«Яу» - это карикатура. Пародия и на исторические фильмы, и на национальную кинематографию, и вообще на нашу современную жизнь. Те, кто считает себя созданным для фестивального кино благородным зрителем, в ходе фильма покинули зал.
Режиссер комедии «Яу» - Айдар Габдрахманов. Автор идеи и сценария – Альберт Шакиров. Продюсеры Раис Шайхутдинов и Альберт Шакиров. Изначально бюджет фильма составил 6 миллионов рублей. Точные цифры неизвестны.
Роли в фильме сыграли артисты эстрады и драмы. На главные роли привлечены артисты театра эстрады «Мунча ташы» в полном составе. Почему именно этот театр? По мнению Альберта Шакирова, основной зритель фильма – аудитория «Мунча ташы». Предполагается, что фильм выйдет в прокат, соберет в кинозалах любителей татарского юмора и не просто позволит вернуть те 6 миллионов, но и даст продюсерам заработать.
Если фильм «Яу» сможет привести зрителя «Мунча ташы» в кинозалы – я готова закрыть глаза на его недостатки.
А пока авторы заявляют, что готовы принять критику и, при наличии конструктивных замечаний, внести в фильм изменения. «Поэтому мы так торопились заявиться на фестиваль, даже с незаконченной работой – хотели услышать мнение специалистов», - говорит Альберт Шакиров.
Я, конечно, не дипломированный специалист в области кино, но все же осмелюсь высказать свое мнение.
У театра «Мунча ташы» только в Казани 10-13 тысяч зрителей - судя по тому, что их концерты проходят по 1-2 недели в зале УНИКСа на тысячу мест. Если бюджет фильма – 6 миллионов, и на фильм придет хотя бы половина этой аудитории, то одна десятая часть расходов на фильм покроется уже в Казани. Конечно, при условии, что информация о фильме будет донесена до целевой аудитории. Остальную часть бюджета распределяем поровну между районами республики.
Если зритель придет на эту комедию, то в следующий раз может прийти в кинотеатры, чтобы посмотреть «Муллу» и «Байгала» и «Остазбике», и другие фильмы. Тогда уже появится основание говорить, что у татарского кино есть свой зритель, и у снятых в Татарстане фильмов есть прокат.
Хорошо, вопросы бюджета и зрителя немного рассмотрели. Теперь попробуем разобрать сам фильм. Он идет 90 минут. Полтора часа! Десять тысяч зрителей «Мунча ташы» со мной могут и не согласиться, но полтора часа глядеть на Гамиля Асхадуллу – это довольно серьезное испытание. Почему на него? Так ведь он – в главной роли. Даже произносить это как-то неудобно: звезда «Мунча ташы» Гамиль Асхадулла играет Казанского Хана. Только представьте себе: Гамиль Асхадулла – казанский хан! Остальные роли в фильме исполняют артисты театра эстрады «Мунча ташы», а также артисты Тинчуринского, Кариевского и Атнинского театров.
Снялся в фильме даже Салават Фатхутдинов. Он в роли придворного певца, то есть, можно сказать, в собственном образе. Всего в фильме, включая массовку, задействованы порядка 200 человек – актеров и не совсем. Но это еще не предел. По словам Альберта Шакирова, фильм еще будет дополняться новыми кадрами. Сообщаю как эксклюзивную информацию – Фирдус Тямаев тоже будет! До продюсеров дошли вести, что он очень органичный и удобный артист. Видимо, так сказали авторы мюзикла «Апипа», ведь там ему дали довольно масштабную роль – он в роли шофера транспорта, на котором по гастролям ездят певицы.
Фото со страницы фильма в соцсетях
О содержании фильма «Яу». События происходят в 1430 году. Это еще времена расцвета Казанского ханства. Но враги, конечно, не дремлют. Астраханский хан Мотыйк тоже мечтает о казанском троне, и, чтобы завоевать Казань, строит хитрый план: отправляет в соседнее ханство двух своих воинов. Азамат и Булат должны проникнуть на собрание во дворце Казанского хана.
События разворачиваются, в основном, вокруг путешествия диверсантов в Казань. Путь их полон приключений – они теряют голову при виде молодой красивой женщины и остаются без одежды, и, по законам татарских и русских сказок, попадают в дом Бабы-яги, а потом забредают в логово разбойников. Уделили в фильме место и Московскому царю, и его войску. Показаны и внутренние враги в самом ханстве. Короче, получился построенный на собравшей все это вместе «почти исторической» основе, перемешанный с комическими сценами своеобразный жанр. Это все сделано в стилистике «Мунча ташы».
Авторы говорят, что фильм о нашей современной жизни. «О нем нельзя говорить, как об историческом фильме. Все персонажи выдуманные. Все сюжеты выдуманные. Это пародия на наше сегодняшнее время в исторических декорациях, - объяснил Альберт Шакиров. – И в прежние времена, и сейчас суть человека не изменилась – фильм показывает это. Такие недостатки, как жадность, зависть, есть в любые времена. И такие качества, как любовь и преданность, тоже есть».
«Так как фильм рассчитан на аудиторию «Мунча ташы», был снят в этой стилистике. И роли изначально распределили между артистами этого театра», - говорит Альберт Шакиров. Айдар Габдрахманов, приглашенный в проект только после распределения ролей, пробовал просить о новом кастинге, чтобы заменить некоторых артистов. Но ему отказали, и фильм пришлось делать, как в известной песне «Я его слепила из того, что было...». У Алены Апиной дальше поется: «А потом что было, то и полюбила». Полюбил ли фильм Айдар Габдрахманов, он не сообщил, однако молодой режиссер, набивший руку на клипах для артистов эстрады и другой видеопродукции, признался - хоть он и «отдает предпочтение жанру драмы, чем комедии», эту работу выполняет старательно.
Что сказать об игре актеров? Они играют плохо. Но играют искренне. Скажем, Гамиль Асхадулла изображает не хана, а Гамиля Асхадуллу, притворяющегося ханом. Не поставленный голос и нечеткая дикция поначалу режут слух, а потом ничего, привыкаешь и к этому. А когда шли кадры с Искандером Мутигуллиным (Астраханский хан) – прошу прощения, я старалась не смотреть на экран, просматривала Инстаграм. Он оказался не поддающимся никакой режиссуре «крепким» «актером».
Разные сюжеты в фильме все вместе в кульминации соединяются в сцене собрания во дворце хана. Некоторые кадры напоминают о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» - так режиссер «передал привет» знаменитому фильму Гайдая.
По время презентации авторы пожаловались, что близ Казани не осталось мест для съемок исторического жанра. Чтобы найти нужную локацию, приходилось сильно потрудиться. И находить удавалось не всегда. Теперь вот техники тратят время, стирая с кадров попавшие в них приметы цивилизации - электропровода, рельсы и т. д.
Самый восторженный отзыв после презентации фильм получил от журналиста и общественного деятеля Альмиры Адиатуллиной. Съемочной группе фильма, показавшей «трагические для народа события», она выразила огромную благодарность и сказала, что фильм должен быть показан как можно более широкой аудитории. Альмира ханум самый преданной зритель кинофестиваля. Она не одна – у нее есть группа единомышленников.
Если кто-то, посмотрев фильм, станет спорить «это не так было» или «было так», ругать авторов и, желая найти истину, бросится читать исторические книги – это большой успех авторов фильма. Если некоторые журналисты станут возражать, мол, к трагедии в истории нельзя относиться с иронией – это тоже очень естественно. Если кто-то будет воротить нос от сцены, где купают князя – не удивлюсь. А если кто-то просто похохочет, с удовольствием наблюдая за игрой Гамиля Асхадуллина – это тоже вполне возможно… Если мы живая нация, любая реакция естественна.
А я фильм поддерживаю. О себе мы можем сказать только так, с иронией. Только смеясь над собой, мы можем заставить себя задуматься.
А еще бывает - начинаешь смеяться от безвыходности в тяжелой ситуации. Это еще не сумасшествие, а только его начало.
Нет комментариев-