Приветствую, Нурбек! Рады видеть вас в проекте «100% Татарстан», где лидеры мнений рассказывают о себе, своей жизни, перспективах и развитии в республике. Год назад вы ушли из театра Кариева, как вы чувствуете себя «в свободном полете»?
Ровно год понадобился, чтобы я понял, что быть свободным — значит брать на себя больше ответственности. Пандемия это ярко показала.
Раньше вы сидели и спокойно работали на ставке, а сейчас приходится бегать и напрягаться?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/78e0587d860fcb1adcc24f7c754ab4b4278a91c19817ade5ff2df90c34e0.png)
Да, и это хорошо. Совсем по-другому начинаешь относиться к собственному творчеству, делаешь это более ответственно. Появляется больше мотивации.
Что вам удалось сделать за этот год?
Последняя победа — наш эскиз для конкурса молодых хореографов Context. Diana Vishneva. Отправили во время карантина видео, нас отобрали в финальный тур, и мы будем 14–15 октября показывать свою работу в Москве, а 18 октября — в Санкт-Петербурге.
Мы прошли в финал, и мне посыпались звонки от моих коллег, с поздравлениями, и только после этого я ощутил масштаб конкурса. Узкая профессиональная среда очень за ним следит, и было даже больше откликов, чем после «Золотой маски».
Члены жюри театральной премии приезжали смотреть спектакль «Отукан», который мы сделали с Йолдыз Миннуллиной по инициативе творческой группы «Калеб».
Как соединились борьба корэш, стихи, танец и пластика в спектакле «Отукан»? Кто был генератором идей?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/6536b8b39473996bef2e8c23236a6cdee4a8c2d9bffd3b4f9649fc56c44a.png)
У группы «Калеб» была идея сделать творческий вечер для поэтессы Йолдыз Миннуллиной. У нее есть цикл из семи стихотворений, который так и называется: «Отукан». Он посвящен истории 552 года, когда появился Тюркский каганат. Мне хотелось уйти от формата творческого вечера.
Я хотел подарить от себя самую ценную идею для Йолдыз и нашего общего продукта. Тогда у меня начала просыпаться любовь к национальной борьбе.
Борьба как хореграфия и лень на самоизоляции
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/f4476f2bb978f06c414fdd63fdac84326d14a370d4d6818a0b65458888de.jpg)
А вы сами боролись на татами?
По-настоящему нет. Все началось с того, что космическим образом на «Алиф» пришел популяризатор татарской борьбы Азат Нурмухаметов. И так совпало, что я попросился на тренировки и Нурмухаметов познакомил меня с удивительным тренером — Вакифом Давлетшиным. Он красиво рассказывает, очень спокойный и больше похож на восточного учителя. Замечания Вакиф абы сразу завоевали мое сердце.
Например, он говорит: «Чувствуйте ритм, сильно не напрягайтесь и воспитывайте умное тело». Такие замечания скорее похожи на подсказки хореографа.
Своего рода корэш — это спортивный танец. А вы сейчас занимаетесь?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/e08b873f2a9e89c34d7bc157755cb9907d2c6af8a10763e8b3cfcd21fce6.jpg)
К сожалению, нет. Мне бы пришлось бросить танец ради борьбы. Поводом хотя бы иногда вставать в стойку и стал спектакль «Отукан». В 2018 году ребята просили сделать показательное выступление, и мы съездили в Японию с борьбой корэш. Японцы устраивают фестивали этнических видов единоборств, куда поехали наши борцы, и в том числе я.
Причем на тренировке борьба смотрится намного красивее, чем на Сабантуе или соревнованиях, потому что там чувствуешь себя расслабленнее.
Эту эстетику вы попытались передать спектаклю?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/7f1848bc3a239ad866f264fa0f9b22fd65584a2450387a771068a0a7c19f.jpg)
Да, но идеально это сделать невозможно, если только сами борцы не выйдут на сцену. Тут скорее нужно снимать документальный фильм, придя с камерой в зал. Очень интересно, когда борцы делают бросок и потом обсуждают его между собой, лежа на татами какое-то время…
Над какими еще проектами вы работаете?
Мы делаем «Сак-Сок» для Context на основе татарского баита. Есть версия, что это самый древний литературный памятник, созданный еще в доисламскую эпоху. Мы не будем делать сюжет, потому что нам интереснее показать свои ассоциации в связи с этим произведением.
Участвует в постановке четыре человека. Например, уличный танцор, который занимается брейкингом и хип-хопом, — Марат Казиханов, который уже вырос из этого формата и пытается выйти за него. Мне интересно с ним работать, я у него учусь. Далее Таня Ефремова, которая участвует в «Алифе» и владеет народным вокалом и фольклорным пением.
У вас идет колоссальное смешение жанров…
Да, мы вообще не формат для конкурса Context, и именно это заинтересовало жюри!..
Чему изоляция может научить артиста и как вы выживали во время ограничительных мер?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/b29ff40f377133b94cd5273263ee1e4032256d921843d71b099416d26306.png)
Первые два месяца прошли нормально. За пандемию три страницы прочитал от силы, и была намеренная или, скорее, ненамеренная деградация… Физические упражнения свелись к самым примитивным повторениям, что постепенно начинает отнимать у тела интеллект. Тело становиться менее подвижным и импровизирующим.
Все давило на вас морально?
Не было энергии и не хотелось развиваться. Я смотрел вокруг: кто-то смотрит кино, кто-то осваивает новый кейс… Но я подумал, что перерыв, возможно, это даже хорошо. Можно отойти назад, чтобы разбежаться и прыгнуть дальше, чем ты был до этого.
Может, все дело в том, что вы подпитываетесь энергией на сцене?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/75b5558d4c92ef4f6321dd92e51431b892cba79139759f8fc03bcae698d9.jpg)
Если говорить языком психологии, то у меня отняли инструмент сублимации и энергия не находила выхода.
Многие артисты в это время стали находить себя в соцсетях и придумывали новые ролики для интернета. Ведь это своего рода искусство. Вы себя не находили в этом?
Я поначалу что-то пробовал, но потом перестал этим заниматься. Я для себя понял, что прежде чем подавать что-то онлайн, нужно офлайн это сформулировать на сцене. Это смотивировало меня собрать курс актерского мастерства, который длился на протяжении месяца и скоро подойдет к концу.
Психическое здоровье, сохранение татарской культуры и гранты
Чем для вас является перформанс?
Как оказалось, это прежде всего здоровье, в первую очередь внутреннее и психическое. Все это имеет колоссальное терапевтическое свойство, и это я понял благодаря пандемии. Я вспоминаю, как мы четыре года плотно учились в Санкт-Петербурге и там нас настраивали на творческую акцию. У нас было задание: каждое мастерство начинать с творческой акции. Не было никаких рамок, единственное — ты должен делать то, что тебя «прет».
В какой-то момент ты постоянно начинаешь думать акциями. Например, тебя тронуло бездомное животное или ситуация в стране. От этого в тебе начинает произрастать некая форма, текст или музыка. Все это притягивает друг друга.
Вы неоднократно высказывались о сохранении языка и культуры, бережно ко всему этому относитесь с помощью своего творчества. А хотели бы вы уехать из Татарстана, были ли у вас такие мысли?
У меня не было мысли уехать, скорее была крепкая установка вернуться. Как говорят социологи, кто четыре года прожил вне родины, у того вернуться на родину все меньше желания. Я шесть лет прожил в Петербурге, и тем не менее у меня не было сильного желания остаться там. Я один из немногих, кто вернулся на родину. У меня сейчас нет ощущения, что я вернулся в провинцию и что-то потерял. Здесь ощущается вектор вверх, несмотря на то что еще не все четко работает, не хватает кадров, но желание есть.
Много проектов у вас сейчас в разработке?
Сейчас параллельно мы работаем сразу над тремя-четырьмя проектами. Недавно на TatCultFest мы танцевали вдевятером на одной сцене, причем все представляли разный стиль, от уличных танцев до контемпа. Также с нами выступали девять музыкантов, среди которых современные электронщики, домбристы, кураисты и другие. Также я там проводил мастер-класс. То есть в Татарстане есть чем заняться.
Как вам помогают? Дают гранты или кто-то спонсирует?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/e88ab7249d518540f0d19d7b191dc483a015bb7f094018f4ce7a8787d9b7.png)
В основном это грантовая поддержка. Мы обращаемся также в Минкульт и Минмол, в просьбе помочь нам с организацией лаборатории. Год назад мы делали импровизационную лабораторию на базе Кариевского театра, и нам очень быстро помогли Министерство молодежи, Министерство культуры.
Но чаще всего мы подаем заявку на фестиваль, нас приглашают, и туда часто приходится добираться за свои средства. Тогда мы обращаемся за помощью, и нам помогают.
А на чем вы сейчас зарабатываете?
Средств хватает. Если смотреть с финансовой точки зрения, то оказалось, что в нише постановщиков-хореографов драматического театра не так много специалистов. Я чувствую драму и учился этому и позволяю себе не танцующим ребятам подсказать в плане несложной пластики.
Что вас подпитывает в Татарстане?
Связь с культурой. Стены напоминают о чем-то, идешь по набережной озера Кабан и воображаешь, что там же сто и более лет назад могли проходить Габдулла Тукай, Фатых Амирхан… По тем же улицам могли ходить люди, которые оставили нам культурное наследие. У меня теплится надежда и вера в то, что кому-то еще интересно то, что я делаю. В Санкт-Петербурге и Москве это было бы не так актуально — искать национальную идентификацию. Мне кажется, здесь я не один, кто пытается разобраться со своей идентичностью, найти энергию на дальнейшее развитие, чтобы говорить с детьми своими на родном языке. Здесь запрос есть.
Вы чувствуете поддержку власти, друзей, зрителей? Вы чувствуете себя комфортно здесь?
В целом да. С одной стороны, мне не с чем сравнить. Но иногда здесь есть такое ощущение, что твое искусство воспринимается чуть более радикально, чем оно могло бы восприниматься в мировом сообществе.
Выпрыгиваете из классики?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/4344e2a4e31811ef78549bc2797f65d547d3b34cade9d0fa36c6cfa78596.jpg)
Да, коллективное бессознательное иногда дает тебе роль маргинала. Начинаешь эпатировать. Когда я возвращался, у меня вообще таких мыслей не было. Может, это реакция на критику, такой способ защиты: «ах так, тогда я вот так еще могу»…
К мнению какого критика вы прислушиваетесь? Кто вам может сказать: «Слушай, Нурбек, тебя унесло. Это не то». Есть что-то, кроме ваших внутренних ощущений?
Я бы слукавил, если бы сказал, что я слушаю только себя. Я стараюсь вообще слушать любого, стараюсь не делать в голове градаций. При этом я бы попытался послушать аргументы. Иногда бывают просто эмоциональные замечания, в этом нет зерна.
Открытость и желание развиваться в республике
Что и каким образом изменится в Татарстане через десять лет и через сто, на ваш взгляд?
Через сто лет здесь точно будут летающие машины, автобусы. Механизм общения государственных органов и народа будет отрегулирован в положительную сторону — прозрачности, открытости. Сейчас этого не хватает.
Какое место в РТ у вас самое любимое?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/008e4a509c7870673c03e98fa94cc8dcc19c7e69f8bf008d27bf425a846b.png)
Билярск. Там проходит форум «Сэлэт», я там вырос. Я посещаю его с 1999 года, с 10 лет. И каждый год там большой форум, с каждым годом масштабы увеличиваются, и это вдохновляет. Мы все знаем эти фотографии, где в 1994 или 1996 году там были три-четыре палатки, а теперь это целый палаточный город с интересной инфографикой, который вдохновляет.
Например, меня очень вдохновило, что в XII–XIII веках Билярск был больше, чем Париж или Киев того времени. Это был крупнейший город, центр торговли, а там, где торговля, всегда передовые мысли, искусство, наука. Ты опять начинаешь воображать, что ты стоишь там, где когда-то кипела жизнь.
В чем сила Татарстана?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/9b2a5a4ab73f25c4ce8289a50c7568ea4459750b899a32b64ba554ee7302.jpg)
Мне кажется в открытости и желании развиваться.
Чего не хватает республике?
Еще большей открытости. Если фантазировать, то если бы была возможность как-то внутри регулировать правила, чуть больше надо свободы в этом регионе. Адекватный регион, с вектором вверх, — почему бы не дать больше свободы? Здесь живут ответственные люди, готовые развиваться во всех направлениях.
Здесь не хватает еще большей свободы?
Да. Как в Штатах, там же законы даже отличаются.
Если бы вам пришлось уехать отсюда навсегда, что бы вы взяли на память из республики?
Я бы ничего не взял. Все бы забрал внутри.
Как вы воспитываете своих детей?
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/0fa7849ecee588ac1b4c03ea90bfbc1359377f45c084b92aa493147f55d8.png)
Я как мантру им начитываю, чтобы они получили какой-то опыт за границей или в другом городе и все-таки вернулись. Почему-то у нас такая семейная установка. Я, сам до конца этого не понимая, вкладываю в них.
Чему можно научиться у сегодняшней молодежи?
Они позитивнее. Я иногда позволяю себе жаловаться, жалуюсь, что мало помогают… А мой братишка, с которым у нас всего пять лет разница, но колоссальная разница в мышлении, говорит: «Чего ты жалуешься, делай сам».
Они более независимы? И этому нужно у них учиться?
Да. У них другое отношение к деньгам. Почему не сделать какой-то коммерческий проект и потом ты вложишь эти деньги в свой проект…
Если бы у вас было несколько жизней, в каких странах или городах вы бы их провели?
Говорят, есть такие страны, в которых счастье разлито по воздуху — Италия, Индия. Хотелось бы пожить в этих странах, где счастье не привязано к материальному.
В Индии религия, философия, идеология...
Анатолий Васильев кажется рассказывал, в Италии можно увидеть такую ситуацию: два безработных человека стоят на углу, пьют кофе. Один говорит другому «ты гениальный человек, мне так приятно с тобой пить кофе», а он ему отвечает «а мне то как с тобой приятно, ты такой гениальный». Вот так пьют кофе двое безработных.
Если бы вы стали руководителем республики, повысили бы зарплату артистам, разогнали государственный театры, всех отправили в свободное плаванье? Пофантазируйте.
Разгонять не надо, но…
…подсократить.
![](/resize/750/images/uploads/news/2020/9/25/88156f5d1a41ad71c8cd7cf9bc90c62ad63b942a0260a8b051063746841a.png)
Да, возможно подсократить государственные театры можно было бы. Я не знаю. Тут должен быть другой склад ума.
Конечно бы зарплату всем поднял. У меня мама очень мудро говорит. Она приходит из какого-нибудь учреждения, магазина или больницы: «что-то грубо там со мной общались, видимо зарплата у них низкая». Мне кажется, это взаимосвязано.
То есть своим указом вы всем бы подняли зарплату?
Да. Люди становятся добрее и веселее, когда у них зарплата побольше.
Спасибо за интервью!
Спасибо вам!
Нет комментариев-