Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Россия идет в Карабах: для этого позвали КАМАЗ и Татарстан

Россия идет в Карабах: для этого позвали КАМАЗ и Татарстан
На днях в нашей внешней экономике произошло событие, которое широко не осветили в СМИ. После прошлогоднего конфликта в Нагорном Карабахе страна налаживает сотрудничество с Азербайджаном. «КАМАЗ» – первая российская компания, которая после военных действий 2020-го запустила там новый проект – на территории, вернувшейся этому государству от российского союзника - Армении. Почему роль первопроходца досталась Татарстану, разбирался «Снег».

Что произошло между Татарстаном и Азербайджаном?

На днях, 4 октября, в Джебраиле ПАО "КАМАЗ"и ПО "Гянджинский автомобильный завод" заложили фундамент совместного сервисного центра с российским долевым участием. Проект реализуют на территории, которая после прошлогоднего военного конфликта в Нагорном Карабахе перешла от Армении под контроль Азербайджана. Запуск строительства прошел без особой огласки –  официальные сайты Минпромторга Татарстана об этом не проинформировали, хотя в церемонии закладки приняли участие целый президент Азербайджана Ильхам Алиев и вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов. О событии сообщила на своей странице в «Фейсбуке» Эльмира Юсифли, работающая в постоянном представительстве Татарстана в Азербайджане, а также некоторые региональные издания. 

Сколько машин получает Азербайджан от автогиганта?

Азербайджан в разных отраслях экономики использует 60 тысяч машин челнинского автогиганта. Планируется, что «КАМАЗ» будет поставлять в эту страну и технику последнего поколения – грузовики модели К5. В Минпромторге РТ не прокомментировали «Снегу» закладку сервисного центра.


Фото: Владимир Васильев
 

«Речь не о прямых инвестициях. Сервисный центр откроет наш партнер в Гяндже. С ним у нас достаточно плотные и крепкие давние взаимоотношения. На этом заводе «КАМАЗ» собирает грузовики для Азербайджана. Ежегодно мы поставляем туда несколько сотен, а иногда и тысяч грузовиков», - ответил нашему изданию директор департамента по связям с общественностью ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Почему Москва выбрала Татарстан? 

Журналиста и общественника Максима Шевченко не удивило, что с Азербайджаном подписала соглашение именно татарстанская компания. Одна из причин – динамичное развитие республики, к тому же Татарстан – самостоятельный регион, «позиционирующий себя как центр российско-тюркского мира», а сам «КАМАЗ» - «компания, которая заслуживает контрактов в разных странах», тем более, что Азербайджан с развитым сельским хозяйством осуществляет большое количество транспортных перевозок и «демонстрирует хорошие отношения с Казанью». 

«Выбрал или не выбрал федеральный центр Татарстан? «КАМАЗ» спрашивал на это разрешения? Ну, а почему он должен согласовывать с Москвой? Есть позиция президента Путина, что Джебраильский район, территория Нагорного Карабаха, - неотъемлемая часть Азербайджана. Проблемы могут быть, если какие-то структуры в Москве будут препятствовать этому контракту. Тогда возникнет вопрос: «На каком основании препятствуют нормальным экономическим связям российской компании?» - говорит Шевченко.


Фото: Михаил Захаров
 

В этом вопросе нет политики и мусульманской солидарности, абсолютно уверен востоковед, исламовед Алексей Малашенко. Он внимательно следит за новостями, но не встречал информацию о закладке нового предприятия в Джебраильском районе.


«Это – сугубая прагматика, чистая экономика и финансовый расчет. Завод материально выгоден, особенно Татарстану, но поскольку общая ситуация в этом регионе касается политики, поэтому событие не афишируется. Во всяком случае, в России об этом будут помалкивать, чтобы не будить армянскую душу и не возникло разговоров, что Россия «играет за этих и за тех». И если азербайджанцы будут выдавать это за политический шаг, то им же будет хуже», - высказался политолог. 

Из-за чего спор?

Напомним, что Нагорный Карабах – территория давнего этнополитического спора в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Во второй половине XX века республики оспаривали принадлежность Нагорного Карабаха с февраля 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Во время вооруженного конфликта 1991–1994 годов Баку утратил контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. В сентябре прошлого года в этом регионе вновь на несколько недель развернулись военные действия. После перемирия в ноябре 2020-го Азербайджан вернул значительную часть ранее потерянных территорий, которые контролировала непризнанная Нагорно-Карабахская республика. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям