Первый тезис: «Челны остаются городом-донором»
В 2019 году перечисления Набережных Челнов в бюджеты всех уровней, по информации челнинского мэра, составят 50 млрд рублей. С учетом того, что, например, в 2016 году город собрал 30 млрд рублей, это серьезный прорыв.
Из собранных налогов в Челнах остаются 3,6 млрд рублей. За счет субсидий муниципальный бюджет будущего года увеличится до 10 млрд рублей. «Заинтересованность территорий в повышении налоговых сборов не стимулируется. Я считаю, это неправильно. Но так устроено налоговое законодательство РФ. И мы работаем в рамках существующей системы», — констатировал глава города.
Магдеев подчеркнул: объем собираемых в Автограде налогов и страховых взносов показывает, что Челны по-прежнему остаются городом-донором. Хотя по сумме привлекаемых средств по различным федеральным и республиканским программам город также демонстрирует хорошую результативность. По словам мэра, в уходящем году Челны сумели привлечь около 11 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетом муниципалитета.
Подводя итоги уходящего года, Магдеев также отметил, что в Челнах увеличивается число предприятий малого и среднего бизнеса. За год в городе появилось 4 тысячи новых предприятий.
«Сегодня 32% местного бюджета формирует МСБ. Доля малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте достигла 34%. И таких показателей не так уж много среди муниципалитетов РФ», — подчеркнул он.
По словам Магдеева, это результат настойчивой работы властей Татарстана и Набережных Челнов над созданием комфортных условий для развития МСБ. В Автограде на данный момент действуют 12 промышленных парков, в которых работают примерно 12 тыс. человек.
«Мы отдаем себе отчет в том, что большинство предприятий МСБ формируется вокруг ПАО „КАМАЗ“. Но у нас есть и другое крыло поставщиков: 20 челнинских предприятий сегодня являются партнерами корпорации Haier. Уровень локализации производства только холодильников сегодня составляет 60% — именно такая часть комплектующих выпускается в России», — добавил Магдеев.
Второй тезис: «По программе соципотеки установили рекорд»
Набережные Челны близки к завершению плана по вводу жилья заверил журналистов Магдеев. 30 декабря строители сдадут последний в этом году дом по программе социальной ипотеки.
В 2019 году Челны обязались сдать 300 тыс. кв. метров жилья. Строительная отрасль города выполнила работ на 18 млрд рублей. Введено в эксплуатацию 280 тыс. кв. метров жилья, к 30 декабря план будет выполнен полностью. В общей сложности будет сдано 27 жилых домов.
«Что касается программы социальной ипотеки, то здесь мы даже установили определенный рекорд, — отметил глава. — Построили пять домов, в которых квартиры получили 1330 семей. Это 80 тыс. кв. метров жилья. Таким образом, если раньше в Челнах в очереди на жилье по программе социальной ипотеки стояли 3,4 тыс. человек, то теперь в режиме ожидания находятся 1,9 тыс. челнинцев».
«Буквально недавно вместе с Президентом РТ Рустамом Миннихановым участвовали в церемонии ввода дома 63/12. А перед самым боем курантов сдаем еще один дом — 63/01. А что может быть лучше новоселья под Новый год?» — добавил Наиль Магдеев.
Глава Челнов также сообщил, что потребность в жилье остается для горожан одной из самых насущных. Если по республике этот показатель составляет 26 кв. метров на одного человека, то в Набережных Челнах— 23 кв. метра. Точкой роста жилищного строительства в городе в будущем году станет 34-й комплекс, где, кроме жилых домов, планируется возвести детсад на 220 мест и реконструировать улицу Раскольникова, обустроив здесь кольцевую развязку, чтобы соединить Новый город с Элеваторной горой.
Продолжится застройка 63-го микрорайона, где в ближайшей перспективе появятся 17 жилых домов. Проблема дорожной инфраструктуры в этой части города будет решаться за счет появления новой дороги, которая протянется от развязки на улице Машиностроительная до кольца на улице 40 лет Победы. В жилом комплексе также планируется возвести детский сад и школу.
В перспективе в городе должен появиться и микрорайон «Орловское поле», застройщиком которого выступает строительная компания «ТАН» из Ижевска. Именно с этим проектом связан другой грандиозный замысел— по продлению проспекта Московский. Предполагается, что новая дорога свяжет Московский с улицей Хади Такташа и станет дублером проспекта Набережночелнинский. Здесь же появится мост, работа над проектом которого будет завершена в 2020 году. Непосредственно к строительству дорожники приступят в 2021 году. Стоимость проекта, по предварительным подсчетам, составит 3 млрд рублей.
Третий тезис: «Слухи о персональном конфликте между руководством города и КАМАЗа беспочвенны»
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев опроверг слух о том, что спор об автобусах перерос в персональное противостояние властей города и руководства ПАО «КАМАЗ».
В беседе журналисты затронули тему возможной потери Челнами 190 автобусов. МУП «Электротранспорт» получил их в лизинг, но не смог вовремя оплачивать платежи, из-за чего общий долг перед автогигантом достиг 700 млн рублей. Теперь КАМАЗ через суд добивается возврата автобусов. «Что будет делать город, если суд выносит решение в пользу КАМАЗа?» — поинтересовались представители СМИ.
По словам Наиля Магдеева, речь идет о споре двух хозяйствующих субъектов. МУП «Электротранспорт» является самостоятельным предприятием, у которого есть права и обязанности, в том числе и финансовые. Теперь его руководству придется доказывать в суде обоснованность своих действий, просить у партнера отсрочку, искать оптимальный выход из ситуации. «Суд во всем разберется, не сомневайтесь», — заявил мэр. Он также уверил, что город не окажется в состоянии транспортного коллапса, как это пророчат некоторые СМИ, поскольку такого развития событий никто не допустит.
«Некоторые издания пытались выставить хозяйственный спор конфликтом двух руководителей. Но это чистый блеф и желание создать видимость скандала. На самом деле ничего такого нет. Наши отношения давно выстроены, мы ими дорожим, никакие сиюминутные споры их не разрушат. Мы вместе пьем чай и смеемся над такими публикациями», — добавил Магдеев.
На пресс-конференции также прозвучал вопрос об оснащенности проспекту Чулман общественным транспортом. Журналисты вспомнили о множестве жалоб на нерегулярность движения автобусов. Особенно челнинцев недовольны тем, что нет поперечных маршрутов, которые бы позволяли попасть с проспекта Чулман, например, на Московский. Эта проблема «с бородой», отметили представители СМИ, она не решается годами. Интересовало их и возможность строительства трамвайной ветки, которая соединила бы здесь параллельно идущие проспекты.
Магдеев ответил, что по проспекту курсирует шесть маршрутов, интервал движения у них стандартный, как и в целом по городу. По словам главы города, у администрации есть желание провести трамвайную ветку по проспекту Чулман. «Но наши финансовые возможности не совпадают пока с нашими желаниями», — заметил Магдеев.
Но, обещал мэр, на проспекте 40 лет Победы в январе в тестовом режиме начнут курсировать автобусы. По словам Магдеева, эксперимент с запуском общественного транспорта по проспекту продлится три месяца. Маршрут будет обслуживать ООО «Пассажирские перевозки».
«Маршрут новый, его надо обкатать. Пассажиры у перевозчиков в этой части города могут появиться, а могут и не появиться. Все нужно проверить. Но в любом случае в первое время маршрут будет убыточным», — отметил мэр.
«Будучи на стажировке в европейских странах, я всегда активно интересуюсь принципами работы городского транспорта. Он везде убыточный — и в Мюнхене, и в Хельсинках. Везде предприятия, задействованные в общественном транспорте, получают субсидии. Поэтому ждать от наших МУПов высоких доходов, думаю, не стоит. Чтобы такой бизнес окупался, стоимость проезда должна быть не меньше 40-45 рублей. Челнинцы платят в маршрутках 22 рубля. Поэтому субсидии должны быть. Раньше, когда трамвай находился на балансе ПАО „КАМАЗ“, автогигант перечислял предприятию по 30 млн рублей в год. После передачи трамвайного хозяйства городу КАМАЗ некоторое время продолжал это делать. А теперь этот финансовый груз лег на муниципалитет. Мы уже выплачивали 30 млн рублей. Заплатим еще», — сказал глава города.
Четвертый тезис: «Мы не против московского управления домами»
Глава города прокомментировал ситуацию в сфере челнинского ЖКХ, связанную с тем, что учредителями ряда управляющих компаний в этом году стали московские бизнес-структуры. С этого момента начался передел рынка ЖКХ, который вылился в информационные и другие конфликты между жильцами, местными УК и компаниями, которые перешли под крыло москвичей. В последнее время ситуация обострилась настолько, что исполком был вынужден попросить полицию проверить некоторые «московские» УК из-за долгов, образовавшихся перед ресурсоснабжающими организациями.
Обсуждая тему, Магдеев подчеркнул, что челнинские власти долго не вмешивались в ситуацию, поскольку переход управляющей компании от одного собственника к другому — это чистый бизнес. А в делах коммерческих структур исполком не вправе что-либо регулировать. Однако ближе к концу года выяснилось, что «московские» УК прилично задолжали ресурсникам.
Так, например, у компании «Махалля» образовался долг перед «Татэнерго» в размере 6 млн рублей, перед «Челныводоканалом» — 7 млн рублей, у «Электротехников» — 7,5 млн и 19 млн рублей, у «Ремжилстроя» — 17 и 11 млн рублей соответственно.
«Согласитесь, что ситуация вызывает тревогу. Она напоминает ту, которая когда-то образовалась вокруг УК „Авангард“. Там тоже сбор платежей у жильцов проходил, а деньги до поставщиков коммунальных услуги не доходили. В итоге в ходе расследования уголовного дела удалось доказать незаконность действий руководства компании. Там всех пересажали. Поэтому в данном случае хотелось бы сработать на опережение, чтобы не допустить ухода активов. Проверка законности действий УК продолжается. Ее результаты будут известны позже», — пояснил глава города.
Магдеев также попросил жителей Челнов не спешить пользоваться появившейся возможностью заключать прямые договора с поставщиками. «Вы должны понять, что вы имеете право заключать прямые договора, но это не является вашей обязанностью. Наш вам совет — не стоит уходить от отлаженной, наработаной схемы платежей, когда все расчеты проводятся через Единый расчетный центр. ЕРЦ учредило Правительство РТ, он работает эффективно. Зачем создавать себе проблемы?» — высказался руководитель Челнов.
Пятый тезис: «Трагедия в „Арарате“ не должна повториться»
Также журналисты поинтересовались судьбой заброшенных объектов, которых в городе, к сожалению, немало. Пожар на одном из таких заброшенное обернулась трагедией — в огне погиб подросток.
По словам Магдеева, в Челнах ведется активная работа по выявлению «безхозных» объектов. На данный момент исполкома известно о существовании 14 таких точек. После обнаружения опасного недостроя исполком в первую очередь занимается поиском его владельца с тем, чтобы тот изолировал объект от проникновения в него посторонних, особенно детей. Не всегда удается «достучаться» до собственника. Тогда к делу подключаются надзорные органы, которые добиваются у владельца консервации.
Кроме этого, по словам Магдеева, идет поиск и других способов решения проблемы. Так, например, заброшенное здание в 59-м комплексе после реконструкции стало использоваться как МФЦ. Мостовые переходы в жилом комплексе «Санрайз Сити» были обустроены под автостоянку на 160 машино-мест. Заброшенный мост через проспект Вахитова после реконструкции стало действующим. Сейчас изыскиваются финансы для того, чтобы обустроить подземную парковку в 59-м комплексе.
Шестой тезис: «У меня нет готового решения по парковкам»
Журналисты подняли тему стихийных парковок внутри жилых кварталов. По мнению автомобилистов, они вынуждены ставить машины во дворах, потому что число автостоянок в городе постоянно сокращается. Можно ли решить проблему парковок цивилизованным способом, спросили представители СМИ у руководителя Челнов.
По словам Магдеева, в Челнах на данный момент построено шесть паркингов, в том числе и многоуровневых. Но они заполнены лишь на 20%. Есть площадки и подешевле. Однако они тоже не заполняются.
«Я сам живу на проспекте Вахитова, мои окна выходят на проспект Чулман. И я вижу, что парковка, расположенная через дорогу от дома, наполовину пустует. Зато весь двор усеян машинами, ногу поставить негде. В чем причина? Наверное, в уровне культуры автовладельцев, которые не хотят утруждать себя поиском нормального места. Им легче бросить машину на улице, где она всем мешает, чем отогнать на стоянку», — заявил Магдеев.
«О какой дороговизне может идти речь, если у него машина за 2 млн рублей. Деньги на машину есть, на стоянку нет?» — заметил глава города.
Глава города признался, что не знает, как бороться с бескультурьем автовладельцев. При этом Магдеев подчеркнул, что не является сторонником активных репрессий в отношении водителей, которые бросают машины во дворах. Штрафами многого не добьешься, считает он. «Готового рецепта у нас пока нет», — сказал глава.
Седьмой тезис: «В будущем году город получит театр, онкоцентр и футбольный манеж»
Наиль Магдеев подробно рассказал и о проектах, которые город должен осуществить в наступающем году.
По его словам, в 2020 году татарский драматический театр переедет в новое здание. Реконструкция «Колизея» под театр потребовала от строителей немало усилий. «По сути, нам пришлось к пуговице пришивать пальто, но оно того стоило», — отметил мэр. Татарский театр должен стать настоящим украшением Челнов, а парк имени Марата Бибишева, который обрамляет здание, прекрасной зоной отдыха. Кстати, работы в парке близятся к завершению.
В следующем году «Татинвестгражданпроект» завершит проектирование русского драматического театра для «Мастеровых», под строительство которого уже выделено 3,8 гектара земли на проспекте Чулман.
В следующем году ожидается завершение капитального строительства ДК «Энергетик», чей ремонтный бюджет составляет 100 млн рублей. Откроется после обновления спортивная школа «Витязь», на объекте уже освоен выделенный республикой первый финансовый транш в 145 млн рублей, полная реконструкция школы обойдется в 400 млн рублей. В микрорайоне Замелекесье планируется строительство школы, стоимость которой составит свыше 1 млрд рублей. Ожидается завершение очередного этапа реконструкции инфекционной больницы, а также ввод в эксплуатацию крытого спортивного манежа в парке «Гренада».
С нетерпением ожидается также ввод в эксплуатацию регионального онкологического центра. В онкологический центр будет вложено 2 миллиарда 140 миллионов рублей.
«Мы должны все работы выполнить в срок, так как от этого зависит репутация города и возможность реализации других наших проектов. Нам многое еще надо сделать. Например, отремонтировать концертный зал имени Сары Садыковой, ДК „КАМАЗа“ и другие обьекты», — отметил мэр.
Нет комментариев-