Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Нурзада: «В татарской литературе много женщин, потому что писатели-мужчины головой ушли в проблемы материальные»

Нурзада: «В татарской литературе много женщин, потому что писатели-мужчины головой ушли в проблемы материальные»
Певица и артистка Нурзада в интервью ИА «Татар-информ» рассказала, как чтение стало ее увлечением на всю жизнь, кто из татарских писателей и поэтов достоин особого внимания, а также поделилась мыслями о путях популяризации и нынешнем состоянии татарской литературы.

Певицу и артистку Нурзаду несколько лет назад открыла для себя как настоящую фанатку татарской литературы. Практически наизусть знает все татарские произведения, может рассказать об особенностях стиля любого поэта или писателя. Говорить с ней о татарской литературе – одно удовольствие. Книга – постоянный ее спутник, в буквальном смысле - вот спросите у нее при встрече, что она читает – откроет сумочку, и там окажется сборник стихов или какой-нибудь роман, который она перечитывает уже в который раз.

- Нурзада, мне почему-то кажется, что ты единственная из артистов, которая следит за всеми новинками в татарской литературе и высказывает мнение о них…

- Даже так?..

- Что читала в последнее время?

- Я ведь постоянно читаю. Вот прочитала «Газзэбану» Гульчачак Галеевой, я ее перечитала. Читаю ее повесть «Тулгак», тоже не первый раз, решила перечитать.

Много раз перечитывала «Хан Кучум» Фаузии Байрамовой. Вообще, очень люблю исторические вещи.

Вот собираюсь взяться за следующий ее роман - «Гулейза», он выходит в журнале “Казан утлары”.

- Нурзада, насколько часто ты берешь в руки книгу? Много читаешь?

- Читаю постоянно.

- Откуда у тебя столько времени на чтение?

- Время ведь всегда есть. Куда ни еду – читаю. Даже за едой.

- А люди лезут в телефон, листают инстаграм…

- Я читаю книги. Телевизор не смотрю.

- А с какой целью ты читаешь – для саморазвития, или это такая душевная потребность?

- Наверное, душа требует. Сколько себя помню – я читаю. Я всегда с собой ношу книгу. Куда бы я не шла, без книги не хожу. Вот откроете сейчас мою сумку – увидите там книгу. Если есть свободное время, читаю, путь даже маленький стишок. Например, иногда надо подождать кого-нибудь. Вот пока жду, читаю.

- И не копаешься в смартфоне?

- Нет, очень редко. На концерты с собой вожу книги. Если поездка на пару дней – беру бумажную книгу, а для дальних поездок у меня есть электронная книга. На самолете, поезде, автобусе, в машине – по дороге всегда листаю книгу.

- Другие артисты рассказывают, что ты читаешь даже между выступлениями на концертах.

- Да. Даже на банкетах, пока ожидаю своего выхода. Перерыв между выступлениями может быть долгий, например, 45 минут, что еще делать в это время? Я читаю книгу.

Книга – это своего рода богатство. У меня дома все заставлено книгами. К книжному магазину меня вообще близко нельзя подпускать. Меня там уже и продавщицы узнают.

Вот в конце мая три дня были с концертами в Челнах. Там около концертного зала мэрии - книжный магазин. Я зашла туда, а продавщица меня узнала, говорит, вы давно к нам не заходили. Оттуда привезла двухтомник нашего народного поэта Роберта Миннуллина.

- Читаешь одновременно несколько книг?

- На изголовье дивана у меня всегда пять-шесть книг. В разные дни по-разному, чего мне хочется почитать в данный момент, беру и читаю.


«Во многих магазинах нет татарских книг»

- Нурзада, а чтение книг на татарском помогает тебе в твоей деятельности?

- Мне кажется, помогает. Я одно время вела на канале «Майдан» передачу «Яшьлегем чишмэлэре». Там брала интервью у писателей. Если бы я не читала их произведения, смогла бы я с ними говорить, обсуждать что-то?

Камиль абый Каримов мне как-то говорит: «Я уже начинаю бояться, что ты знаешь больше, чем я».

Встречались также и с Галимзяном абый Гильмановым. Конечно же, я читала все его книги. «Албастылар» («Лесные духи» - Ред.) перечитывала несколько раз. Я уже «достала» Галимзяна абый, жду продолжения книги. Готова пойти к нему домой и читать этот роман в рукописи (смеется).

Три или четыре раза читала книгу Батуллы «Бию жене кагылган егет» («Одержимый танцами»). Люблю также книгу Туфана Миннуллина «Утырып уйлар уйладым» («Раздумья»). Открываешь и читаешь любую страницу – интересно.

- Нурзада, найти татарскую книгу - для тебя это сегодня проблема?

- Мне кажется, нет. Я захожу в магазин Татарского книжного издательства, и беру. Но в других книжных магазинах татарских книг почти не бывает. В «Тандеме» как-то смотрела, не нашла. Раньше там под татарские книги отдавали 3-4 полки, а сейчас всего одна.

В «Кольце» я ни разу не встречала татарских книг. Ведь такой большой книжный магазин!

Это, конечно, плохо. К нам ведь и из других стран татары приезжают. Они тоже покупали бы.

Открылся магазин татарских книг в ГУМе – это хорошо. Центр города. Мне кажется, этому магазину не хватает рекламы. И хорошо бы, если бы такой магазин был на виду.

- В какие библиотеки ходишь?

- В Национальную библиотеку. Потому что я там некоторое время поработала, всех там знаю. Они мне звонят, говорят, какие новые поступления, предлагают.

- Нурзада, как по-твоему, какими еще способами можно было бы популяризировать татарскую книгу?

- Сейчас ведь век интернета. Мне кажется, было бы лучше, если бы создавалась возможность загружать произведения в электронные книги, телефоны. Больше людей могли бы их читать.

- А бывает у тебя так – очень хочется прочитать книгу, а ее нет, не можешь найти? Возможно, сейчас подскажешь, что было бы неплохо переиздать?

- Было у меня такое пожелание, к счастью, такую книгу уже выпустили. Когда я работала в Национальной библиотеке, там был двухтомник Мирхайдара Файзи. И он был в единственном экземпляре в отделе хранения книг, и обложка вся изношенная. Я так переживала, что с этим двухтомником что-то случится, и пьесы нашего драматурга, такое ценное наследие просто исчезнет. И вот как-то захожу в книжный, и вижу – эти пьесы Мирхайдара Файзи вновь издали!


«Мама читала до последних своих дней»

- Нурзада, ты, наверное, согласишься со мной – наше поколение, в детстве читавшее с удовольствием, сейчас тоже перестало читать, отвыкло от книги. Не говорю уже о детях – их уже не заставишь взять в руки бумажную книгу и почитать что-нибудь. Вспомни, пожалуйста, свое детство – как в тебе появилось такая любовь к книгам?

- Мама моя всю жизнь работала в сфере культуры. Сколько у нас было книг! Не только татарские – по 12 томов Дюма, 15 томов Вальтера Скотта, Эмиль Золя, 7-10 томов Гоголя.

Мама тоже очень много читала. До последних дней. Я ей привозила все газеты-журналы, книжные новинки. У нас в деревне также были детская и взрослая библиотеки, мама там тоже работала.

Я могу сказать, что любовь к книге во мне воспитала мама. Меня даже награждали в школе – в каком-то году я за год прочитала более 300 книг. Это по одной книге в день!

Потом, у нас в доме было много пьес. Я и сейчас читаю драматические произведения. Когда выходили сборники «Новая татарская пьеса», их тоже все прочитала.

Из последних работ понравились пьесы Айгуль Ахметгалиевой. Говорю своему близкому другу, режиссеру Ильфату Камалиеву: «Ильфат, здесь такая хорошая пьеса, почитай». Он прочитал, теперь ходит обдумывает, мне кажется, из это что-то получится. В этой пьесе есть и воспитательный момент, и проблема нации, и вопросы человечности поднимаются – хотелось бы, чтобы она была поставлена.

- Хорошо, в детстве ты много читала, но вот ты становишься взрослой – и появляются новые, другие интересы. Вроде бы, повод отказаться от книги. А сейчас, вообще, в жизни у нас много Интернета, о книгах большинство людей уже и забыли. А ты осталась верной своей привычке. Как это у тебя получилось?

- Не знаю даже… Не могу сказать. Мне интересно, что выходят новые книги, люблю читать.

Но в последнее время нет таких романов, как у Мухаммада абый Магдеева, Аяза Гилязова, Абдурахмана Абсалямова…

- К этому вопросу мы еще вернемся. Давай договорим о том, как привлечь детей к чтению. Как думаешь, что надо сделать, чтобы в детях воспитать любовь к книге?

- У меня нет детей, поэтому что-то советовать мне, наверное, сложно. Но поделюсь своим мнением. Могу предположить, что сейчас мамы тоже мало читают и детей не стремятся приучать к чтению. Я, например, помню книги Дарзии Аппаковой, ее «Кирлемэн» - незабываемый. Я помню, как мама мне эту книгу принесла: «Ты тоже девочка упрямая, вот почитай тут, оказывается, к упрямым детям приходит Кирлемэн. К тебе тоже наверняка он пришел». Мне кажется, если давать такие увлекательные книги, начинать с них, то детей легче было бы заинтересовать.

Какие сейчас выходят красивые, красочные книги для детей! Но почему-то люди перестали читать. Конечно, родителям удобно – дал телефон у руки ребенку, он с ним постоянно ходит, вроде бы занят.


«Возможно, у писателей и есть желание, но надо, чтобы их творчество замечали»

- Вернемся теперь к жанрам. Ты говоришь, что сейчас в татарской литературе нет объемных произведений, их мало. Как думаешь, с чем это связано?

- Возможно, их и пишут. Но сейчас в нашем мире многое сводится к материальному…

- То есть, ты думаешь, что даже написанное не издается?

- Да, их не могут издать. А еще я заметила, что многие останавливаются на одном произведении. У некоторых ведь так. Вроде интересно читать, неплохо написано, и язык хороший. Но нет – это все, что он написал, больше ничего, ни одной книги у него нет.

Другая проблема – книги очень дорогие. Возможно, люди поэтому люди книг не покупают.

У меня есть ощущение, что время таких писателей, как Камиль Каримов, Галимзян Гильманов – оно уходит. А кто за ними идет – не могу сказать. Возможно, их и нет.

- А может быть, причина в том, что писатели перестали чувствовать себя нужными, востребованными? Они не получают внимания, быть писателем – не престижно.

- Может быть. Отрицать не буду. Может у них и есть желание писать. Но ведь надо, чтобы это замечали. Раньше к писателям было совсем другое отношение.

Мой земляк Рустам Галиуллин писал очень хорошие вещи, но в последнее время не вижу его работ. Мне кажется, вот он мог бы быть автором объемных произведений, которых сейчас нет. Возможно, просто пока еще не созрел для этого.

Из молодых я могу выделить только его.

- Ты говоришь, писателей мы не видим… Возможно, и СМИ недорабатывают?

- Это еще, наверное, и от учителей литературы идет, это же они должны знакомить детей с писателями, их творчеством! Мне кажется, стоит им позвать какого-нибудь писателя, у детей сложилось бы совсем другое отношение.

Потом, те же радио и телевидение тоже охладели к писателям. Нельзя же все время только на песнях выезжать. Опять же, нужно внимание литературе.

Здесь действительно внимания стало меньше. Наверняка писатели чувствуют себя ненужными. Они думают, что их книги не читают.

В то же время у нас есть авторы, которые очень популярны. Зифа Кадырова, например.

Сейчас вот люди увидят наше интервью и скажут – она и Кадырову читает! Да, читаю! И Гульсину Галимуллину тоже!

- Нурзада, тут приходится признать, что довольно часто о Кадыровой говорят в уничижительном тоне – мол, это не писатель…

- Да, и я тоже такое слышу. Но я так не считаю.

Ее книги сегодня – самые читаемые. Почему читают? Потому что они написаны легким и понятным языком. И в них описывается жизнь человека. Кто-то, наверное, видит в них свою любовь, свою жизнь. Кому-то в них подсказка – как выйти из трудных ситуаций.

Кстати, я бы хотела предложить Зифе апа Кадыровой или Гульсине Галимуллиной одну очень хорошую тему. Это история очень большой, сильной любви, которую я знаю.

У нас почему-то любят придираться к Зифе Кадыровой и Гульсине Галимуллиной. Наверное, есть тут доля зависти. Как в анекдоте – когда кто-то карабкается наверх, остальные готовы стянуть его вниз.

Я это так могу объяснить: в русской литературе есть женские романы, любовные романы, криминальные, детективы, и никто не говорит – почему вы это читаете, почему то не читаете». Они их выпускают в небольшом формате, красивыми, компактными – положил в сумку и пошел, сел в поезд, автобус, читаешь. Почему у них есть Татьяна Веденская, Екатерина Вильмонт, Наталья Нестерова, а у нас таких не должно быть? Они должны быть, пусть пишут!

Не надо ругать, ругать все мы мастера. У нас люди, чуть что – начинают ругать. Поешь по-татарски – ругают, что не так поешь.

Хочется узнать твое отношение к мнению Гульназ Шамси, касающуюся писателей-мужчин. Она считает, что их у нас в татарской литературе сейчас нет.

- И правда, в последнее время у нас больше пишут женщины: Фаузия апа Байрамова, Зифа Кадырова, Гульсина апа Галимуллина, Набира Гиматдинова.

- А почему нет мужчин?

- Мне кажется, мужчины считают, что работа писателя не приносит денег, этим они не прокормят семью.

Наверное, раньше было по-другому – писателям платили достойные гонорары. Любому человеку надо кормить семью, у него и других проблем много. Мне кажется, мужчины сейчас головой ушли в проблемы материальные – как обеспечить себя, семью, дать достойный уровень жизни.

- Это же означает, что престиж татарской литературы, татарских писателей упал, их уже не ценят.

- Да, упал.

Раньше ведь у писателей были отдельные дачи у Лебяжьего озера. Это было предусмотрено государством. Там они жили, творили. Там природа, красота - для творчества созданы все условия.

А сейчас писатели остались где-то на стороне, они вроде бы и не нужны никому. Если написал что-то – хорошо, сам оплачивай тираж и выпускай. Труд писателя перестал быть уважаемым. Да, кто-то может – находит деньги, выпускает свою книгу. А если он вкладывает в это деньги, не может же он продавать ее по низкой цене. Допустим, заплатил за тираж 15 тысяч рублей, я условно говорю – он должен эти 15 тысяч вернуть. А иначе он просто тратит личные деньги – так ведь не должно быть.

Мне кажется, мужчины сейчас поглощение решением бытовых проблем, и в то же время не видят поддержки, внимания от государства. Поэтому у них и вдохновения нет писать.

«Надо освоить интернет»

- Нурзада, хочется поговорить и о способах популяризации литературы. Допустим, ты сегодня написала и издала книгу – как бы ты ее рекламировала?

- Возможно, писатели недостаточно активно работают с таким инструментом, как интернет. Сейчас о новой книге люди, в основном, узнают только в книжном магазине. Увидел, понравилась книга – он ее покупает. Тут писателям неплохо было бы освоить социальные сети – завести свои страницы в ВКонтакте, Инстаграме. Выкладывать обложки книг, отрывки публиковать – наверняка в таком случае людей можно было бы заинтересовать. Человек почитает отрывок, захочет эту книгу найти.

И надо проводить встречи.

Если сравнить с советским периодом, литература уходит и из эстрады. Раньше со сцены читали стихи – теперь это большая редкость. Я совершенно не согласна, когда говорят – люди не любят стихи, им не нравится, когда их читают на концертах. Я сама вижу, с каким упоением зрители их слушают. А у нас со сцены обычно звучат одни анекдоты. Есть Рашит абый Сабиров – вот он читает прекрасные, объемные произведения наших писателей. А их ведь еще надо уметь доносить правильно, это должен быть дар.

Среди молодых этого не вижу. Мне кажется, если ведущий работает над собой, хочет развить себя до еще более высокого уровня, то в его репертуаре должны быть и такие произведения.

Читай ты эту книгу, возьми и прочитай! Там ведь есть такие красиво написанные вещи. Я говорю и ведущим, которые работают со мной: возьмите, пожалуйста, вот этот отрывок у Туфана абый (Туфан Миннуллин, драматург, писатель – Ред.), прочитайте, ведь так красиво!

- А среди артистов эстрады есть такие же, как ты – читающие?

- Это довольно сложный вопрос… На этот вопрос я не могу ответить.

На данный момент у меня нет человека, с которым я могла бы обсуждать прочитанные книги, поговорить о литературе. Раньше была мама...

- Последний вопрос. С тебя - лайфхак. Я сама в детстве тоже ходила в библиотеку, очень любила читать. Как я выбирала книгу? Открываю, пролистываю, если диалогов много, беру домой и читаю. Живой язык для меня был показателем. А как ты выбираешь книгу? Какой должна быть книга, чтобы ты ее взяла?

- У меня тоже есть такое. Когда идет сплошное описание природы, реально, совсем не хочется читать. Правда, к историческим книгам это не относится. И к биографическим произведениям. Это правило больше касается художественной литературы.

Стихи выбираю примерно так: читаю, и чувствую их мелодику. У них стройный лад, мысль и чувства поэта понятны, он их умеет доносить. Не нравится, когда автор пишет так, будто сам не понимает, что хочет сказать.

- Нурзада, уверена, что с высказанными тобой тут мыслями согласятся многие. Посоветуй тем, кто давно не брал в руки книгу – что взять, с чего начать?

- Если по жанрам – исторические произведения хорошие есть у Фаузии Байрамовой. «Кырык сырт» - сама ее читала взахлеб. Это о трагедии татарского народа, как людей ссылали в Сибирь, как над ними издевались, лучшие люди нации гибли в этих ссылках… «Хан Кучум» тоже советую. Книги Мусагита Хабибуллина «Царица Сююмбике и Иван Грозный», «Айбиби».

Если есть желание почитать что-то легкое – то Зифа Кадырова, Гульсина Галимуллина. Увлекательно пишет Равиля Шайдуллина. Женщинам особенно советую почитать Гульчачак Галиеву. Например, «Газзябану» – о двоеженстве.

Любителям мистики – конечно, «Албастылар» Галимзяна Гильманова, произведения Набиры апа Гайматдиновой.

В поэзии для меня особое место занимает творчество Эльмиры Залиловой. Люблю стихи Рустама абый Закуана, у нас и общих песен с ним много.

Очень люблю стихи Ильсияр Ихсановой. Действительно, получается, что много женщин. Стихи Вазиха Фатихова тоже люблю.

Ангам Атнабаевсколько его не читай, не надоедает.

И очень люблю Роберта абый Миннуллина. Я просто поражаюсь - настолько легко, складно, просто пишет о том, что в душе каждого – как это у него получается, как это возможно? Советую почитать.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев