструировать ту реальность, которая существовала, предположим, в период Казанского ханства, работал за компьютером, создавал специальные программы. Он без устали пропагандировал татарское наследие, его можно с полным правом назвать большим патриотом татарского народа»

«У него была своя позиция, и он ее научно обосновывал»

Ректор КГАСУ Рашит Низамов напомнил присутствующим, что Нияз Халитов в своих исследованиях был независимым и прямолинейным

«Он особо выделялся в строю архитекторов, — говорит он. — Потому что все архитекторы, которые работают в проектировании, они люди зависимые часто они делают какие-то вещи с оглядкой на то, что скажет руководство, что скажут люди и будут ли дальнейшие перспективы в проектировании. Нияза это не волновало. Он был абсолютно светлым человеком, независимым и прямым. С ними было сложно спорить. Мы с ним обсуждали тему татарской архитектуры. У него была своя позиция, и он ее научно обосновывал, это был большой ученый, который всегда свои тезисы подкреплял доказательствами».

Труды ученого, по мнению Рашита Низамова, являются основой для изучения татарской архитектуры.

«У меня на столе лежит две его последние книги и, когда у меня есть время, чтобы понять, что есть архитектура, особенно наша национальная, я читают их. У него солидные, классические и содержательные книги такого советского образца. Я думаю, что это учебники для наших студентов. Он старался, как можно больше написать», — сказал он.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев