Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Олег Салагай: В Татарстане 2 тысячи волонтеров-медиков, благодаря которым уже 30 тысяч человек получили помощь

Олег Салагай: В Татарстане 2 тысячи волонтеров-медиков, благодаря которым уже 30 тысяч человек получили помощь
О перспективах волонтерского движения и медицинской авиации, а также о реализации нацпроектов Минздрава в России и Татарстане в интервью ИА «Татар-информ» рассказал заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Олег Салагай.

Олег Олегович, поделитесь целями вашего визита в Казань. 

— В Казани я не в первый раз, но всегда, когда случай приводит меня сюда, здесь происходит что-то не только интересное, но и очень важное. В этот раз мы в Казани в связи с окружным форумом волонтеров-медиков.

Вообще организация волонтеров-медиков насчитывает уже более 20 тысяч членов. Это те, кто помогает в медицинских организациях, оказывает содействие врачам в лечении пациентов, а также мотивирует к здоровому образу жизни. Это очень разные люди, которые искренне и совершенно бескорыстно хотят помогать окружающим.

Всего волонтеров в России 20 тысяч человек. А сколько в Татарстане? 

— В Татарстане примерно 10% от всех волонтеров-медиков, то есть около 2 тысяч волонтеров. Это, конечно, огромное количество. В 2018 году с участием волонтеров-медиков помощь получили почти 30 тысяч человек. Проведено более 150 мероприятий. А если говорить о часах, которые волонтеры тратят на свою работу, то это более 5 тысяч часов в месяц. То есть ребята в Татарстане ведут очень масштабную работу.

Кто именно становится волонтером? 

— Основное ядро составляют студенты медицинских университетов и колледжей. Сейчас у нас есть даже школьники-волонтеры, то есть те, кто учится в классах с медицинским или биомедицинским уклоном, которые в будущем хотели бы поступать в медицинский университет. Так они начинают свое знакомство с профессией.

Каковы перспективы волонтерского движения в России и в частности в Татарстане? Может ли волонтерство, например, заменить службу в армии? 

— Служба в армии все же другая служба по своей природе. Поэтому не готов сказать, что ее может заменить волонтерство. Но в чем я точно уверен, так это в том, что волонтерство в медицине ничто не может заменить. 

Надо сказать, что это важно не только для пациентов, но и для самих ребят, поскольку профессия врача очень близка волонтерству. Об этом говорил Президент России Владимир Путин. На открытии форума в Казани прозвучала замечательная, на мой взгляд, фраза, что врач — это профессиональный волонтер, 24 часа в сутки он готов помочь. Это то, что в человеке воспитывается. Вы не сможете стать врачом, просто прочитав совокупность книг. 

Как в России и в частности в Татарстане реализуются проект Минздрава России по общественному здоровью? 

— В рамках национального проекта «Демография» впервые в системном виде сформирован проект укрепления общественного здоровья. 

Что такое общественное здоровье? Если мы посмотрим на то, насколько здоровье людей зависит от медицины, то увидим, что это достаточно незначительный процент. По разным оценкам, это 10–20%. Иными словами, в основном здоровье человека зависит от его собственных действий. Для этого нужно всего лишь четыре простых условия: не курить, не злоупотреблять алкоголем, питаться рационально и быть физически активным. 

Казалось бы, что проще? Но на практике воздействовать на эти факторы риска, мотивируя человека, очень непросто. Когда человек заболел, он мотивирован пойти к врачу. В этом смысле медицине немного легче, чем общественному здоровью. 

Для того чтобы собрать воедино и системно реализовывать меры в области общественного здоровья в рамках проекта «Демография», был сформирован проект «Укрепление общественного здоровья». Он предполагает три блока мер. 

Первый — принятие дополнительных инициатив регуляторного характера — различных нормативных актов. 

Второй блок — это коммуникационная кампания. Мы не можем только регулировать, мы должны мотивировать человека, подталкивать, находить ключ к его сердцу для того, чтобы он сам принимал это решение. Ведь в конечном счете, как я сказал, его здоровье в его руках. 

Третий элемент — это корпоративные программы, то есть привлечение работодателей к укреплению здоровья. Вакцинация, повышение физической активности, различные мероприятия по отказу от алкоголя и табака — вот то, что составляет саму суть корпоративных программ укрепления здоровья. Например, в Казанском медицинском университете, где проходит форум, последовательно внедряется производственная гимнастика.

К чему должна привести реализация этих блоков? 

— Президент поставил задачу к 2030 году увеличить продолжительность жизни, превысив 80 лет. При этом повысить не просто продолжительность жизни, а продолжительность здоровой жизни. Она может быть только тогда, когда человек исключает воздействие тех самых факторов риска, о которых я говорил. 

Один из показателей национального проекта «Демография», который как раз отражает потребление алкоголя и табака, — это показатель смертности мужчин в трудоспособном возрасте. За время реализации нацпроекта к 2024 году в Татарстане он должен снизиться на 18%. Это очень решительные цифры, и нашим коллегам из Казани предстоит очень большая работа.

По-вашему, с какого возраста нужно продавать алкоголь в России? 

— Думаю, что с 21 года. Почему со стороны специалистов общественного здоровья так активно обсуждается проблема повышения возраста? Дело в том, что если в период своей юности человек начинает потреблять психоактивные субстанции, существенно увеличивается вероятность негативных последствий как для него самого, так и в социальном плане. 

В достаточно большом числе стран государство устанавливает возраст покупки алкоголя выше российского. За счет этого снижается количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения. Снижается также вероятность того, что человек в будущем будет рискованно потреблять алкоголь. Казалось бы, вы воздействуете на небольшую группу населения, но при этом в перспективе вы достигаете большего эффекта. 

При этом в плане регулирования здесь есть разные модели. Первая из них — увеличение возраста для употребления любых алкогольных напитков. Вторая — увеличение возраста покупки только для крепких напитков. Таким образом дополнительно формируется привычка потреблять менее крепкие напитки. Правильный путь еще предстоит выбрать. 

В Татарстане в этом году выросло количество людей, которые занимаются спортом. Многие это связывают с тем, что у нас прошел чемпионат мира по футболу. Как вы к этому относитесь? Действительно ли мундиаль мог стать стимулом для распространения здорового образа жизни?

— Я думаю, чемпионат совершенно точно стал таким стимулом. Но не единственным. Сегодня государством уделяется большое внимание пропаганде физкультуры и спорта. Важен и личный пример: президент страны, а также целый ряд государственных деятелей показывают прекрасный пример активного образа жизни.

Как в целом по России оценивается вовлеченность людей в здоровый образ жизни? 

— Число лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом, последовательно растет. По данным Минспорта России, если в 2016 году этот показатель составлял около 34%, то в 2018-м уже почти 37%.

А как обстоят дела со здоровьем татарстанцев? 

— Если говорить о динамике, то в 2018 году в Татарстане сократилась смертность от целого ряда причин: онкологии, заболеваний органов дыхания и пищеварения. Больше всего снизилась смертность от туберкулеза — на 16%. Конечно, есть и свои проблемы, но они шаг за шагом устраняются. 

В последнее время обсуждается и инициатива запретить в продаже в школах сладостей, газированных напитков; хотят ввести акцизы на эти товары. Как вы к этому относитесь? Когда эта инициатива может быть реализована? 

— Такие инициативы обсуждаются достаточно давно. Я хотел бы обратить внимание, что на текущий момент санитарные правила уже запрещают продажу фастфуда в школах, поэтому здесь необходим еще и дополнительный контроль по соблюдению этих норм. При этом не исключается возможность в будущем запретить это законодательно. Здесь важно решать вопрос комплексно с точки зрения повышения рациональности питания. 

Некоторые призывали к тому, чтобы запретить в целом вендинговые машины в школах. В то же время можно попытаться найти промежуточный вариант, который бы позволял, скажем, продавать что-то более полезное в них. Например, нарезанные овощи и фрукты, просто воду вместо газированной воды. 

Почему важна школа? Потому что там формируется пищевое поведение человека. Если он будет приучен пить обычную, а не сладкую воду, тогда у нас гораздо больше шансов, что этот человек будет следить за соблюдением нормы сахара в своем рационе. Ведь мы потребляем не только явные сахара, но и скрытые. Даже соусы вроде кетчупа, который для нас не является сладким на вкус, — это продукты, которые содержат достаточно много сахара.

У нас в Казани строят медицинские вертолеты «Ансат». Как они реализуются? Каковы перспективы медицинской авиации в России? 

— «Развитие санитарной авиации» — это отдельный большой проект, который реализуется Министерством здравоохранения России вместе с регионами и коллегами из промышленного блока. Это тот проект, в рамках которого мы фактически восстанавливаем то, что когда-то в похожем виде существовало в Советском Союзе. Сейчас санитарная авиация в год совершает уже тысячи вылетов и спасает тысячи больных. Еще каких-нибудь 10 лет назад это были единицы. 

Если говорить о конкретных цифрах, то в 2017 году 34 субъектами Российской Федерации выполнено более 6 тысяч вылетов, что позволило эвакуировать более 8 тысяч пациентов. 

Республика Татарстан является важной частью данного проекта. В 2017 году в Татарстане выполнено 86 вылетов, что позволило эвакуировать 75 пациентов. Все эти вылеты осуществлялись на новом вертолете «Ансат», оборудованном медицинским модулем, позволяющим оказать весь объем скорой специализированной медицинской помощи. Так что за этими сухими цифрами — конкретные человеческие жизни.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев