Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Олег Пелевин, Минэкономики Татарстана: «Один из результатов «Стратегии-2030» — участие населения в государственном управлении»

Олег Пелевин, Минэкономики Татарстана: «Один из результатов «Стратегии-2030» — участие населения в государственном управлении»
В интервью ИА «Татар-информ» заместитель министра экономики Республики Татарстан Олег Пелевин рассказал об изменениях «Стратегии-2030» и инициативах татарстанцев.

Изменения коснулись почти всех разделов Стратегии, но ее приоритеты остались незыблемыми

В этом году принят Закон о внесении изменений в республиканскую «Стратегию-2030». Как именно она изменилась?

— «Стратегия-2030», принятая в 2015 году, была признана на федеральном уровне одной из лучших региональных стратегий. В первую очередь изменения были направлены на обеспечение синхронизации Стратегии с реализацией национальных проектов. Несмотря на то что изменения коснулись практически каждого раздела, приоритеты и цели Стратегии остаются неизмененными.

Нацпроекты распределяются по трем основным направлениям: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Именно эти три приоритета и были заложены в «Стратегию-2030» еще в 2015 году.

С учетом реализации национальных проектов ожидаемая продолжительность жизни к 2030 году увеличилась до 80 лет. Показатель доли населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом, — до 63%.

Изменения коснулись направления «Человеческий капитал». Прежде всего, в раздел «Образование» включен новый подраздел о науке. Много внимания уделено повышению взаимодействия системы образования с реальным сектором. Эти предложения были подготовлены совместно с предприятиями, и, в частности, кадровым комитетом «Иннокама».

Введен новый показатель по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей ясельного возраста. Не оставили без внимания и старшее поколение. Среди положений, включенных в Стратегию по человеческому капиталу, можно отметить реализацию программ системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

В разделе «Повышение занятости и социальной защиты» появился новый подраздел, связанный с производительностью труда. Как раз два национальных проекта — «Наука» и «Производительность труда» есть среди перечня национальных проектов.

В части пространственного развития появились новые блоки по экологии и комфортной городской среде. Отмечу, что по экологии было особенно много обращений и общественных инициатив. 

Напомню, для всех желающих был открыт сайт i.tatarstan2030.ru,после запуска которого Президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым нами было получено более 3,5 тысячи стратегических инициатив от населения. Большинство вопросов, предложенных населением, были внесены в Стратегию.

Кроме того, в разделе пространственного развития был уточнен перечень инфраструктурных проектов с учетом реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, так называемого 13-го национального проекта. В частности, включен такой проект, как строительство скоростной автомобильной дороги «Москва — Нижний Новгород — Казань», входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» с мостовым переходом через реку Волга (Южный обход г. Казани).

В блок по экономике в рамках повышения деловой активности включили создание системы поддержки фермеров и развитие сельхозкооперации. Много внимания уделено расширению экспортной деятельности. Безусловно, появился и новый раздел по цифровой экономике.

Каким образом в Стратегию встроена цифровая экономика?

— Сейчас много внимания уделяют цифровой экономике, в том числе на федеральном и региональном уровнях. Но, к сожалению, не все до конца понимают, что это такое. Цифровая экономика сегодня базируется на трех китах: цифровые инструменты, цифровая инфраструктура и цифровая грамотность и компетенции.

Если по цифровой инфраструктуре и цифровым инструментам Татарстан действительно является одним из лидеров в Российской Федерации, то в части готовности реального сектора к цифровой трансформации нам есть над чем работать. Такая ситуация характерна и в целом Российской Федерации.

Для успешного прохождения цифровой трансформации нам необходимо было вносить коррективы и в «Стратегию-2030». Прежде всего, это касается направлений, которые связаны с подготовкой кадров, потому что без соответствующих кадров успешную цифровую трансформацию не пройти.

Мы включили в Стратегию и новые направления по созданию сквозных цифровых технологий и внедрению платформенных решений, причем как в реальном секторе, так и в бюджетной социальной сфере. Отдельное внимание мы уделили информационной безопасности.


Стратегии-2030 менялась в условиях многостороннего диалога

Вы уже сказали, что любой татарстанец мог проявить инициативу и отправить свое предложение для включения в «Стратегию-2030», а привлекали ли вы экспертов?

— Конечно. Изменения были подготовлены в условиях многостороннего диалога. Это и общественность, и бизнес, и научное сообщество. Активное участие принимали депутаты Государственного Совета, которые выступали с предложениями практически на каждом мероприятии. Из вузов отмечу представителей КФУ, КНИТУ-КАИ и Энергоуниверситета. Мы многократно обсуждали внесение изменений и в Общественной палате, и с профсоюзами республики.

Закон о внесении изменений в «Стратегию-2030» — это первый документ, который был рассмотрен на всех общественных советах органов власти как в министерствах, так и во всех муниципалитетах. Можно сказать, что это один из результатов реализации задач Стратегии по повышению гражданской активности в процессах государственного управления.

Вы упомянули, что в Стратегию включено направление по обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях детей до трех лет. Что-то уже делается по данному направлению?

— Работа по обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях началась в республике еще в 2011 году в рамках президентской программы «Бэлэкэч». В дальнейшем она была продолжена в рамках майского указа. Вопрос по обеспечению местами в детсадах детей от трех лет был решен.

Сейчас перед нами стоит новый вызов по обеспечению местами детей ясельного возраста. В текущем году строится 30 детских садов на 6255 мест, включая 2950 мест для детей ясельного возраста. В 2020 – 2021 годах данная работа продолжится. Запланировано строительство еще 49 детских садов на 9530 мест, из них 5040 мест для детей ясельного возраста. С учетом реализации данной программы вопрос будет полностью решен к 2022 году и позволит достичь 100% обеспеченности детей до 3 лет местами в дошкольных образовательных организациях.

В Татарстане зарегистрировано уже более 20 тыс. самозанятых

Новый режим самозанятых как-то вошел в обновленную «Стратегию-2030»?

— Татарстан участвует в пилотном проекте по обеспечению благоприятных условий для вывода самозанятых граждан из тени. Сегодня мы видим, что зарегистрировано уже чуть более 20 тыс. самозанятых. Видим позитивные отзывы тех, кто зарегистрировался.

Безусловно, есть резервы для того, чтобы больше самозанятых регистрировалось, потому что для них созданы достаточно комфортные условия ведения бизнеса, возможность показать свои доходы, получить кредит и т.д.

Наша общая задача — обеспечить информирование граждан о появившейся возможности легализации своей деятельности и получения дохода от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

В связи с изменением «Стратегии-2030» как меняются другие стратегические документы Татарстана?

— Нам придется вносить изменения в ряд документов. Прежде всего, в план мероприятий Правительства по реализации Стратегии. Этот документ уже подготовлен. В нем по каждому отдельному направлению описывается точное мероприятие с исполнителями и конкретными сроками исполнения, а также в рамках какой программы данное мероприятие будет реализовываться. 

Хочу отметить, что в 2015 году после принятия республиканской Стратегии во всех муниципалитетах также были подготовлены муниципальные стратегии. Безусловно, с учетом внесения изменений в республиканскую Стратегию соответствующие изменения готовят и муниципалитеты.


220 тыс. новорожденных татарстанцев, 24 новые школы, 93 детсада и другие успехи за пять лет реализации «Стратегии-2030»

Каковы результаты Стратегии на сегодняшний день?

— «Стратегией-2030» поставлена очень амбициозная задача по росту валового регионального продукта до 5 трлн рублей к 2030 году. Мы планомерно движемся к данной цели. По итогам 2018 года уже обеспечено выполнение 2 трлн 440 млрд рублей.

Что касается более понятных для населения показателей, с момента реализации Стратегии уже рождено более 220 тыс. татарстанцев — это не может не радовать, и мы надеемся на продолжение позитивной динамики. Продолжительность жизни уже превышает 74,3 года.

За период реализации Стратегии введены 24 новых школы для более 14 тыс. учащихся, а также 93 детских сада для более 13 тыс. малышей. Отремонтировано более 550 школ и детских садов, построено 146 объектов культурного назначения, более 650 объектов физкультуры и спорта.

В части непрерывного образования создано три кванториума, сеть из 19 центров молодежного информационного творчества, 37 ресурсных центров, которые формируют кадры для реального сектора экономики. Реализуется проект «Университет третьего возраста», где уже прошли обучение порядка 33 тыс. граждан старшего возраста.

Была реализована беспрецедентная по своим масштабам программа по модернизации амбулаторно-поликлинических учреждений. В целом отремонтировано и построено более 970 объектов здравоохранения, введено в действие более 11 млн квадратных метров жилья, свыше 31 тыс. семей отметили новоселье в квартире по социальной ипотеке. Благоустроено 328 объектов общественных пространств, построено и реконструировано более 900 км дорог, соединено дорогами 159 населенных пунктов, в которых проживает свыше 23 тыс. населения.

Я могу бесконечно долго продолжать этот список, он очень большой. Это все сделано в рамках реализации государственных программ, президентских программ, которые в целом реализуются в рамках поставленных задач «Стратегии-2030».

Отдельно хотелось бы отметить повышение гражданской активности населения. Мы это видим и по внесенным стратегическим инициативам, и по участию населения в территориях общественного самоуправления, в различных опросах, в том числе по общественным пространствам. Это и участие населения в таких инструментах, как «Народный контроль» и «Самообложение». Безусловно, это тоже один из результатов реализации «Стратегии-2030», когда гражданское общество максимально активно участвует в процессе государственного управления.

«Стратегия 2030» — это живой документ, который еще будет меняться

Получается, Стратегия — это живой документ, который отвечает вызовам времени и обновляется. В дальнейшем ее также планируется изменять?

— Безусловно, мы еще в 2015 году говорили о том, что «Стратегия-2030» — это живой документ. Мы заранее заложили, что раз в три года будем его корректировать. Соответственно, через три года мы придем к обновлению Стратегии. Какое это будет обновление, будем ли мы изменять период стратегического планирования или сохраним его, мы решим позже с учетом того, насколько и на какой период стратегического планирования будут приниматься федеральные документы стратегического планирования, в частности Стратегия развития Российской Федерации.

Основные положения Стратегии все равно останутся?

— Изменения не коснутся основных положений документа. Те ориентиры, которых мы планируем достигать, мы сохраняем неизменными.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев