Из-за изменяющихся трендов российские музеи стараются быть открытыми и интересоваться не только своей жизнью, но и посетителями. Для того чтобы им было комфортно и интересно, сегодня появляются новые методы работы.
Один из таких методов — это арт-медиация. Метод позволяет специалисту музея не просто рассказывать о выставке и произведениях искусства, но еще и обсуждать их с посетителями. Профессионал арт-медиации является своего рода посредником между искусством и публикой.
Раньше этим посредником был экскурсовод, который рассказывал материал и публика его внимательно слушала. Это по большей части было одностороннее общение, потому что специалист с высоты своего опыта рассказывает посетителям, как смотреть искусство правильно. Арт-медиация — это диалог с людьми на равных, например как они видят и понимают искусство, и направлена методика на то, чтобы людям в музее было комфортно.
«Сейчас такие методы не годятся, потому что в последние годы провозглашена культура участия. То есть сегодня человек приходит в музей с собственными правами, он хочет, чтобы его не просто научили, но и поговорили с ним», — сказала ведущий специалист по связям с общественностью сектора прикладной социологии и работы с молодежью Русского музея Наталья Иевлева.
Сделать поход в музей интересным для всех
Работать в технике арт-медиации могут работники музея, а также те, кто хочет помочь работе музея. Для этого медиаторам главное уметь интересно вести беседу с посетителями об искусстве. Однако многим перестроиться будет непросто, потому что ранее экскурсовод лишь делился своими знаниями, а теперь им придется разговаривать с людьми об искусстве на равных.
Задача арт-медиатора заключается в беседе с группой людей. Они должны сделать посещение музея интересным не только для посетителей, которые пришли туда целенаправленно, но и для школьников и студентов, которых туда привели.
«Контакт с людьми найти не так сложно, главное — заинтересовать их искусством», — отметила Иевлева.
Для того чтобы человек почувствовал себя спокойным и защищенным, медиатор должен сразу вступить с группой в контакт, понять, что люди хотят от посещения выставки, ведь есть разные зрители — подготовленные, заинтересованные и люди, которые попали в музей впервые или по принуждению.
В основные навыки медиатора должно входить умение перефразировать или обобщить сказанное аудиторией, активно слушать, а также проявлять интерес к человеку. К тому же медиатор должен иметь хороший интеллект, быть психологом и обязательно вести дневник и записывать лучшие методики работы, а также уметь анализировать свою деятельность.
О современном искусстве — простыми словами
В России арт-медиация получила свое распространение с 2014 года, и сейчас она завоевывает все большую популярность. Ведь посетителей в музее будут принимать как равных. Теперь у гостей музея появится право спросить и получить ответ на свой вопрос.
Часто такой вид деятельности появляется в музеях современного искусства, потому что современное искусство воспринимается людьми порой неоднозначно. Например, подобные техники применяют в Музее современного искусства в Екатеринбурге и музее «Гараж» в Москве.
«Современное искусство часто не понимают, оно не популярно и оно сложное, поэтому говорить со зрителем — это то, что нужно», — добавила Иевлева.
Пантомимы, перформансы и личные истории
Медиация — это творческий процесс, и постепенно сама технология начинает вбирать в себя лучшие практики, но в конечном счете это творчество медиатора, который берет на себя ответственность поговорить с аудиторией об искусстве. Причем обычным общением это может не ограничиться, потому что медиация в музее может принимать даже формы пантомимы и перформанса.
Например, когда ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея Антон Бойко вел медиацию в Финском музее в Хельсинки, где была художественная выставка, посвященная мигрантам из стран Балтии, приехавшим в Россию, одна посетительница выставки решила рассказать об одном из произведений искусства, которое навеяло ей воспоминания о ее собственной судьбе. Она начала делиться своей историей о них и плакать. В итоге медиация закончилась дискуссией, которая была ей интересна.
«Это было очень личное открытие искусства человеком в ходе работы, которое открыло остальным посетителям взгляд на это произведение», — добавил Бойко.
Арт-медиация помогает социализироваться интровертам
В Казани научно-практический семинар по арт-медиации состоялся около двух лет назад. И в ГСИ РТ также осуществляются медиаторские программы. К примеру, Маргарита Обшивалкина работает медиатором с детьми, также есть девушка, которая занимается инклюзией и выезжает в школы для трудных подростков, где общается с ними с помощью арт-медиации.
«Молодежь нужно привлекать другим, они много видят и знают, постоянно в сети. Их сейчас интересует не только культурологическая проблема той или иной выставки, а в принципе жизнь», — сказала директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.
Развитие техники арт-медиации становится популярнее, потому что в мире и в России в частности появляется большое количество людей-интровертов, которые асоциализируются и перестают общаться с окружающими. Задача арт-медиации — дать людям импульс общения, в том числе и в сфере искусства.
Нет комментариев-