Алсу Мунибовна, какая работа проводится в образовательных учреждениях Татарстана по профилактике вредных привычек среди школьников?
— В школах ежеквартально проводятся классные часы о вреде потребления алкогольсодержащих, психоактивных и наркотических средств, об ответственности за их изготовление, хранение и распространение. В системе образования реализуется ряд проектов, направленных на профилактику и пропаганду здорового образа жизни.
Это, например, республиканский антинаркотический проект «Самостоятельные дети», связанный с развитием детского волонтерского движения и пропагандой здорового образа жизни, а также проект «Наука о здоровье». Кроме того, проводятся массовые спортивные мероприятия.
Проект «Самостоятельные дети» реализуется Министерством образования и науки республики с 2009 года. С участием юных добровольцев проводятся достаточно масштабные республиканские акции и конкурсы, которые привлекают внимание широкой аудитории их сверстников. Ведь мнение сверстников бывает порой более доступным и авторитетным.
Ежегодно в марте и октябре в оздоровительно-образовательном центре «Костер» проходит республиканская профильная смена волонтерского антинаркотического проекта «Самостоятельные дети». В каждой смене принимают участие 125 школьников — активистов проекта из 45 муниципальных образований Татарстана.
Какую профилактическую работу проводят школы с родителями?
— Одна из важных составляющих здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций — активное использование ресурсов семейного воспитания в пропаганде здорового образа жизни.
С 2008 года внедряется программа родительского всеобуча «Путь к успеху». Ее основная цель — помочь родителям воспитать успешного ребенка, сформировать детско-родительские отношения, построенные на взаимопонимании и взаимоуважении. Программа реализуется во всех муниципальных образованиях республики.
В 2018 году всеобуч прошел в 1378 образовательных организациях, занятия посетили 308 тыс. 654 родителя. А в прошлом году его провели в 1379 школах, занятия по программе провели для 401 тыс. 316 родителей.
В школах республики уже давно сложилась системная работа по профилактике негативных проявлений в целом. При организации разъяснительной работы акцент в первую очередь делается на информирование родителей. Для этого проводятся индивидуальные и групповые встречи с ними.
Мы работаем индивидуально с классом, родительским сообществом. Приглашаем на встречи активных родителей, которые имеют отношение к здравоохранению, правоохранительным органам. Конечно, важна роль врачей, которые объясняют последствия. Это как раз адресная работа с классами, где о таких случаях заявляют родители.
Когда школьников Татарстана в последний раз проверяли на употребление наркотиков и психотропных веществ? Каковы результаты медицинских осмотров?
— Учащиеся образовательных организаций ежегодно направляются на профилактические медицинские осмотры. Они проводятся уже с 2006 года, и динамика выявляемости в течение 10 лет в республике идет на снижение.
В 2006 году это было пробное мероприятие для отработки механизма в нескольких образовательных организациях. В 2007 и 2008-м годах осмотр провели во всех 10 и 11-х классах школ, а также среди студентов. С 2009 года наркоосмотры стали проводиться выборочно, в режиме внезапности.
В 2011 году отмечался всплеск выявления из-за распространения дезоморфина, а затем — снижение динамики. Это, с одной стороны, свидетельство результативности профилактической работы, а с другой — нечувствительность тест-полосок к новым психоактивным веществам.
В 2018 году по результатам тестирования на наркотики были выявлены двое учащихся — в школе и профессиональной образовательной организации. За прошлый год обнаружили двух школьников и семь учащихся учреждений профобразования. А за восемь месяцев 2020 года в школах и профессиональных образовательных организациях таких случаев выявлено не было.
В школах проводят социально-психологическое тестирование и ведется мониторинг психологической безопасности учащихся. Что показал последний мониторинг?
— Да, для выявления склонности к социально негативным проявлениям среди несовершеннолетних нами проводятся социально-психологическое тестирование и мониторинг психологической безопасности образовательной среды.
Актуальность этой работы обусловлена рядом негативных проявлений, встречающихся в подростковой среде. Чувство страха, тревожности, ощущение незащищенности в семье, негативный настрой по отношению к образовательной организации наблюдается сегодня у некоторых учащихся. Эти проблемы должны решаться через активную деятельность муниципальных психолого-педагогических центров и служб, которые оказывают поддержку обучающимся и их родителям. Перед муниципалитетами стоит задача — определить их организационно-правовую форму и укомплектовать квалифицированными специалистами.
В настоящее время психологическая служба в системе образования включает 493 школьных педагога-психолога, пять психолого-педагогических центров и 23 муниципальные психолого-педагогические службы.
После проведения мониторинга психологической безопасности в прошлом году выяснилось, что 7,49% учащихся испытывают страх, 11,65% — тревогу, 45,25% школьников чувствуют себя защищенными в семье, а 29,77% — переживают оптимизм. 16,15% обучающихся признались, что желают уединиться в своей комнате, а 24,51% — уехать в другую страну.
В Министерство образования и науки поступали жалобы от родителей на распространение в школах психотропных веществ или другой вредной для детей продукции?
— Официальных обращений с информацией о распространении психотропных веществ или другой вредной для детей продукции в министерство не поступало. Но при мониторинге социальных сетей мы увидели обращение директора одной из школ, и родители в соцсетях выразили обеспокоенность. Министерство сразу направило письма в муниципальные органы управления образованием, чтобы были приняты дополнительные меры при организации профилактической и разъяснительной работы среди родителей.
У нас в этом деле родители — молодцы, это они забили тревогу, и мы их к этому призываем. В школе такие вещи не продают. Но никотиносодержащую продукцию продавали возле школ — в ларьках, киосках, при входе в магазины. Мы объехали такие места, посмотрели. Много вопросов возникло к предпринимателям, которые занимались этим бизнесом.
Понятно, что дети должны быть ограждены от товара, имеющего плохое влияние на их организм. Но проблема в том, что завтра вместо никотиносодержащих препаратов может появиться что-то другое. Что придумают через полгода — мы не знаем, но должны быть к этому готовы. Поэтому наша цель — научить детей здоровому образу жизни. То есть подготовить их к негативным влияниям со стороны.
Каковы, на ваш взгляд, основные причины возникновения вредных привычек у детей и подростков?
— Можно выделить несколько причин, по которым подростки начинают употреблять психоактивные вещества. Первое — любопытство. Среди причин можно назвать и стремление подражать кому-либо. Желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища часто побуждает к употреблению алкоголя и курению так же, как и личный пример родителей.
Возникающее в подростковом возрасте чувство взрослости может привести к тому, что подростки хотят быть самостоятельными, но в действительности это пока невозможно, так как они в материальном отношении зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями.
Реакция протеста — одна из наиболее частых причин употребления психоактивных веществ. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Здесь стоит учесть, что чем больше мы будем говорить о запрете, тем больше это вызовет интерес у детей. Еще психологами доказано, что запрещающая информация остается в сознании ребенка и вызывает обратную реакцию — интерес и желание попробовать. Это протестная реакция на запреты со стороны взрослых.
Подтолкнуть ребенка к употреблению психоактивных веществ могут и безделье, отсутствие каких-либо занятий, хобби, обязанностей.
Как родителям вовремя распознать зависимость детей от вредных привычек?
— К сожалению, родители, как правило, последними узнают, что с их ребенком что-то происходит. Родители должны всегда быть внимательными к своему ребенку, к изменениям в его поведении. Запахи — не показатель. Запах табака или алкоголя легко перебить. Куда важнее и нагляднее то, что происходит с подростком, отражается на его поведении и общении. По мере того как родитель чувствует, что ребенок отдаляется от него, он должен удерживать контакт. Профилактические беседы будут эффективны лишь в том случае, если родителям удается сохранить этот контакт.
Какие советы вы можете дать родителям, чтобы уберечь детей от пагубных привычек?
— Есть два основных способа поддерживать здоровый образ жизни и творческую активность. Первый — делать все вместе со своим ребенком. Этот способ позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт свидетельствует, что дети чрезвычайно ценят время, проведенное со своими родителями, и те дела, которые сделали вместе.
Кроме того, родителям нужно стимулировать участие ребенка в школьной или общественной деятельности, в спорте или музыке, не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. Специальные меры обычно не нужны, когда ребенок имеет позитивные увлечения. У него менее вероятно появление интереса к табаку, алкоголю или наркотикам, и его, вероятнее всего, не будет привлекать что-либо подобное.
Помимо курения, алкоголя или наркотиков, какие вредные привычки у детей школьного возраста вы еще можете назвать?
— Вредные привычки — это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.
В XXI веке вредными привычками мы можем назвать и зависимость от интернета, гаджетов, различных игр. Вредной привычкой так же можно считать проблему, связанную с питанием, — заедание проблем. Или же наоборот подросток может видеть себя слишком «полным», прекращает есть, что тоже считается вредной привычкой, перетекающей в болезнь.
На ваш взгляд, дистанционное обучение могло способствовать развитию у детей вредных привычек?
— В период пандемии проходило дистанционное обучение, что уже само по себе в априори представляет время, когда дети находятся дома и еще под большим контролем родителей. Как говорится, не было бы счастья, если бы несчастье не помогло. Мы считаем, что-то время, когда дети находились на дистанционном обучении, нам помогло избавиться от вредных привычек, нежели их приобрести.
Нет комментариев-