В 2015 году тогда еще 28-летняя Люция Минемуллина сильно заболела. Поднялась температура, появился кашель и другие признаки ОРВИ. Девушка обратилась в Высокогорскуюцентральную районную больницу Татарстана, где врачи обнаружили у нее жидкость в животе.
У Люции начался асцит – скопилась жидкость в брюшной полости. Причин у такого явления много, однако чаще всего асцит говорит о том, что печень человека работает плохо.
«Пять литров было в животе, потом обнаружили еще три литра жидкости в легких. Увозили в РКБ, потом переводили в онкологический центр. Сделали там диагностику, обратно перевели в РКБ. Вылечили. Вроде стало легче», – рассказывает Люция Минемуллина.
Мама девушки уверена, что внезапная простуда и последовавшие осложнения появились не просто так.Еще в 2012 году Люция с мужем-дальнобойщиком попали в аварию в Саратовской области. Тогда муж пролежал 11 дней в коме, Люция – с переломами. Постепенно пара оправилась от страшной аварии, но отношения, по словам мамы Люции, были неважные, и вскоре супруги развелись.
«Так я и ездила к ним, выхаживала, перевозили потом их по очереди в Казань – домой. Зять воспитанником детдома был, никого кроме брата и нас и не было у него. Как-то руку он к ее болезни приложил все-таки. Как только они развелись, ей сразу лучше резко стало… Но там уж Бог рассудит, всего и не расскажешь… Одно скажу, я его сажать не стала. Главным было, чтобы моя девочка здорова была, остальное – неважно», – вспоминает Ильсия Минемуллина.
Два года назад у Люции внезапно стали отказывать ноги. Снова поднялась температура, появился кашель. Девушка опять обратилась в ЦРБ Высокогорского района. Состояние ухудшилось – врачи сообщили, что печень постепенно отказывает, впереди цирроз и смерть.
«Когда про цирроз врачи сказали, сразу предупредили, что долго дочка не проживет. А их ведь двое было. Близняшка Люции – дочка моя вторая – в том году умерла. Так переживала, плакала, подходила и говорила: “Мама, ну почему она жить не будет?” И в какой-то момент сердце просто не выдержало – инфаркт», – со слезами рассказывает Ильсия Минемуллина.
У сестры Люции – Гульсии во время вскрытия специалисты также обнаружили проблемы с печенью. По словам мамы девушек, патология передалась близняшкам по наследству от бабушки.
«Даже при рождении кожа маленькой Люции была желтушного цвета, ее сестренки Гульсии – багровая, то есть проблемы с сердцем или сосудами были. Мне так сказали», – добавляет мама Люции.
К концу 2017 года Минемуллиных вызвали в РКБ и сообщили, что Люцию ставят в очередь на пересадку печени. Однако в тот момент донор не подошел, да и анализы оказались слишком плохими для серьезной операции. Девушка осталась в очереди в ожидании нового донора.
«Пациенты группируются по крови, формируется лист ожидания. Пациенты наблюдаются и проходят предоперационную подготовку. По статистике на один миллион населения ежегодная потребность около 20 трансплантаций. Если учесть, что в республике почти 4 миллиона населения, то около 60 – 70 пациентов нуждаются в трансплантации. Все наблюдаются нашими гастроэнтерологами», – объясняет заведующая гастроэнтерологическим отделением РКБ Альфия Одинцова.
К циррозу печени приводит множество заболеваний, замечают врачи. Например, обменные нарушения, аутоиммунные гепатиты, хронические вирусные гепатиты, гепатоцеллюлярный рак и другие болезни.
«Мы считаем, что у нашей пациентки аутоиммунный гепатит. Это наследственно обусловленное заболевание. В организме возникают антитела, которые воздействуют на гепатоциты, повреждают их, и в последующем развивается цирроз. Сегодня у этой категории пациентов есть шанс на выздоровление»,– добавил заведующий хирургическим отделением № 2 РКБ Амир Валеев.
За время ожидания донора у Люции случались кровотечения, судороги, ноги продолжали отказывать, а кожа и глаза приобрели характерный желтый цвет.
Молодую женщину прооперировали 14 февраля. Операция длилась порядка семи часов и прошла успешно. Очнулась Люция Минемуллина в свой день рождения – в ночь на 16 февраля.
«В день, когда ей сделали операцию, я дежурила около реанимации. Там вроде и не разрешают даже смотреть сначала, а я через окошечко глянула. У нее лицо было такое… Другое – прежнее, а не то желтушное, как в последнее время. И румянец был. Словами не передать», – вспоминает Ильсия Минемуллина.
Первую печень казанские врачи пересадили еще в 2011 году. После нескольких пересадок трансплантации приостановили и снова начали делать только в конце прошлого года. За полтора месяца коллектив РКБ успешно пересадил печень трем пациентам.
«По своей сути, операция состоит из двух этапов: забор донорского органа и сама пересадка. Это сложная сосудистая реконструкция, сложная реконструкция желчевыводящих путей. Это уникальные операции, которые выполняются только в клиниках высокого уровня. Пересадка бывает двух видов – родственная сегментарная и трупная, когда вся печень пересаживается от донора, который скончался, как правило, от травм, не совместимых с жизнью», – объясняет Амир Валеев.
После пересадки пациенты получают комплексную терапию. Определенные препараты, по словам врачей, пациенту придется пить всю жизнь. Однако, замечают специалисты, постоянный прием лекарств – не высокая плата за новую жизнь и здоровую печень. Тем более что лекарства пациенты с донорскими органами получают бесплатно по государственной программе.
Нет комментариев-