«Альфа» или «люкс»: какой спирт чаще используют татарстанские производители
Жаудат Юсупович, расскажите об итогах производства спирта и алкогольной продукции в 2019 году.
Стоит отметить, что производством алкогольной продукции у нас занимаются три спиртзавода: два из них – мамадышский и усадский – входят в АО «Татспиртпром», а также «Русский стандарт» в Буинске – он выкупил у нас производство и отгружает произведенный спирт на свои ликеро-водочные заводы.
Всего же в 2019 году в Татарстане было произведено почти 6 млн декалитров спирта, из них 4 млн – «Татспиртпромом» и 2 млн – «Русским стандартом». Алкогольной продукции в минувшем году в республике произвели почти 10 млн декалитров, 9 млн из них – это водка. Кроме того, наши производители для своей продукции используют и различные инновационные программы, развиваются на сторонних площадках. Так, например, в прошлом году мы произвели 832 тыс. дал алкогольной продукции у сторонних производителей, в том числе водки 754 тыс. дал – это огромное количество.
В 2019 году мы отгружали спирт в шесть регионов России: Санкт-Петербург, Белгородскую, Вологодскую, Московскую, Новосибирскую и Ульяновскую области.
Наших потребителей также беспокоит, какой спирт производят наши предприятия: 41% – это спирт «люкс», 59% – «альфа». Меня всегда спрашивают: а какой из них лучше? Дело в том, что в каждом спирте есть шкала показателей, отличаются они, как правило, только качеством компонентов. Но все же чаще в производстве используют «альфу».
Что касается реализации розничной продукции, как проводилась работа в минувшем году в этом направлении?
Начнем с того, что розничной реализацией у нас занимаются более 7,7 тыс. наших лицензиатов, из них 1,1 тыс. – это общепит (кафе, рестораны, бары). Всего же в 2019 году в Татарстане было реализовано 5,8 тыс. дал алкогольной продукции, в том числе водки 2,8 тыс. дал – 97% по уровню прошлого года. При этом ввезенной водки, практически так же, как и в 2018 году, было продано 13%. Ввезенный алкоголь продается, и это нормально, это конкуренция и развитие для наших производителей.
Как правило, основная часть алкоголя у нас была реализована в сетевых компаниях – это 71% против 68% в 2018 году.
Импортные вино, коньяк и шампанское – лидеры по «забраковке» в РТ
Какое количество алкогольной продукции в 2019 году ввезли в Татарстан, какие страны импортировали больше всего алкоголя?
В республике ввозом занимаются 11 оптовых фирм. В 2019 году было завезено 3 млн 250 тыс. дал алкогольной продукции и 7,6 тыс. наименований. Стоит также отметить, что в прошлом году в Татарстан было завезено более 38 тыс. партий, из них более 1 тыс. партий не были допущены на рынок. Они не попали на наши полки из-за некачественного физико-химического состава, органолептики, а также несоответствия документов.
Поставки в РТ в минувшем году увеличились: на 35% – ликеро-водочные изделия, водка – на 14%, винные напитки – на 5%, коньячные напитки – на 4%. Но в то же время на 39% у нас уменьшилась поставка слабоалкогольных напитков и вин, а также шампанских – на 4%.
Алкоголь в республику ввозили из 64 стран мира. Больше всего винной и коньячной продукции завезли из Италии – 13%, Армении – 12% и Грузии – 10%. Также в числе лидеров Испания, Франция, Великобритания, Абхазия и Литва. Водку чаще всего импортировали из Белоруссии, Финляндии и Швеции.
Много ли иностранного алкоголя забраковали при ввозе?
«Забраковка» в 2019 году составила 2,6%, но отмечу, что раньше этот показатель доходил и до 5%. Сейчас же производители знают, что в Татарстане очень строгий контроль. Еще с 1996 года в республике действует система добровольной проверки качества, безопасности, легальности производства и оборота алкогольной продукции. Во многом благодаря этому нам стараются везти испытанную, проверенную продукцию.
Всего в республике задействовано шесть лабораторий, которые проверяют качество алкоголя, также своя лаборатория есть и у нашего ведомства. В целом же в Татарстане забраковали более 800 тыс. литров алкогольной продукции. Самый большой процент брака у вин – 32%, среди коньяков брак составляет 15%, шампанское и игристые вина – 9%.
Чаще всего мы бракуем продукцию из-за несоответствия этикетки и реального состава – это 76% от всех нарушений. На втором месте физико-химические показатели – 15%, и 9% – это органолептика.
Что делают с бракованной продукцией?
Если есть какое-либо документальное нарушение, то производитель забирает ее обратно. Если же есть отклонение, которое опасно и вредно для жизни потребителя, то продукция попадает под конфискацию и уничтожение.
«По пивному направлению мы первопроходцы»
Регулируете ли вы деятельность небольших производств, пивоварен, которые производят крафтовое пиво?
Пиво – это очень тонкая тема. С 1996 года мы системно начали работать по крепкому алкоголю. В то время в РТ шла борьба по обелению рынка. Было принято беспрецедентное решение – проект каждой партии запускаемой или ввозимой в республике алкогольной продукции, но эта система касалась только крепкого алкоголя, а пиво осталось в стороне. В 2018 году в республике мы приняли дорожную карту, чтобы взять под контроль производство и оборот пива и пивных напитков. Сейчас оптовики и розничная торговля работают в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), они фиксируют там все данные по поставкам алкоголя.
Очень серьезное направление на сегодняшний день – это неучтенное в ЕГАИС пиво, так называемое безакцизное. Его очень много по всей России, особенно завезенного из Казахстана. Поэтому в прошлом году я вышел с инициативой от Республики Татарстан к РАР, предложил попробовать в пилотном варианте на РТ маркировать пивные кеги. Соответствующее соглашение уже подписано. До 5 февраля мы создаем реестр предпринимателей, в дальнейшем сформируем рабочую группу на уровне РАР, а также включим туда производителей, госструктуры, сотрудников нашего ведомства.
В 2018 году, спасибо чемпионату мира по футболу, в республике было реализовано 19 млн 300 тыс. дал пива. Следующий 2019 год был холодным и неурожайным, мы ожидали снижение показателя, однако в итоге реализовали 19 млн 565 тыс. дал пивной продукции.
Также отмечу, что у нас в республике есть пивная ассоциация. Они вышли с инициативой к руководству республики, и мы их поддержали в том, чтобы установить МРЦ на пиво. Причиной этому послужило то, что одна из сетей реализовывала свое «Рижское пиво» по 24 рубля за 0,5 л. Ну что это за пиво? Естественно, неучтенное. У нас очень много материалов по ним составлено, столько рассмотрено, до сих пор еще мы судимся. Вообще по пивному направлению мы первопроходцы, по всей России, может, есть одно-два дела в этом направлении.
Есть также проблема по импортному пиву, сейчас на уровне России этот вопрос решают. Пиво имеет срок годности, в среднем он составляет 6 месяцев, бывает и до года. Но согласно приказу РАРа получается, что дата захода импортного пива в Россию считается датой его изготовления. Но ведь это же неправильно, важно такие вещи тоже взять в работу.
Помарочный учет и легальность алкоголя: как работает система ЕГАИС в Татарстане
Жаудат Юсупович, как внедряется система ЕГАИС в Татарстане, какими успехами можете похвастаться на сегодняшний день?
Система ЕГАИС успешно работает на всей территории республики. В прошлом году мы вышли на новый этап: поштучная проверка каждой бутылки алкогольной продукции, помарочный учет. Для нас это хорошо, а для оптовиков, розницы, особенно сельских населенных пунктов, есть определенная нагрузка. Меня беспокоит другое – у нас в 470 населенных пунктах нет магазинов, а в ряде сел и деревень алкоголем попросту не торгуют, поэтому обосновалось такое явление, как выездная торговля. Я хочу взять этот вопрос под жесткий контроль – следить, сколько реализуется алкогольной продукции, таким образом, насколько это эффективно. Сколько лет мы уже бьемся, чтобы выездная торговля была узаконена, ведь во всех регионах РФ есть труднодоступные населенные пункты, но пока это безрезультатно.
Что касается ведения отчетности, то за 2019 год мы составили 813 протоколов об административных правонарушениях. Всего при помощи ЕГАИС нами было выявлено 724 нарушения, что на 78% больше, чем в 2018 году.
ЕГАИС – это хороший инструмент. Но до сих пор в добровольном порядке декларации сдают оптовики и розница. Наш программный продукт уже устарел, поэтому мы договорились с Минцифрой РТ – будем писать новую программу, чтобы отчеты районов, сельских поселений уже можно было получать в ЕГАИС.
Самогон, «фанфурики» и «безлицензионка»: главные направления работы Госалкогольинспекции
На итоговой коллегии Роспотребнадзор по РТ отметил, что в республике зафиксирован рост алкогольных отравлений. Вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин поручил разобраться с этой ситуацией. Какие меры будете предпринимать?
Знаете, я не совсем согласен с этим утверждением. Бывает так, что у человека в крови нашли алкоголь, но умер он от какой-либо болезни, например просто ранее что-то алкогольное употребил. В какую категорию отнести такие случаи?
Я считаю, важно не допустить, чтобы люди пили непригодные для употребления внутрь вещества – стеклоомывающую жидкость, «фанфурики», клей и другие. Мы уже работаем в этом направлении совместно с полицией. Также должен помочь и «Народный контроль», где люди сообщают о различных подпольных организациях по производству алкоголя и получают денежные вознаграждения. Я обратился к руководству республики, предложил ввести еще одну позицию – 50 тыс. рублей, но она будет действовать только после возбуждения уголовного дела. Также важно усилить работу ведомственных муниципальных комиссий, куда входят: главврачи, сотрудники Роспотребнадзора, полиции, Госалкогольинспекции.
Как в Татарстане контролируют реализацию спирта и алкогольной продукции?
Мы регулярно проводим мероприятия по «фанфурикам», в этом году они уже стартовали на территории республики. Также мониторим и продажу самогона. Естественно, самогоноварение полностью не искоренишь. Но одно дело, когда человек варит его для себя – плохого качества продукт он делать не будет. Главное, чтобы все это было не для продажи.
Еще одна наша беда – это ночная торговля. Мы проверили почти 6 тыс. торговых площадок, из них в 424 точках алкоголь продают вне зависимости от времени суток. Отмечу также, что мы особое внимание уделяем и «безлицензионке», в 2019 году у нас уменьшилось количество такого товара, будем и дальше активно работать в этом направлении.
МРЦ в приграничных районах и защита потребителей: планы ведомства на 2020 год
Жаудат Юсупович, в конце нашего разговора хотелось бы, чтобы вы поделились, на чем будет сосредоточена работа ведомства в 2020 году?
Учитывая то, что мы сейчас подняли МРЦ по алкогольной продукции, будем активно мониторить продажу алкоголя, выезжать в муниципалитеты. Любую информацию о нарушениях будем передавать в МВД.
Конечно, мы постараемся наладить работу в приграничных районах, таких как, например, Агрыз. В них, учитывая близкое расположение соседствующих республик, все продается по другим ценам и законам в любом количестве и объеме. На данный момент по границе республики у нас охвачено 280 магазинов, где мы установили минимальную цену в ущерб «Татспиртпрому», потому что в соседнем регионе продавали несколько наименований продукции по меньшей цене, чем в РТ. Сейчас мы сейчас начинаем эксперимент еще в 18 магазинах – ежемесячно будем анализировать реализацию товара.
Продолжим работу и по защите прав потребителей. Кстати, здесь мы стали лидерами в 2019 году, обогнав Башкирию. Сейчас же у нас в планах во всех муниципальных районах создать свои рабочие планы, чтобы помочь населению.
Также мы проводим различные олимпиады и конкурсы. В планах – увеличить наградной фонд, чтобы привлечь большее количество участников.
Нет комментариев-