Идея создания этого музея возникла из... шоколада. «Мы воплотили образ древних монет в шоколаде. В прошлом году, в 750-ю годовщину возникновения Золотой Орды, мы выпустили шоколад в форме монет, раздали их детям, они были очень популярными. Однажды, когда мы ели эти шоколадные монеты, родилась идея создания музея денег», — рассказал руководитель музея Артур Галимзянов.
На шоколадных монетах изображены барс и солнце. Это не случайно. Похожие монеты были в ходу в период Золотой Орды.
Во время экскурсии по музею можно познакомиться с настоящими монетами и узнать интересные факты о них.
Экспонаты собирали в течение нескольких месяцев, образцы денег искали на базарах, в интернет-магазинах, некоторые нам отдавали в подарок. Здесь есть и книги, посвященные древним денежным средствам. С их помощью можно узнать, что написано на старинных монетах.
Самые древние в коллекции музея — монеты ХII века. Деньги времен Тохтамыша, Узбека, Джанибека и других ханов. Есть и куски серебра, служившие денежными средствами в Болгарском государстве. Кроме татарских здесь можно увидеть китайские, монгольские, африканские, индейские, американские, узбекские, турецкие деньги.
По словам помощника руководителя музея Наиля Набиуллина, прикоснуться к монетам — это то же самое, что прикоснуться к истории. «У нас есть возможность напрямую прикасаться к истории нашего народа, и эту возможность мы хотим предоставить нашим соотечественникам», — говорит он.
Татарский язык и деньги
Артур Галимзянов рассказал об истории денег.
История денег начинается с натурального обмена. Яркий пример этого — татарская копейка. От нее и начинает отсчет история татарских денег. Известно, что слово «тиен» произошло от названия зверька, а вот то, что слово «акча» происходит от слова «белый», известно немногим. То есть деньги были белыми и блестящими. В Болгарском государстве куски серебра выполняли функцию денег.
Название денежной единицы сум произошло от словосочетания «целый кусок» (золота или серебра).
В этимологическом словаре русского языка сказано, что слово «деньга» также происходит от татарского «тәңкә» или «тамга».
В музее через такие интересные примеры стараются показать связь между татарским языком и деньгами.
В основе концепции экономики Турции лежат работы татарских деятелей
Кроме того, во время экскурсии по Музею татарских денег можно увидеть изображения монеты Чингизхана с уйгурскими надписями и денежные средства литовских татар.
В музее дается информация не только о деньгах, но и о людях, работавших в этой сфере, и об экономиках разных стран.
Артур Галимзянов рассказал нам, к примеру, о том, кто одним из первых разработал теорию экономики.
«В высших учебных заведениях и школах учат, что экономическая концепция впервые появилась в Европе. Нас знакомят с Карлом Марксом, Энгельсом и Адамом Смитом. В ХIV веке в арабских странах жил великий ученый по имени Ибн Халдун, именно он и разработал теорию экономики. Если посмотреть на биографию Карла Маркса, то выясняется, что он изучал арабские языки и в молодости бывал в арабских странах. После этого путешествия Карл Маркс и начал писать свои книги. Точной информации об этом нигде нет, но есть версия, что он написал свои работы после прочтения книг Ибн Халдуна», — поделился он интересным фактом.
«Нам хочется показать своих великих деятелей. Мы делаем это для того, чтобы о них знали наши соотечественники», — сказал помощник руководителя музея. «Например, наш соотечественник Муса Акъегетзада. Он сто лет назад уехал в Турцию и преподавал экономику в военной академии Стамбула. Среди его учеников был и будущий президент Турции Мустафа Кемаль. Он в свою очередь после того, как стал руководить страной, выработал экономическую концепцию Турции, основываясь на лекциях Мусы Акъегетзады. То есть можно со всей уверенностью сказать, что в разработке нынешней экономической концепции Турции есть и заслуга татар», — рассказал руководитель музея.
Муса Акъегет, Муса Акъегетзада — татарский писатель, ученый. Муса Мухамметзянович Акзегетов родился 3 декабря 1864 года в городе Чамбар (современный Белинский) Пензенской губернии. Автор повести «Хисаметдин менла». Издает татарские газеты, пишет труды по экономике. Умер 24 сентября 1923 года.
Денежные средства — очень важное средство в изучении истории
Организаторы музея рассказали, что они очень хотят, чтобы люди приходили сюда не просто познакомиться с историей, но и чтобы задуматься. «Что важнее: жизнь или деньги? Как они связаны между собой? Человек управляет деньгами или деньги человеком?» — такие вопросы они ставят перед собой.
Самая большая мечта организаторов — расширение экспозиции. Руководитель музея Артур Галимзянов по специальности инженер-проектировщик, поэтому он сообщил о том, что для поддержания деятельности музея будут проводиться регулярные встречи с историками. «Это наши первые шаги, опыта пока нет», — признались создатели музея.
«Я и сам писал дипломную работу по денежным средствам Средней Азии, в свое время немного преподавал и нумизматику. Татарский народ, он разносторонний, вот это наша новая грань. Вы начали хорошее дело. Вы в последнее время поступаете очень мудро, поэтому я вас и хвалю, за эту работу вам 10 баллов», — дал оценку директору музея и его помощнику заслуженный ученый Республики Татарстан Альберт Бурганов. Кроме того, историки дали свои советы по организации деятельности музея. Было предложено делать копии денежных средств и продавать их как сувениры.
По словам ученого Лены Гайнановой, в этом музее можно увидеть не только историю татар, но и связь между странами и культурами.
«Это очень хорошее начинание. Деньги имеют большое значение в изучении прошлого. В истории татар много примеров, когда горели рукописи, а деньги и богатства закапывались в землю. Монеты до сих пор находят. Они вносят новые пояснения в историю», — сказал депутат Государственного Совета РТ Ркаил Зайдулла.
Среди пришедших в музей нашлись и те, кто высказал желание пополнить коллекцию музея со словами: «Надо будет посмотреть монеты дома и принести их сюда».
«Даст Аллах, он расширится, окрепнет, станет полнее и краше».
Экскурсия шла полностью на татарском языке. «Было бы хорошо, если бы экскурсия проводилась и на русском языке», — предложила студентка КФУ Дарья Егорова, обучающаяся по направлению «История искусства». Преподаватель привел студентов в музей вместо занятий.
Дарья поделилась с нами своими впечатлениями. «Было интересно узнать историю денег, о том, как менялась их значимость. Кроме того, здесь нас угостили вкусным чаем. По сравнению с другими музеями здесь экспозиция пока довольно скудная. Однако он очень интересный, верю в то, что в будущем музей будет только развиваться», — сказала она.
Учитель Дарьи, который переводил ей всю информацию с татарского языка на русский, кандидат исторических наук Аскар Гатин высказал свое мнение о музее.
«Здесь еще есть над чем поработать с научно-методологической точки зрения. Но одно можно сказать с уверенностью: очень хорошо, что эта работа началась. Сам я не являюсь профессиональным нумизматом, я историк. Будучи преподавателем истории, мне иногда приходится рассказывать студентам и о денежных средствах, мне и самому эта тема интересна», — сказал он.
«Услышав словосочетание «татарские деньги», оказываешься в очень странной ситуации. Когда я услышал его в первый раз, очень удивился, мне сразу захотелось сказать, что у татар не было своих денег. А сегодня, придя сюда, после того как нас познакомили с такой богатой экспозицией, я понимаю, что деньги у татар существовали. Что касается музея, он еще совсем как новорожденный ребенок, который смотрит своими глазками в разные стороны. В будущем, примерно через полгода, надо будет вернуться сюда. Пока это только легкая репетиция, всего лишь скелет. Даст Аллах, в скором времени он окрепнет, станет полнее и краше. В целом тот факт, что подобный музей существует и будет функционировать дальше, очень радует. Он нужен татарской интеллигенции, татарской нации и в общем татарскому народу», — высказал свое мнение о музее блогер Рафис Атаказ.
Музей татарских денег будет работать каждый день с 10.00 до 18.00. «Пока вход бесплатный, дальше планируем сделать его платным», — сказал руководитель музея.
Нет комментариев-