Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Очередной строительный скандал в Челнах, или «Темные лошадки» в подземных переходах

Очередной строительный скандал в Челнах, или «Темные лошадки» в подземных переходах
Четвертый год подряд в Автограде идет капитальный ремонт подземных переходов. Из 36 объектов уже отремонтирован 21. Для города, где 40 лет не обновлялись подземки, это большое достижение. Однако скандальный шлейф, который тянется за программой обновления подземных сооружений, не дает горожанам возможности в полной мере насладиться плодами труда строителей. Сроки ремонта практически никогда не выдерживаются, после капитального ремонта контролеры в подземках выявляют большое количество недочетов, а главное – капитально отремонтированные переходы регулярно топит дождевой водой. Что должно произойти, чтобы поток жалоб на некачественный ремонт прекратился?

Сезон капитальных ремонтов в ЖКХ Набережных Челнов начался со скандала. Строительная организация ООО «Талисман» подала заявление в правоохранительные органы на генерального подрядчика, выигравшего в прошлом году тендер на капитальный ремонт подземных переходов на Московском проспекте ООО «Баракат». Причина — компания не расплатилась с исполнителем за выполненные работы.

«Чтобы расплатиться с работниками, мы продали свои машины, отдали все поступления с других объектов, но остались еще должны свыше 2, 5 млн рублей», — сообщили журналистам учредители ООО «Талисман».

40 лет без основательного ремонта

Эпопея с капремонтом подземок в Автограде началась в 2015 году. Президент РТ Рустам Минниханов, приглашенный на презентацию проекта реконструкции парка Победы, по пути зашел в располагающийся рядом переход и, мягко говоря, был удивлен его видом. Обшарпанные стены и отбитая местами плитка на полу, следы вандализма произвели на него неизгладимое впечатление. Президент попросил главу города Наиля Магдеева вместе с реконструкцией парка провести и капитальный ремонт перехода.

Тогда мэр Автограда не стал приукрашивать действительность и сообщил, что в таком состоянии находится большинство подземных переходов города. За 40 лет существования челнинских подземок, а их в городе всего 36, в них никогда не проводился капитальный ремонт.

Начиная с 2015 года республика ежегодно начала выделять на условиях софинансирования по 30–32 млн рублей. Общая сумма ежегодных вложений составила около 60 млн рублей. На эти средства ремонтировались 6–7 подземок в год.

Однако процесс обновления переходов не везде протекал гладко. Так, запланированный на 2016 год капремонт подземного перехода «Электротехников» был практически сорван из-за того, что выигравшая тендер иногородняя строительная компания, получив 2,6 млн рублей, бросила объект незавершенным.

Генподрядчику, в качестве которого тогда выступило МУП «ПАД», пришлось в срочном порядке искать и привлекать к работам другие строительные компании. В роли палочки-выручалочки выступили часть партнеров МУП, в том числе и ООО «Талисман». Позже Наиль Магдеев, комментируя ситуацию вокруг подземки на «Электротехников», с горечью сказал: «Вот провели тендер. Конкурс выиграла иногородняя „темная лошадка“. Ну, поскольку все условности были соблюдены, отдали ей подряд. А оно вот как получилось...»

«Аукцион выиграл, а работы не видно!»

В 2017 году вместе с реконструкцией Московского проспекта проходило и обновление подземных переходов в этой части города. Осваивать миллионы на этот раз поручили челнинской строительной компании ООО «Баракат». Однако и тут без скандала не обошлось.

В конце сентября прошлого года мэр Челнов Наиль Магдеев в шесть часов утра собрал чиновников, строителей и журналистов на утренний объезд подземных переходов Московского проспекта. Тогда проверка обернулась грандиозной критикой в адрес «Баракат». Магдеев в начале встречи признался, что каждую неделю объезжает проспект и смотрит, как он меняется. По словам главы города, если дорога на глазах преображается, то в подземках никаких «шевелений» не наблюдается.

«Я смотрю, ситуация за два месяца сильно не изменилась. Я тут не вижу активной работы, — возмутился Магдеев, обращаясь к генеральному директору ООО „Баракат“ Андрею Бадеру. — Аукцион ты сам выиграл, а работы не видно. Мы, по-моему, зря с тобой связались? Ну что ты сам себя позоришь?»

Магдеев тогда съязвил и по поводу олимпийского спокойствия чиновников, которые смотрели на происходящее почти с улыбкой. «Зря улыбаетесь, друзья мои, зря! — заметил Магдеев. — Они, по-моему, на Олимпиаду собрались. У каждого олимпийского спокойствия. Жаль, что мы сюда с прессой приехали, так бы я с вами в темном углу по-другому поговорил».

По итогам осмотра мэр поставил всем подземным переходам на Московском проспекте, а также исполнителям и контролерам «двойки» и «тройки» с натяжкой.

«Строители у нас народ такой — просят деньги и обещают все сделать, перевернуть весь мир. Но и мир не переворачивают, и строят в час по чайной ложке, и толку нет. Оцениваю сделанное пока как неудовлетворительно», — сказал глава города.

По итогам объезда Андрей Бадер выступил перед журналистами и обещал ускориться с работами. По словам гендиректора строительной компании, на реконструкции подземок на Московском проспекте задействованы 60 человек.

«Они с восьми часов по 10 человек на объекте работают, — заверил строитель. — Самой трудоемкой была гидроизоляция и внутренние работы. В подземных переходах постоянный поток людей. В ночное время мы только укладываем брусчатку».

По его словам, по условиям договора, капремонт должен был завершиться к концу 2017 года.

Однако, как стало известно корреспонденту ИА «Татар-информ», строительной компании до сих пор приходится устранять серьезные недоделки. Некоторые подземки во время весенних дождей начали протекать, из-за чего в них вздулись потолки.

«Люди банками собирали воду с капающего потолка»

Кстати, о потопе. Этой весной пользователи социальных сетей жаловались на то, что недавно капитально отремонтированные подземки «поплыли».

«”Облез” ремонт в подземке поселка Сидоровка. Куда ушли деньги?» – возмущались местные жители в соцсетях.

Появилось видео, на котором вода скапливается на полу подземного перехода «Молодежный» на проспекте Мира, а люди собирают ее в банки. Вода стекала сквозь щели по балкам. Предприниматели, чьи торговые точки располагаются в подземке, опасались, что из-за нарушения гидроизоляции у них могут возникнуть проблемы с электричеством.

Капель зазвенела на входе в подземный переход возле остановки «Райисполком». Чтобы не попасть под этот дождь, пешеходам приходилось огибать стену из капель. Правда, стекающая вода не разливалась по переходу, а через «рукав» уходила в ливневку. Но, как утверждают продавцы местных киосков, их топит каждую весну.

Море под ногами образовалось и у пешеходов, пользующихся подземкой возле ИТ-парка.

«Около ИТ-парка подземка затоплена водой. Службы, которые занимаются данной проблемой, не игнорируйте, пожалуйста. Для людей, что ходят пешком с работы на работу, сложно тут передвигаться. “Зебры” там нет, и единственный переход — это подземка», — писали работники в соцсетях.

Протечки обнаружились и на капитально отремонтированных переходах на проспекте Московском. Так, например, талая вода заполнила подземку около остановки «Московский проспект». Переходить на другую сторону проспекта пешеходам стало сложно.

Нужно менять материалы и технологию ремонта

Как сообщили журналистам представители ООО «Талисман», заключившего в прошлом году договор со строительной компанией «Баракат», протечки были, есть и будут. Для того чтобы их избежать, нужно использовать более дорогой материал и технологию скрепления навесов над подземками.

«Мы знаем, почему течет во всех капитально отремонтированных подземках. Дело в том, что монолитный поликарбонат имеет свойство сжиматься при низких температурах, а при высоких соответственно расширяется. Поэтому, когда идет сдача объекта, навес выглядит качественным. А как только происходит перепад температуры, материал начинает „двигаться“, крепежи не выдерживают и появляются расщелины», — объясняют строители.

По их словам, все это поправимо.

«Мы специально изучали опыт москвичей при ремонте подземных переходов. Нас в первую очередь интересовало, почему у них не возникает проблем с течами. Оказалось, они используют другие, более дорогие алюминиевые профили и накладки для крепежа. Это дает удорожание проекта. Но зато не возникает надобности в переделках. Мы выходили со своим предложением в исполком. Но нам сказали: „У нас не Москва. Больших денег у нас нет“. Хотя если бы в год вместо шести подземок делали пять, то вопрос давно был бы решен», — считают ремонтники.

Строители также обратили внимание заказчика на то, что в Москве навесы над подземками делают полусферой — чтобы вода просто с нее стекала. А в Челнах применяются разнообразные по форме, но малопрактичные по содержанию крыши, на которых вода накапливается.

«Когда мы предложили повторить опыт москвичей и даже взялись сами заказать крыши, от нас отмахнулись. Сказали, некрасиво будет выглядеть», — сообщили представители компании.

Ремонтники утверждают, что стены красить в подземках также бессмысленно. Облезает такая «красота» на раз. Нужен более устойчивый материал.

«Технологию облицовки подземных переходов фиброцементными панелями привезли в Челны из Москвы мы, — уверяют в ООО „Талисман“. — Подсмотрели при ремонте метро в златоглавой. Хотя нет предела совершенству. В Москве и Сочи сегодня подземные переходы уже облицовывают металлокерамикой — материалом, который применяется в стоматологии! Стены моет техника, оснащенная специальными щетками. И ни единой царапины после этого не остается. Мы такое не потянем, конечно. Остается только завидовать».

При строительстве подземных переходов в советские времена стены выкладывали плиткой. Это, конечно, дорого, зато долговечно. Почти на века — по крайней мере 40 лет они выдержали. Однако сейчас плиткой, например, на Московском проспекте подземки выкладывать проблематично, утверждают бывшие субподрядчики «Бараката». Из-за того, что над подземкой постоянно курсируют трамваи, плитка не засохнет — слетит. А чтобы она полноценно закрепилась, трамвайное движение придется останавливать на месяц. Никто, конечно, на это не пойдет.

Вызывает у строителей озабоченность и металлокаркас отдельных подземных переходов.

«В некоторых подземках металлические штыри в стенах мнутся под рукой. Там ржавчина и труха. А это уже вопрос безопасности объектов и тех, кто ими пользуется. По-хорошему, надо заказывать госэкспертизу по каждой подземке и усиливать металлоконструкции. Но тогда подземка выйдет не на 8 млн рублей, как у нас это было, а на все 20 млн рублей», — утверждают строители.

«Нас ”кинули” при оплате работ!»

Однако всеми этим вопросами ООО «Талисман» наверняка уже не сможет заниматься. Ни средств, ни возможностей у него для этого нет.

«ООО „Талисман“ существует с 2007 года. С этого момента мы ни разу не перерегистрировались. Это говорит о том, что мы никогда не уклоняемся от выполнения своих обязательств. У нас своя производственная база, штат работников. При необходимости сотрудничаем с узкими специалистами предприятий-партнеров. У нас устойчивые отношения, никого никогда не подводили. Из последних заказов — строительство двух объектов в свободной экономической зоне „Алабуга“. Нареканий нет», — представились бизнесмены.

«Изначально у нас был договор на капитальный ремонт трех подземных переходов — ”Московский”, ”Гренада” и ”Пожарное депо”. Цена вопроса составляла 24 млн рублей. Приступили к работам без предоплаты. Хотя в договоре зафиксировано, что аванс должен составить не менее 30 процентов. Все остальное — после подписания акта выполненных работ. Приступили к ремонту в июне, а в октябре у нас закончились собственные средства. На тот момент было выполнено 75–80 процентов объема на 17 млн рублей. А вложили собственных средств порядка 8 млн рублей. Получили всего 1, 4 млн рублей. Все выполненные работы подтверждены Управлением контроля качества в области ЖКХ. Мы знаем, что акты подписаны. Хотя ”Баракат” долго утверждал, что акты не подписаны, и уклонялся от разговора. Нам пришлось запрос в исполком сделать, чтобы доказать гендиректору ООО ”Баракат”, что он нас обманывает. Тогда Бадер заявил, что этот объем работ делал не ”Талисман”», — рассказали суть конфликта субподрядчики.

Однако ООО «Баракат» отказывается под разными предлогами отдавать деньги.

«Андрей Бадер постоянно кормил нас „завтраками“. А нам надо расплачиваться с работниками. Пришлось продать две машины. Все средства, которым мы получаем от работы на других объектах, теперь уходят на погашение долгов по подземкам. Сейчас мы должны еще 2, 5 млн рублей», — пояснили в ООО «Талисман».

В итоге ООО «Талисман» подало заявление в правоохранительные органы с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества.

«Представили сотрудникам полиции все накладные на стройматериалы, все договора на подрядные работы, людей приглашали на допросы. А затем нам отказали в возбуждении уголовного дела, предложив разбираться в ситуации в рамках гражданско-правовых отношений», — пояснили ремонтники.

Но ООО «Талисман» не видит смысла в подаче иска в суд.

«У ООО „Баракат“ официально нет никакого имущества. С него нечего взять», — утверждают там.

Самые большие недочеты были у «Талисмана»

У гендиректора ООО «Баракат» Андрея Бадера свой взгляд на происходящее. По словам Бадера, ему рекомендовал ООО «Талисман» в качестве субподрядчика один знакомый. Компания взялась за ремонт трех подземок, но сделала лишь гидроизоляцию и навесы. И то некачественно.

«Вы же были очевидцем скандала во время утреннего объезда мэром Наилем Магдеевым подземных переходов. После завершения проверки меня отозвали в сторонку и сказали прямым текстом: ”Убирай этого субподрядчика с объектов”», — заявил Бадер корреспонденту ИА «Татар-информ».

И Бадер расторг контракт с «Талисманом» в конце сентября — начале октября. По словам Бадера, контролеры по всем подземкам выдали предписания об устранении нарушений. Но самые серьезные недочеты были по тем, над которыми работало ООО «Талисман».

«Я провел независимую экспертизу. В заключении сказано, что навесы негерметичны и не защищают от осадков, отмостка выполнена с нарушениями, не обеспечивает гидроизоляцию и уже разрушается, имеются течи из стен из-за плохой гидроизоляции. Экспертиза определила перечень из 20 работ на общую сумму более 2,8 млн рублей для устранения дефектов.

Я предлагал ООО „Талисман“ устранить нарушения. Но они не стали это делать. Пришлось нанимать других субподрядчиков. Заплатить им за работы», — сообщил гендиректор ООО «Баракат».

Какая работа над ошибками будет проведена?

Судя по всему, конфликт будет носить затяжной характер, к чему он приведет — неизвестно.

Однако нас волнует два вопроса. Первый — будет ли изменен стратегический подход при капитальном ремонте подземных переходов Набережных Челнов, когда финансированием охватывается максимальное число переходов? Не стоит ли все-таки вспомнить о принципе «лучше меньше, да лучше»?

Кроме того, очевидно, что основная ответственность за произошедшее в подземных переходах Московского проспекта лежит все-таки на генподрядчике. Поэтому мы спросили у руководителя Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Рафаиля Киямова, есть ли у ООО «Баракат» перспектива участия в тендерах на выполнение капремонта на соцобъектах этого года?

«Никакого отношения к проведению конкурсов по ремонтным работам я не имею. Проводит аукционы и определяет победителя специальная конкурсная комиссия. Если ООО „Баракат“ подаст заявку, то он станет участником тендера на общих основаниях».

В то же время Киямов сообщил, что генподряд на выполнение капремонта подземных переходов в этом году выиграло МУП «ПАД».

Чуть позже представители ООО «Талисман» заявили, что МУП «ПАД» уже заключило договор с ООО «Баракат», согласно которому тот будет ремонтировать две подземки. А еще, по данным ООО «Талисман», «Баракат» поменял ИНН.

«Это означает, что по долгам он платить не собирается», — предположили бывшие субподрядчики.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев