Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Октябрьская революция в Казани: на день раньше, чем в Петрограде

Октябрьская революция в Казани: на день раньше, чем в Петрограде
Три дня столкновений, трое убитых и около сотни раненых: что происходило в Казани 7 ноября 1917 года.

Ровно сто лет назад в России произошли события, которые в советское время официально получили название Великой Октябрьской социалистической революции. 

Накануне выступлений

Казань, центр крупной губернии, не осталась в стороне от общероссийского процесса завоевания – а в городе произошли именно вооруженные столкновения – власти партией большевиков в конце октября (начале ноября по новому стилю) 1917 года. Каковы были предпосылки, ход и результаты Октябрьской революции в Казани, попытаемся разобраться в нашем материале.

Накануне Октября Казань была центром одного из крупнейших в России военных округов, который включал 10 губерний и 2 области. В городе располагались штаб округа, две юнкерские школы и сорокатысячный гарнизон. В четырех пехотных запасных 94-м, 95-м, 240-м, 164-м полках и во 2-й Артиллерийской бригаде готовились маршевые подразделения для отправки на фронт продолжающейся Первой Мировой войны.

Дисциплина и боевой дух в войсках гарнизона от февраля к октябрю 1917 г. стремительно падали. Казанский историк доцент Казанского федерального университета Дмитрий Люкшин писал: 

«В тыловых гарнизонах КВО (Казанского военного округа) в 1917 году ситуация была с точки зрения военной науки безрадостная: боевая подготовка практически не проводилась, психология солдат определялась ожиданием скорого мира, бытовые условия оставляли желать много лучшего. Нежелание идти на фронт особенно усилилось после провала летнего наступления [военная операция, инициированная Временным правительством во главе с А.Ф. Керенским, в июне 1917 г.; первоначальные успехи сменились массовым нежеланием наступать, анархией и отступлением – Т.-и.] русской армии».

Постепенно (примерно до середины лета Временному правительству удавалось удерживать условный порядок в городе) под влиянием различных факторов разложение в армии достигло тревожных масштабов. Драки в казармах, азартные игры, воровство, грабежи, выдаваемые за классовую борьбу.

Одним из главных действующих лиц разворачивающейся эпопеи, помимо гарнизона и Временного правительства, были местные большевики. Дело в том, что вторым после Временного правительства центром силы в городе и губернии был Казанский Совет рабочих и солдатских депутатов (эта общая для России ситуация называлась двоевластием), в котором большевики преобладали. Последние, наряду с левыми эсерами являвшиеся наиболее леворадикальной партией, выступали за прекращение империалистической мировой войны, за передачу власти от Временного правительства Советам (в которых к сентябрю 1917 г. по всей России они уже были в большинстве), за распределение земли между крестьянами и тд.

Военной организацией казанских большевиков руководил двадцатипятилетний прапорщик Николай Ершов. 

Он родился в Воронежской губернии. В 1914 г. окончил коммерческое училище в Саратове, через два года был мобилизован и направлен в Московскую школу прапорщиков, а в ноябре уже стал офицером. В Петрограде он оказался в центре революционных событий и за участие в июльских беспорядках в составе 1-го пулеметного полка был выслан в Казань. Имея агитаторские и, по-видимому, организаторские таланты, Ершов сумел сплотить вокруг себя часть личного состава 2-й запасной артиллерийской бригады, куда он был назначен. Он быстро сближается с революционно настроенными артиллеристами, выступает на воинских митингах и собраниях и уже 30 августа 1917 года становится депутатом Казанского Совдепа. После октябрьских событий Ершов участвует в Гражданской войне в Сибири и на Дальнем Востоке, работает экономистом в одном из отделов ВЧК. В 1928 году погибает в автокатастрофе. В память о Ершове в Казани названа улица, на которой со дня пятидесятилетнего юбилея революции в 1967 г. стоит его бюст.

Помогал Н. Ершову в деле борьбы за симпатии солдатских масс Карл Янович Грасис, писатель, публицист, бывший руководитель чебоксарского Совета, инициировавший издание газеты «Чебоксарская правда», который позже станет редактором официальной казанской правительственной советской газеты «Знамя революции» и Председателем казанского ревкома. 

После революции он работал в Чебоксарах, Астрахани и на Украине в органах ВЧК, затем – был журналистом и редактором нескольких изданий. 10 декабря 1937 года был осуждён и расстрелян. Надо отметить, что его имя в Казани увековечено не было. Однако, в честь Грасиса названа одна из улиц города Чебоксары а сам революционер объявлен почетным гражданином города, так как  он был основателем местного Совета и вел здесь активную политическую деятельность. 

Обострение противостояния

28 октября (15 октября) на лугах за железнодорожным вокзалом по инициативе Н. Ершова собрался общегарнизонный митинг, который завершился шествием многотысячной солдатской массы в сопровождении юнкеров через центр города.

2 ноября (20 октября) солдаты гарнизона в ответ на попытку арестовать подпоручика Гроздова – загадочную личность, связанную с большевиками, вооружились. Затем арестовали своего командира и препроводили к командующему войсками округа.

4 ноября (22 октября) 1917 года состоялось общее собрание представителей войск гарнизона, призванное урегулировать все недопонимания между юнкерами и солдатами. Однако по инициативе К.Я. Грасиса собрание приняло резолюцию о сдаче оружия и боеприпасов Совдепу (п. 7) и об отправке на фронт всех четырёх броневиков, имевшихся в гарнизоне (п. 3). «На практике это означало одностороннее разоружение верных правительству войск, которым кроме этих – так пугавших революционеров – бронеавтомобилей практически нечего было противопоставить более чем в шестнадцать раз превосходившему их по численности гарнизону», – пишет Дмитрий Люкшин.

После этого, 5 ноября (23 октября) собрания юнкеров и курсантов школ прапорщиков принимают решение не разоружаться. Именно эта резолюция использовалась советской историографией в качестве предлога для начала революционного выступления гарнизона. 

Великая Октябрьская революция в Казани

Командование округа принимает решение об аресте Ершова и Грасиса. В ночь на 6 ноября (24 октября) последнего арестовывают на своей квартире. Прапорщик-депутат Ершов успевает скрыться от командования в казармах артиллеристов. Там около десяти часов утра он устраивает митинг-собрание среди солдат артбригады по поводу ареста Грасиса.

По приказу военно-окружного комиссара Временного правительства капитана Е.П. Калинина его помощник Минц с отрядом юнкеров при поддержке двух броневиков прибыл к казармам и потребовал выдачи Ершова. Но тот успел ретироваться. Юнкера решили разоружить ненадежную часть, но, не сумев добраться до орудий, «ограничились тем, что имеющееся на складах придаточное в артиллерии вооружение ­– наганы, шашки и кинжалы – погрузили в броневики, с тем и уехали». Правда, сделав при этом несколько выстрелов из броневиков по враждебно настроенным к ним артиллеристам.

Об этом инциденте Н. Ершов сообщает 1-му дивизиону Артиллерийской бригады, расположенной на Арском поле (на месте некогда существовавшего Казанского командно-инженерного артиллерийского училища). На Арское поле были выкачены пушки. Было принято решение передать последние известия в другие воинские части.

Прапорщик Ершов отправился в город доложить о событиях военной организации большевиков. Он дал указание подготовиться к вооруженному выступлению. Было решено создать из представителей войсковых частей при 240-м полку революционный штаб для руководства ходом боев.

Так в Казани началась Октябрьская революция.

Напомним, что в это время в Петрограде большевики собирались с силами, подводили поддерживающие их отряды к своему штабу в Смольном дворце, пытались удержать контроль над изданием своих газет. Основные же события произойдут 25 октября – захват коммуникаций, провозглашение Временного правительства низложенным, захват Зимнего дворца. Таким образом, фактически, революция в Казани началась на день раньше.

Н. Ершов позже писал в письме своему знакомому от 14 ноября 1917 г.: «Октябрьское восстание в Казани началось раньше Петрогр[ада]. Может быть первый выстрел октябрь[ской] революции раздался по инициативе Ершова». 

30 тысяч солдат против 1000 юнкеров

Силы сторон перед решающей битвой были примерно следующие. Против 30-32 тысяч солдат гарнизона при 20-30 исправных орудиях командование округа могло выставить не более тысячи юнкеров и курсантов школ прапорщиков, около десятка орудий 5 финляндской артбригады, не укомплектованной ещё личным составом, неполную сотню драгун и 73 казака. Плюс часть офицеров Штаба Казанского военного округа – всего не более 2 000 человек. В течение 6-7 ноября (24-25 октября) стороны получили подкрепления. Ряды восставших пополнили от трёх до пяти тысяч бойцов Красной гвардии (вооруженные рабочие Алафузовской фабрики, завода Крестовниковых и др.). Около тысячи вооружившихся студентов, гимназистов и обывателей присоединились к правительственным силам.

«Подавляющее большинство горожан, впрочем, как и большинство солдат, не принимали участия в «сражении», о накале которого говорит хотя бы тот факт, что в результате двухдневных столкновений было убито десять и ранено менее сотни человек с обеих сторон; включая казанцев, пострадавших от огня артиллерии», – писал Д. Люкшин. 

Первый выстрел ревлюции

Около 11 часов утра 6 ноября (24 октября) над городом разорвался первый снаряд – пальнули артиллеристы 1-го дивизиона 2-й артбригады. Начались столкновения с правительственными войсками. Вечером по приказу штаба округа отряд юнкеров, поддерживаемый броневиком, двинулся на Арское поле. Но к их появлению подготовились. Когда юнкера дошли до здания высших женских курсов (ныне это – здание Института фундаментальной медицины и биологии КФУ на ул. К. Маркса), по ним был открыт артиллерийский и пулеметный огонь. Юнкера вынуждены были отступить. Им вслед летели снаряды; некоторые угодили в здание окружного штаба (современный музей изобразительных искусств на ул. Толстого), досталось и Казанскому университету, осколками повредило его колоннаду.

Через некоторое время командующим Казанским военным округом было введено военное положение. Юнкерские патрули берут под контроль дамбы, соединяющие центр города с рабочими слободами. В Кремле в здании военного училища начал действовать военный комитет во главе с П. Голановым. В здании ветеринарного института развернулся полевой штаб во главе с полковником Добрянским. В течение дня из-за обстрелов было ранено несколько жителей, в городе закрылись магазины и общественные учреждения. В школах прекратились занятия. События обострялись.

Один из первых исследователей революционных событий 1917 г. на территории Татарстана профессор КФУ академик Академии наук РТ Индус Тагиров писал, что для многих членов казанского парткома большевиков события 5-6 ноября (23-24 октября) в казанском гарнизоне стали полной неожиданностью.

«Ясно, что такого плана [заранее составленного большевиками плана вооруженного захвата власти – Т.-и.] не было и не могло быть. Во-первых, потому что ни Петроград, ни Москва каких-либо указаний о необходимости проведения вооруженного восстания не давали. Более того, приведенное решение Московского Областного бюро РКП(б) нацеливало местные организации на мирное решение вопроса о власти. Но и оно, по всей видимости, не дошло до Казани, ибо в Казань от Областного бюро должен был приехать Манцев. Однако по неизвестным причинам он в Казань не приехал», – писал И. Тагиров. Таким образом, восстание началось стихийно, а не по плану руководителей большевиков.

Постепенно к исходу 6 ноября (24 октября) под влиянием происходивших столкновений, а также выступлений агитаторов военной организации большевиков на митингах практически все воинские части гарнизона переходят на сторону восставших. В Заречье и других рабочих окраинах города вооружались рабочие.

Бои стихли поздним вечером, всю ночь шла подготовка к решающим боям. 

Осада Казанского кремля

С утра 7 ноября (25 октября) вновь заговорила артиллерия. В полдень борьба приняла ярко выраженный политический характер. На Кремль, где засели юнкера, со стороны лугов вдоль поймы реки Казанки наступал 240-й полк. Часть 164-го полка перебралась  на  понтонных мостах через р. Казанку на помощь артиллеристам. Со стороны Арского поля наступление вели, кроме артиллеристов, три пехотных батальона. В обстреле города приняло участие 11 батарей.

До середины дня боевые действия шли на трех участках: на Арском поле, у крепости со стороны Заречья и на железнодорожном вокзале. Кольцо вокруг Кремля сжималось. Вечером был взят дворец командующего округом. В итоге, руководство обороняющихся решило отправить парламентеров к восставшим в надежде оттянуть время и получить поддержку. Их войска были окружены в Кремле. Переговоры начались в здании Совета (ныне – Президентский дворец в Кремле). В свою очередь мятежники, воспользовавшись выигрышным положением, сформулировали требования, в основном касающиеся амнистии за беспорядки 6-7 ноября (24-25 октября).

В разгар переговоров, в ночь на 8 ноября (26 октября) из Петрограда была получена весть о свержении Временного правительства и переходе власти в руки Советов уже во всероссийском масштабе. Понимая, что теперь вне закона командование военного округа, оно приказывает юнкерам прекратить сопротивление, разоружиться и разойтись по казармам. Так  признавался переход власти в руки Совета.

Победа революции

Октябрьское вооруженное восстание в Казани победило, и с утра 8 ноября (26 октября) в городе власть находилась в руках представителей революционных рабочих и солдат, руководивших восстанием. Комиссар Калинин, полковник Архипов, поручик Поплавский и другие были арестованы.

Находившиеся в помещении Казанского Совета члены Казанского комитета большевиков и комитета левых эсеров, члены партийных фракций в Совете созвали экстренное совещание. На нем было принято «Воззвание» к населению с извещением о победе революции в Петрограде и Казани, а также были назначены комиссары в Государственный банк, телеграф, почту, телефонную станцию, водопровод и др. По предложению Н. Ершова было решено создать Казанский революционный штаб во главе с его соратником К. Грасисом. В него, помимо прочих, вошел известный татарский революционный деятель Мулланур Вахитов. 

Он был представителем от Мусульманского социалистического комитета (Организация, созданная группой мусульманских интеллигентов-социалистов после Февральской революции с целью пропаганды социалистических идей среди мусульманского населения). Вахитов не был военным, но принимал активное участие в событиях 24-25 октября, борясь за установление советской власти в Казани. Но уже 28 октября вместе с левыми эсерами и меньшевиками-интернационалистами вышел из состава Ревштаба. Вахитов принимал активное участие в национальной политике – стал первым председателем Комиссариата по делам мусульман Внутренней России. В дальнейшем – получил должность председателя Центральной мусульманской военной коллегии. Также был членом коллегии Наркомнаца РСФСР. При обороне Казани от Народной армии Комуча в августе 1918 года был расстрелян. В его честь в Казани названы район, площадь, улица, установлен памятник.

После провозглашения советской власти в Казани были проведены массовые обыски и аресты среди офицеров, юнкеров и обывателей. Вместо солдат на фронт отправили юнкеров, к 18 ноября их в городе почти не осталось. Новым командующим округом был избран прапорщик Ершов, которого, правда, вскоре пришлось заменить коллегией из пяти человек. Солдаты же подались по деревням, явочным порядком реализуя большевистские обещания.

Позже газета Волжское слово от 28 октября писала о свершившейся революции: «Борьба вовсе не преследовала какие-либо политические цели, а была явлением чисто случайным: солдаты были возбуждены начавшимся разоружением и выступили просто в защиту своей чести».

Таковы были предпосылки, ход и результаты Октябрьской революции в Казани. В дальнейшем на долю города и его жителей выпадут тяжелые испытания периода Гражданской войны в России.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев