Кадровый вопрос для промышленного предприятия всегда был и остается одним из самых важных. Компания Ford Sollers, производственные мощности которой размещены в Татарстане, планирует готовить специалистов вместе с учебными заведениями республики. Первым этапом сотрудничества стал тренинг для преподавателей ссузов по дуальному образованию. О его итогах представители промышленности и образования накануне рассказали на пресс-конференции в ИА «Татар-информ».
Практика на предприятии и система наставничества
Дуальное образование уходит истоками в Германию. Именно в этой стране широко распространено тесное сотрудничество учебных заведений с промышленностью. Основная особенность заключается в том, что в дуальной системе учебная программа формируется совместно предприятием и профессиональными учебными заведениями. Примерно 50 процентов всего практического обучения проходит на производственных мощностях завода.
За каждой группой из пяти-шести студентов закрепляется специалист из числа сотрудников компании. Система наставничества помогает будущему сотруднику глубже понять систему работы предприятия и проникнуться корпоративным духом. Неудивительно, что лидером по внедрению дуальной системы образования стала Германия с ее крупными и известными на весь мир автозаводами.
Автопроизводитель готов помочь ссузам с учебными планами
Ford Sollers на своих производственных мощностях в Татарстане выпускает пять моделей автомобилей. Осенью текущего года компания объявила о дополнительном наборе сотрудников на завод в Елабуге. В руководстве предприятием задумались о подготовке специалистов, которые могли бы обращаться с роботами. Для этого компания планирует готовить будущих сотрудников по специальности «Мехатроника и мобильная робототехника» через дуальное образование в партнерстве с учебными заведениями.
В первой половине декабря компания провела тренинг по дуальному образованию для преподавателей ссузов Татарстана. В нем приняли участие 22 специалиста. Руководитель проектов Ford Sollers Надежда Смольник отмечает, что компания в будущем готова помочь учебным заведениям с подготовкой учебной программы. «Если данная специальность будет внедрена, в начале следующего учебного года мы будем готовы рассмотреть возможность принять на практику студентов», – говорит она.
В компании понимают, что проект долгосрочный. Готовых специалистов можно будет получить только через несколько лет. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. «Мы смотрим на долгосрочную перспективу развития нашей компании, развития нашего персонала. Мы понимаем, что готовых специалистов-мехатроников мы получим только через четыре года. Зато мы будем уверены в качестве подготовки этих специалистов, поскольку будем отслеживать процесс их образования непосредственно с первого курса», – сказала Надежда Смольник.
В России можно успешно внедрить систему дуального образования, отметили 76 процентов преподавателей по итогам тренинга. Более половины из представителей ссузов сказали, что будут внедрять в свои учебные планы модули по мехатронике.
«Такая форма, как прошедший тренинг, несомненно, является очень результативной. Потому что на этих тренингах встречаются представители предприятия и непосредственно преподаватели из колледжей, которые будут преподавать формировать содержание и элементы контроля», — считает начальник Управления профобразования Минобрнауки РТ Алла Сидоренко.
Система дуального образования не закреплена в федеральном законодательстве
Система дуального образования до сих пор в федеральном законодательстве никак не закреплена, отмечает представитель Минобрнауки РТ Алла Сидоренко. Однако в Республике Татарстан уже разработаны нормативные документы, которые регламентируют реализацию дуального образования и статус наставников.
Производство и профессиональное учебное заведение в такой системе договариваются о том, как и кого обучать. «Стороны заключают договор о сотрудничестве, в котором четко прописано разграничение полномочий между образовательной организацией и предприятием. Предприятие берет на себя такие же обязательства за качество подготовки, за разработку образовательной программы, за то, что оно принимает на работу специалиста», — говорит Алла Сидоренко.
Компетенция «Мехатроника» представлена в Worldskills
Специальность «Мехатроника» представлена в системе WorldSkills. Представители Татарстана успешно выступают в этой компетенции на национальных чемпионатах, сообщил ИА «Татар-информ» эксперт WorldSkills, доцент Набережночелнинского филиала КНИТУ-КАИ Азат Мустафин. По его словам, республика уже четыре года выступает в соревнованиях по специальности «Мехатроника». «Четыре года подряд на национальном этапе участвовали ребята Камского государственного автомеханического техникума. Ежегодно они доходят до национального уровня», – говорит он.
Модель дуального образования сейчас мало распространена в России, комментирует собеседник агентства. Разве, что в Калуге при партнерстве с автогигантом Volkswagen, но там нет мехатроники. Азат Мустафин отмечает, что специальность становится все актуальнее. Один специалист по мехатронике способен заменить механика, электрика и ряд других специальностей, говорит он.
Эксперт WorldSkills Азат Мустафин выразил надежду на то, что предприятия будут активнее включаться в программу дуального образования и более тесно сотрудничество с профессиональными учебными заведениям. По его мнению, тренинг компании Ford Sollers помог преподавателям получить представление о самой специальности «Мехатроника» и осознать проблемы, с которыми они смогут столкнуться при реализации дуального образования.
Нет комментариев-