Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

О транспортной безопасности Татарстана и городов-участников игр ЧМ-2018 в ПФО

О транспортной безопасности Татарстана и городов-участников игр ЧМ-2018 в ПФО
Как транспортные объекты Татарстана готовят к предстоящему чемпионату мира по футболу? Какие нарушения выявили эксперты во время проверок? Как заказные автобусные перевозки продолжают «кошмарить» легальный бизнес? Об этом и многом другом в интервью ИА «Татар-информ» рассказали начальник Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Минтранса РФ Иван Данильцев и заместитель начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Ространснадзора Игорь Купцов.
– Иван Алексеевич, расскажите, пожалуйста, что делается для обеспечения транспортной безопасности в ПФО? 

– Мы представляем Ространснадзор – федеральный орган, который обеспечивает контроль за деятельностью транспорта. У службы есть четыре направления деятельности: автомобильный, железнодорожный, речной и авиационный транспорт. На наше управление помимо всей авиационной составляющей возлагается и надзор за обеспечением транспортной безопасности на всех видах транспорта. Актуальность сегодняшнего вопроса связана с тем, что мы выходим на финиш подготовки к чемпионату мира. 

Конечно, важны стадионы, важна другая инфраструктура, но транспорт перевозит людей на чемпионат: гостей, футболистов, клиентские группы. Мы обеспечиваем мобильность граждан России – игр очень много. Наш федеральный округ представлен наибольшим числом регионов. Матчи принимают четыре города – Нижний Новгород, Казань, Самара и Саранск. Поэтому особое внимание в деятельности Ространснадзора Приволжского федерального округа уделяется транспортным объектам, которые задействованы в чемпионате мира.  

В конце прошлого года вице-премьер [Виталий] Мутко подготовил постановление правительства: Ространснадзору была поставлена задача в I квартале 2018 года проверить более 300 объектов транспортной отрасли, задействованных в операционном плане чемпионата мира. Из этого объема нашему управлению досталось 109 объектов – почти 30 процентов. Нагрузка большая, но мы справляемся. 

В целом у нас нет сомнений, что объекты транспортной инфраструктуры ПФО, задействованные в чемпионате мира, выполнят задачу. На сегодняшний день наиболее подготовленным регионом является Татарстан. У республики богатейший опыт проведения мощных международных мероприятий. Это и Универсиада, и чемпионат мира по водным видам спорта, и, конечно же, прошлогодний Кубок конфедераций. 


Мы рассматриваем Татарстан как один из опорных регионов Приволжского федерального округа. 

В частности, необходимо отметить, что пассажирооборот регионального аэропорта «Бегишево» в прошлом году превысил полмиллиона. То, что там успешно решаются в том числе и вопросы, связанные с аэропортовой деятельностью, с обслуживанием воздушных судов, обеспечивается транспортная безопасность, нас очень радует. 

Это как раз пример, как нужно решать вопросы, о чем говорит наш президент. В своем послании он сказал, что развитие региональных перевозок на сегодняшний день приоритетная, ключевая задача. И опыт Татарстана уникален. 

Мы провели проверки, выявили недостатки. По Татарстану мы осмотрели 28 объектов. Об этом более подробно расскажет Игорь Александрович, но я скажу: нет и тени сомнения в том, что аэропорт Казани выполнит все задачи на отлично. Для этого у него все есть. 

Да, мы их проверили, да, были замечания, даже были предписания, но на сегодняшний день и позиция руководства аэропорта, и внимание Министерства транспорта Татарстана позволяют сделать вывод – все вопросы будут решены в те сроки, которые установлены. 

Крайняя точка для всех нас – 30 апреля. Решение некоторых вопросов в других регионах мы допускаем до середины мая. Это связано с затянувшейся весной. Есть ряд работ, особенно земляных, особенно в аэропортах Саранска и Нижнего Новгорода. Самара и Казань в основном готовы к ЧМ-2018. 

18 апреля в Татарстане на базе Министерства транспорта республики Ространснадзор проведет общественные слушания. На них мы приглашаем все 109 субъектов, которые были проверены к чемпионату мира. В том числе мы приглашаем базовые авиационные предприятия: это все крупные аэропорты Приволжского федерального округа, естественно, и аэропорты Татарстана в том числе. 

Мы расскажем, куда двигается Ространснадзор – у нас идет реформа. Мы вступаем в период рискоориентированного подхода, то есть не будем проверять всех подряд, сплошняком. Я не буду рассказывать технологию, но мы будем проверять тех, кто заслуживает проверки. 

События в Кемерове показали, что освобождение индивидуальных предпринимателей от проверок, так называемые каникулы, приводит к серьезным рискам. У нас и из-за этого есть проблемы и на транспорте. Особенно по автомобильному виду транспорта. 

Во второй части мероприятия мы проведем три межведомственных совещания: в аэропорту, на железнодорожном вокзале и в Минтрансе Татарстана. Генеральный директор аэропорта «Казань» выступит с докладом о проведении крупных мероприятий, в частности, опираясь на опыт Кубка конфедераций. Затем мы проведем круглый стол с руководителями, побеседуем, они расскажут о проблемах, мы окажем им методическую помощь. В этих мероприятиях примут участие сотрудники правоохранительных органов. Состоится конкретный деловой разговор – то, что сейчас нужно бизнесу. 

Почему Татарстан? Сегодня здесь есть что показать людям. Есть на что опереться. Творческие и деловые отношения с руководством республики. Нам очень приятно, что Президент Татарстана Рустам Минниханов настоящий транспортник. Он знает, что такое транспорт, что такое дорожное хозяйство, что такое автомобильное хозяйство, и это тоже радует.

Мы видим, как развивается транспортная инфраструктура республики, и мы видим, как напряженно и эффективно работает Минтранс. Мы в Татарстан помимо представителей транспорта приглашаем министров транспорта, руководителей департаментов дорожного хозяйства Нижнего Новгорода, Самары, Мордовии. 

В Татарстане есть свои представительства Ространснадзора. Первое – это Территориальный отдел государственного авиационного надзора (ТОГАН), возглавляет его Альберт Сафин. Подразделение не очень большое, но они выполняют большую работу, обслуживают авиационную составляющую не только Республики Татарстан, но и Республики Марий Эл. 

Второе – это отвечающее за транспортную безопасность подразделение, которое возглавляет Игорь Купцов. Их задача в том, чтобы люди могли спокойно пользоваться транспортом. 


– Иван Алексеевич, как выглядит Татарстан на общем фоне по количеству нарушений, по количеству преимуществ (имею в виду проверки 109 объектов)?

– На сегодняшний день, если мы говорим о 109 объектах, 28 из них – это Татарстан. Ровно одна четвертая. Зато какие объекты! Оба моих подразделения работали напряженно, в общей картине сработали хорошо. 

Штрафов на 1,7 млн рублей выписано. Это достаточно большая сумма, но это не говорит об общей ситуации готовности к чемпионату мира. 

Казань – это локомотив, наш пример. Некоторые руководители обижаются и говорят, что они не такие уж плохие. А я хочу, чтобы они были лучшими, и Казань близка к этому. 

Сейчас главное – помочь найти на предприятии недостаток, который руководитель не видит. Эффект привыкания. Сегодня практически все объекты Татарстана, за некоторым исключением, готовы на сто процентов. По аэропорту и тени сомнений нет, по железнодорожному транспорту и автодору есть некоторые проблемы, но они в целом решаемы. 


– Игорь Александрович, расскажите, пожалуйста, о результатах проверок в Татарстане.  

– Ситуация неплохая. Да, нарушения были выявлены, но нарушения такие, которые в большей степени не зависят от руководителей объектов. Что касается РЖД – это финансирование. 

– Все проверки проводились с участием представителей правоохранительных органов – вмешался Иван Данильцев. – Это подтверждает тот факт, что сегодня Ространснадзор наладил теснейшие взаимоотношения с силовыми структурами. Проведенные мероприятия показывают готовность объектов не по бумагам, а по факту. 

Руководитель может сделать все хорошо на объекте, но если человек выполняет обязанности плохо, невнимательно, то он должен за это нести ответственность. Когда получаем официальные материалы из правоохранительных структур, то применяем меры административного воздействия. Привлекаем и штрафуем этих нарушителей.

Руководитель может разорваться, но если люди не поймут, что у них есть личная ответственность, то реальной безопасности на объекте добиться будет невозможно. Должен быть навык, когда уже на уровне подсознания человек знает, что делать. 

 
– Какие были основные недочеты, Игорь Александрович? 

– На все объекты должны привлекаться подразделения транспортной безопасности. В настоящий момент такое подразделение существует только одно – на вокзале "Казань-2". Там привлечено аттестованное подразделение. На остальных объектах таких подразделений нет. Руководство действует, заключают договоры. Данные подразделения стали появляться только в конце прошлого года, так что их не только в Татарстане, их по всей России очень мало. До чемпионата они будут привлечены, будут заключены договоры. 

Есть нарушения в сфере автомобильного транспорта. В Татарстане по инициативе Кабинета министров была создана инициативная группа, которую возглавил руководитель Аппарата Кабмина Шамиль Гафаров. 

В данную рабочую группу включены все силовые структуры Татарстана, надзорные органы, местные органы исполнительной власти. Идет целенаправленная работа по заказным перевозкам, которые ушли в тень, там нарушений больше всего. Основные нарушения: не категорированы транспортные средства, нет оценок уязвимостей и планов соответственно. 


– То, что сейчас говорит Игорь Александрович, касается всех регионов, – отметил Данильцев. – Но Татарстан впереди всех – создана группа. Мы внимательно смотрим, я санкционировал вхождение в эту группу Игоря Александровича. Мы сейчас начали объединять общественные организации автоперевозчиков.

Сейчас мы неплохо взаимодействуем с Самарской организацией автоперевозчиков. Они сами отмечают, что несанкционированные перевозки подрывают основы легального бизнеса. 

Наверное, в Казани тоже есть такая система. Есть легальные такси, есть легальные автомобильные перевозки – в Набережные Челны поехать, в Бугульму. А есть такая штука, которую на телефоне нажимаешь и говоришь: «Хочу в Бугульму». И через несколько минут – машина такая-то, будет там-то, цена 200 рублей. 

А что выясняется? Оказывается, что структуры, которые занимаются таким бизнесом, даже не в России зарегистрированы. Где-то там, на Каймановых островах, на Кипре. Это теневая экономика. Берут частника, набивают, допустим, «Ларгус» – туда семь человек можно посадить – и вместо нормального автобуса, который зарегистрирован, у которого есть средства безопасности, пассажиров везут в Бугульму.

В Самаре перевозки на Оренбург практически убивают нормальные предприятия. Если перевозка по ЖД стоит 2 тысячи до Оренбурга, нормальный автобус 600–700 рублей стоит, то левый бизнес разрушает их. 

Мы в Казани хотим провести встречу Нижегородской организации перевозчиков, Казанской и Самарской. Когда поднимает проблему один регион – это проблема региона. А мы хотим создать координационный совет общественных организаций автоперевозчиков ПФО на территории Татарстана. Это требует законодательного вмешательства. 


– Игорь Александрович, назовите общую цифру нарушений. 

– С 2017 года, когда начала действовать рабочая группа при Кабинете министров, за полгода были привлечены к административной ответственности 26 заказных перевозчиков. Сумма штрафов составляет 900 тыс. рублей. Работу по данному направлению вести очень сложно, так как все эти перевозчики прячутся. Есть один, к примеру, у которого регистрация на Сейшельских островах. Автобус ходит, собственник там зарегистрировался.

Мы работаем во взаимодействии с ГИБДД, они во время рейдов выявляют таких перевозчиков. Все материалы стекаются к нам. Мы возбуждаем административные дела, рассматриваем и привлекаем данных лиц. 

По итогам работы в I квартале 2018 года проведено 40 надзорных мероприятий, из них 8 плановых и 32 внеплановых. Проверено 13 железнодорожных объектов, 32 автомобильных, 20 станций метрополитена, 3 объекта водного транспорта, 3 городского наземного. 

– Я добавлю: 2 объекта авиационного транспорта – аэропорт и топливно-заправочная кампания. Получается, всего 42 объекта, – уточнил Иван Данильцев.

– 32 предписания на устранение выявленных нарушений до начала чемпионата. Возбуждено 61 административное дело. Наложены штрафы на  1,7 млн рублей, взыскано 220 тысяч. Столь большая разница потому, что у каждого наложенного штрафа есть срок исполнения в два месяца. Срок исполнения пока не истек. 

Есть такие перевозчики, которые считают, что неуплата штрафа – это небольшое нарушение, но есть статья в Административном кодексе. Судом может быть наложен еще один штраф, в двойном размере. 

И я хочу сказать, что 19 января этого года министр транспорта вместе с полпредом Михаилом Бабичем рассматривали эти вопросы. Заместитель нашего руководителя сказал, что мы сейчас будем рассматривать вопрос, и министр Максим Соколов это одобрил. 

Часть первая статьи 11.15 – это нарушение, вторая часть – повторное нарушение, а часть третья – умышленное. Так вот, если часть третья будет применена, то Ространснадзор имеет право через суд отозвать лицензию и приостановить деятельность транспортного предприятия. 

Это уже в этом году будет реализовано. Один-два раза публично кого-нибудь остановим, и сарафанное радио, я думаю, донесет – люди будут более ответственно относиться. 


– Могли бы вы назвать такие предприятия?   

– С точки зрения этики это не совсем правильно будет, не совсем корректно. У них там куча объяснений, оправданий. Имена тех людей, которые, как мы считаем, плохо работают, в докладе, который мы отправили Михаилу Бабичу, есть. У нас там есть выводы: есть полная уверенность исполнения, есть вероятность неисполнения, а по некоторым мы сделали вывод – исполнено не будет. 

Хочу сказать, уважаемые казанцы, жители и гости города, мы рекомендовали провести на объектах различные учения в рамках подготовки к чемпионату мира. Поэтому, если вас где-то застигнет какая-нибудь тревога, потребуется эвакуация, относитесь к этому спокойно и терпимо. 

Жизнь показала, после Кемерово пошли проверки – мало того, что персонал не знает, что делать, так и люди сами не знают, что делать. Поэтому мы рекомендовали провести такие учения. Мы рады, что вы примете участие, потому что мы делаем общее дело. Мы должны все знать, что делать и как выходить.  



Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев