Что произошло между Татарстаном и Азербайджаном?
На днях, 4 октября, в Джебраиле ПАО "КАМАЗ"и ПО "Гянджинский автомобильный завод" заложили фундамент совместного сервисного центра с российским долевым участием. Проект реализуют на территории, которая после прошлогоднего военного конфликта в Нагорном Карабахе перешла от Армении под контроль Азербайджана. Запуск строительства прошел без особой огласки – официальные сайты Минпромторга Татарстана об этом не проинформировали, хотя в церемонии закладки приняли участие целый президент Азербайджана Ильхам Алиев и вице-премьер – министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов. О событии сообщила на своей странице в «Фейсбуке» Эльмира Юсифли, работающая в постоянном представительстве Татарстана в Азербайджане, а также некоторые региональные издания.
Сколько машин получает Азербайджан от автогиганта?
Азербайджан в разных отраслях экономики использует 60 тысяч машин челнинского автогиганта. Планируется, что «КАМАЗ» будет поставлять в эту страну и технику последнего поколения – грузовики модели К5. В Минпромторге РТ не прокомментировали «Снегу» закладку сервисного центра.
«Речь не о прямых инвестициях. Сервисный центр откроет наш партнер в Гяндже. С ним у нас достаточно плотные и крепкие давние взаимоотношения. На этом заводе «КАМАЗ» собирает грузовики для Азербайджана. Ежегодно мы поставляем туда несколько сотен, а иногда и тысяч грузовиков», - ответил нашему изданию директор департамента по связям с общественностью ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
Почему Москва выбрала Татарстан?
Журналиста и общественника Максима Шевченко не удивило, что с Азербайджаном подписала соглашение именно татарстанская компания. Одна из причин – динамичное развитие республики, к тому же Татарстан – самостоятельный регион, «позиционирующий себя как центр российско-тюркского мира», а сам «КАМАЗ» - «компания, которая заслуживает контрактов в разных странах», тем более, что Азербайджан с развитым сельским хозяйством осуществляет большое количество транспортных перевозок и «демонстрирует хорошие отношения с Казанью».
«Выбрал или не выбрал федеральный центр Татарстан? «КАМАЗ» спрашивал на это разрешения? Ну, а почему он должен согласовывать с Москвой? Есть позиция президента Путина, что Джебраильский район, территория Нагорного Карабаха, - неотъемлемая часть Азербайджана. Проблемы могут быть, если какие-то структуры в Москве будут препятствовать этому контракту. Тогда возникнет вопрос: «На каком основании препятствуют нормальным экономическим связям российской компании?» - говорит Шевченко.
В этом вопросе нет политики и мусульманской солидарности, абсолютно уверен востоковед, исламовед Алексей Малашенко. Он внимательно следит за новостями, но не встречал информацию о закладке нового предприятия в Джебраильском районе.
«Это – сугубая прагматика, чистая экономика и финансовый расчет. Завод материально выгоден, особенно Татарстану, но поскольку общая ситуация в этом регионе касается политики, поэтому событие не афишируется. Во всяком случае, в России об этом будут помалкивать, чтобы не будить армянскую душу и не возникло разговоров, что Россия «играет за этих и за тех». И если азербайджанцы будут выдавать это за политический шаг, то им же будет хуже», - высказался политолог.
Из-за чего спор?
Напомним, что Нагорный Карабах – территория давнего этнополитического спора в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Во второй половине XX века республики оспаривали принадлежность Нагорного Карабаха с февраля 1988 года, когда регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. Во время вооруженного конфликта 1991–1994 годов Баку утратил контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. В сентябре прошлого года в этом регионе вновь на несколько недель развернулись военные действия. После перемирия в ноябре 2020-го Азербайджан вернул значительную часть ранее потерянных территорий, которые контролировала непризнанная Нагорно-Карабахская республика.