Сезон капитальных ремонтов в ЖКХ Набережных Челнов начался со скандала. Строительная организация ООО «Талисман» подала заявление в правоохранительные органы на генерального подрядчика, выигравшего в прошлом году тендер на капитальный ремонт подземных переходов на Московском проспекте ООО «Баракат». Причина — компания не расплатилась с исполнителем за выполненные работы.
«Чтобы расплатиться с работниками, мы продали свои машины, отдали все поступления с других объектов, но остались еще должны свыше 2, 5 млн рублей», — сообщили журналистам учредители ООО «Талисман».
40 лет без основательного ремонта
Эпопея с капремонтом подземок в Автограде началась в 2015 году. Президент РТ Рустам Минниханов, приглашенный на презентацию проекта реконструкции парка Победы, по пути зашел в располагающийся рядом переход и, мягко говоря, был удивлен его видом. Обшарпанные стены и отбитая местами плитка на полу, следы вандализма произвели на него неизгладимое впечатление. Президент попросил главу города Наиля Магдеева вместе с реконструкцией парка провести и капитальный ремонт перехода.
Тогда мэр Автограда не стал приукрашивать действительность и сообщил, что в таком состоянии находится большинство подземных переходов города. За 40 лет существования челнинских подземок, а их в городе всего 36, в них никогда не проводился капитальный ремонт.
Начиная с 2015 года республика ежегодно начала выделять на условиях софинансирования по 30–32 млн рублей. Общая сумма ежегодных вложений составила около 60 млн рублей. На эти средства ремонтировались 6–7 подземок в год.
Однако процесс обновления переходов не везде протекал гладко. Так, запланированный на 2016 год капремонт подземного перехода «Электротехников» был практически сорван из-за того, что выигравшая тендер иногородняя строительная компания, получив 2,6 млн рублей, бросила объект незавершенным.
Генподрядчику, в качестве которого тогда выступило МУП «ПАД», пришлось в срочном порядке искать и привлекать к работам другие строительные компании. В роли палочки-выручалочки выступили часть партнеров МУП, в том числе и ООО «Талисман». Позже Наиль Магдеев, комментируя ситуацию вокруг подземки на «Электротехников», с горечью сказал: «Вот провели тендер. Конкурс выиграла иногородняя „темная лошадка“. Ну, поскольку все условности были соблюдены, отдали ей подряд. А оно вот как получилось...»
«Аукцион выиграл, а работы не видно!»
В 2017 году вместе с реконструкцией Московского проспекта проходило и обновление подземных переходов в этой части города. Осваивать миллионы на этот раз поручили челнинской строительной компании ООО «Баракат». Однако и тут без скандала не обошлось.
В конце сентября прошлого года мэр Челнов Наиль Магдеев в шесть часов утра собрал чиновников, строителей и журналистов на утренний объезд подземных переходов Московского проспекта. Тогда проверка обернулась грандиозной критикой в адрес «Баракат». Магдеев в начале встречи признался, что каждую неделю объезжает проспект и смотрит, как он меняется. По словам главы города, если дорога на глазах преображается, то в подземках никаких «шевелений» не наблюдается.
«Я смотрю, ситуация за два месяца сильно не изменилась. Я тут не вижу активной работы, — возмутился Магдеев, обращаясь к генеральному директору ООО „Баракат“ Андрею Бадеру. — Аукцион ты сам выиграл, а работы не видно. Мы, по-моему, зря с тобой связались? Ну что ты сам себя позоришь?»
Магдеев тогда съязвил и по поводу олимпийского спокойствия чиновников, которые смотрели на происходящее почти с улыбкой. «Зря улыбаетесь, друзья мои, зря! — заметил Магдеев. — Они, по-моему, на Олимпиаду собрались. У каждого олимпийского спокойствия. Жаль, что мы сюда с прессой приехали, так бы я с вами в темном углу по-другому поговорил».
По итогам осмотра мэр поставил всем подземным переходам на Московском проспекте, а также исполнителям и контролерам «двойки» и «тройки» с натяжкой.
«Строители у нас народ такой — просят деньги и обещают все сделать, перевернуть весь мир. Но и мир не переворачивают, и строят в час по чайной ложке, и толку нет. Оцениваю сделанное пока как неудовлетворительно», — сказал глава города.
По итогам объезда Андрей Бадер выступил перед журналистами и обещал ускориться с работами. По словам гендиректора строительной компании, на реконструкции подземок на Московском проспекте задействованы 60 человек.
«Они с восьми часов по 10 человек на объекте работают, — заверил строитель. — Самой трудоемкой была гидроизоляция и внутренние работы. В подземных переходах постоянный поток людей. В ночное время мы только укладываем брусчатку».
По его словам, по условиям договора, капремонт должен был завершиться к концу 2017 года.
Однако, как стало известно корреспонденту ИА «Татар-информ», строительной компании до сих пор приходится устранять серьезные недоделки. Некоторые подземки во время весенних дождей начали протекать, из-за чего в них вздулись потолки.
«Люди банками собирали воду с капающего потолка»
Кстати, о потопе. Этой весной пользователи социальных сетей жаловались на то, что недавно капитально отремонтированные подземки «поплыли».
«”Облез” ремонт в подземке поселка Сидоровка. Куда ушли деньги?» – возмущались местные жители в соцсетях.
Появилось видео, на котором вода скапливается на полу подземного перехода «Молодежный» на проспекте Мира, а люди собирают ее в банки. Вода стекала сквозь щели по балкам. Предприниматели, чьи торговые точки располагаются в подземке, опасались, что из-за нарушения гидроизоляции у них могут возникнуть проблемы с электричеством.
Капель зазвенела на входе в подземный переход возле остановки «Райисполком». Чтобы не попасть под этот дождь, пешеходам приходилось огибать стену из капель. Правда, стекающая вода не разливалась по переходу, а через «рукав» уходила в ливневку. Но, как утверждают продавцы местных киосков, их топит каждую весну.
Море под ногами образовалось и у пешеходов, пользующихся подземкой возле ИТ-парка.
«Около ИТ-парка подземка затоплена водой. Службы, которые занимаются данной проблемой, не игнорируйте, пожалуйста. Для людей, что ходят пешком с работы на работу, сложно тут передвигаться. “Зебры” там нет, и единственный переход — это подземка», — писали работники в соцсетях.
Протечки обнаружились и на капитально отремонтированных переходах на проспекте Московском. Так, например, талая вода заполнила подземку около остановки «Московский проспект». Переходить на другую сторону проспекта пешеходам стало сложно.
Нужно менять материалы и технологию ремонта
Как сообщили журналистам представители ООО «Талисман», заключившего в прошлом году договор со строительной компанией «Баракат», протечки были, есть и будут. Для того чтобы их избежать, нужно использовать более дорогой материал и технологию скрепления навесов над подземками.
«Мы знаем, почему течет во всех капитально отремонтированных подземках. Дело в том, что монолитный поликарбонат имеет свойство сжиматься при низких температурах, а при высоких соответственно расширяется. Поэтому, когда идет сдача объекта, навес выглядит качественным. А как только происходит перепад температуры, материал начинает „двигаться“, крепежи не выдерживают и появляются расщелины», — объясняют строители.
По их словам, все это поправимо.
«Мы специально изучали опыт москвичей при ремонте подземных переходов. Нас в первую очередь интересовало, почему у них не возникает проблем с течами. Оказалось, они используют другие, более дорогие алюминиевые профили и накладки для крепежа. Это дает удорожание проекта. Но зато не возникает надобности в переделках. Мы выходили со своим предложением в исполком. Но нам сказали: „У нас не Москва. Больших денег у нас нет“. Хотя если бы в год вместо шести подземок делали пять, то вопрос давно был бы решен», — считают ремонтники.
Строители также обратили внимание заказчика на то, что в Москве навесы над подземками делают полусферой — чтобы вода просто с нее стекала. А в Челнах применяются разнообразные по форме, но малопрактичные по содержанию крыши, на которых вода накапливается.
«Когда мы предложили повторить опыт москвичей и даже взялись сами заказать крыши, от нас отмахнулись. Сказали, некрасиво будет выглядеть», — сообщили представители компании.
Ремонтники утверждают, что стены красить в подземках также бессмысленно. Облезает такая «красота» на раз. Нужен более устойчивый материал.
«Технологию облицовки подземных переходов фиброцементными панелями привезли в Челны из Москвы мы, — уверяют в ООО „Талисман“. — Подсмотрели при ремонте метро в златоглавой. Хотя нет предела совершенству. В Москве и Сочи сегодня подземные переходы уже облицовывают металлокерамикой — материалом, который применяется в стоматологии! Стены моет техника, оснащенная специальными щетками. И ни единой царапины после этого не остается. Мы такое не потянем, конечно. Остается только завидовать».
При строительстве подземных переходов в советские времена стены выкладывали плиткой. Это, конечно, дорого, зато долговечно. Почти на века — по крайней мере 40 лет они выдержали. Однако сейчас плиткой, например, на Московском проспекте подземки выкладывать проблематично, утверждают бывшие субподрядчики «Бараката». Из-за того, что над подземкой постоянно курсируют трамваи, плитка не засохнет — слетит. А чтобы она полноценно закрепилась, трамвайное движение придется останавливать на месяц. Никто, конечно, на это не пойдет.
Вызывает у строителей озабоченность и металлокаркас отдельных подземных переходов.
«В некоторых подземках металлические штыри в стенах мнутся под рукой. Там ржавчина и труха. А это уже вопрос безопасности объектов и тех, кто ими пользуется. По-хорошему, надо заказывать госэкспертизу по каждой подземке и усиливать металлоконструкции. Но тогда подземка выйдет не на 8 млн рублей, как у нас это было, а на все 20 млн рублей», — утверждают строители.
«Нас ”кинули” при оплате работ!»
Однако всеми этим вопросами ООО «Талисман» наверняка уже не сможет заниматься. Ни средств, ни возможностей у него для этого нет.
«ООО „Талисман“ существует с 2007 года. С этого момента мы ни разу не перерегистрировались. Это говорит о том, что мы никогда не уклоняемся от выполнения своих обязательств. У нас своя производственная база, штат работников. При необходимости сотрудничаем с узкими специалистами предприятий-партнеров. У нас устойчивые отношения, никого никогда не подводили. Из последних заказов — строительство двух объектов в свободной экономической зоне „Алабуга“. Нареканий нет», — представились бизнесмены.
«Изначально у нас был договор на капитальный ремонт трех подземных переходов — ”Московский”, ”Гренада” и ”Пожарное депо”. Цена вопроса составляла 24 млн рублей. Приступили к работам без предоплаты. Хотя в договоре зафиксировано, что аванс должен составить не менее 30 процентов. Все остальное — после подписания акта выполненных работ. Приступили к ремонту в июне, а в октябре у нас закончились собственные средства. На тот момент было выполнено 75–80 процентов объема на 17 млн рублей. А вложили собственных средств порядка 8 млн рублей. Получили всего 1, 4 млн рублей. Все выполненные работы подтверждены Управлением контроля качества в области ЖКХ. Мы знаем, что акты подписаны. Хотя ”Баракат” долго утверждал, что акты не подписаны, и уклонялся от разговора. Нам пришлось запрос в исполком сделать, чтобы доказать гендиректору ООО ”Баракат”, что он нас обманывает. Тогда Бадер заявил, что этот объем работ делал не ”Талисман”», — рассказали суть конфликта субподрядчики.
Однако ООО «Баракат» отказывается под разными предлогами отдавать деньги.
«Андрей Бадер постоянно кормил нас „завтраками“. А нам надо расплачиваться с работниками. Пришлось продать две машины. Все средства, которым мы получаем от работы на других объектах, теперь уходят на погашение долгов по подземкам. Сейчас мы должны еще 2, 5 млн рублей», — пояснили в ООО «Талисман».
В итоге ООО «Талисман» подало заявление в правоохранительные органы с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества.
«Представили сотрудникам полиции все накладные на стройматериалы, все договора на подрядные работы, людей приглашали на допросы. А затем нам отказали в возбуждении уголовного дела, предложив разбираться в ситуации в рамках гражданско-правовых отношений», — пояснили ремонтники.
Но ООО «Талисман» не видит смысла в подаче иска в суд.
«У ООО „Баракат“ официально нет никакого имущества. С него нечего взять», — утверждают там.
Самые большие недочеты были у «Талисмана»
У гендиректора ООО «Баракат» Андрея Бадера свой взгляд на происходящее. По словам Бадера, ему рекомендовал ООО «Талисман» в качестве субподрядчика один знакомый. Компания взялась за ремонт трех подземок, но сделала лишь гидроизоляцию и навесы. И то некачественно.
«Вы же были очевидцем скандала во время утреннего объезда мэром Наилем Магдеевым подземных переходов. После завершения проверки меня отозвали в сторонку и сказали прямым текстом: ”Убирай этого субподрядчика с объектов”», — заявил Бадер корреспонденту ИА «Татар-информ».
И Бадер расторг контракт с «Талисманом» в конце сентября — начале октября. По словам Бадера, контролеры по всем подземкам выдали предписания об устранении нарушений. Но самые серьезные недочеты были по тем, над которыми работало ООО «Талисман».
«Я провел независимую экспертизу. В заключении сказано, что навесы негерметичны и не защищают от осадков, отмостка выполнена с нарушениями, не обеспечивает гидроизоляцию и уже разрушается, имеются течи из стен из-за плохой гидроизоляции. Экспертиза определила перечень из 20 работ на общую сумму более 2,8 млн рублей для устранения дефектов.
Я предлагал ООО „Талисман“ устранить нарушения. Но они не стали это делать. Пришлось нанимать других субподрядчиков. Заплатить им за работы», — сообщил гендиректор ООО «Баракат».
Какая работа над ошибками будет проведена?
Судя по всему, конфликт будет носить затяжной характер, к чему он приведет — неизвестно.
Однако нас волнует два вопроса. Первый — будет ли изменен стратегический подход при капитальном ремонте подземных переходов Набережных Челнов, когда финансированием охватывается максимальное число переходов? Не стоит ли все-таки вспомнить о принципе «лучше меньше, да лучше»?
Кроме того, очевидно, что основная ответственность за произошедшее в подземных переходах Московского проспекта лежит все-таки на генподрядчике. Поэтому мы спросили у руководителя Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиля Киямова, есть ли у ООО «Баракат» перспектива участия в тендерах на выполнение капремонта на соцобъектах этого года?
«Никакого отношения к проведению конкурсов по ремонтным работам я не имею. Проводит аукционы и определяет победителя специальная конкурсная комиссия. Если ООО „Баракат“ подаст заявку, то он станет участником тендера на общих основаниях».
В то же время Киямов сообщил, что генподряд на выполнение капремонта подземных переходов в этом году выиграло МУП «ПАД».
Чуть позже представители ООО «Талисман» заявили, что МУП «ПАД» уже заключило договор с ООО «Баракат», согласно которому тот будет ремонтировать две подземки. А еще, по данным ООО «Талисман», «Баракат» поменял ИНН.
«Это означает, что по долгам он платить не собирается», — предположили бывшие субподрядчики.
Нет комментариев-