15 октября в Уфе простились с талантливым молодым артистом, похоронили Айнура на Южном кладбище столицы Башкортостана. Близкие и друзья отмечают, что в последние дни он сильно болел, у него было воспаление легких.
Айнур Фатыхов родился 22 февраля 1983 года в Уфе в семье известного баяниста-виртуоза, народного артиста Башкортостана Халита Фатыхова. В 2001 году он окончил музыкальную школу-лицей по классу баяна.
В 1997 году он занял седьмое место на Международном конкурсе баянистов «Кубок мира» в Швейцарии. В годы учебы занимал призовые места в различных международных конкурсах. Уже тогда его приглашали к себе работать известные певцы Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Габдельфат Сафин.
Кроме баяна он играл на курае, гармони, аккордеоне, тальянке, кубызе.
Известно, что семья Фатыховых находится на лечении в больнице.
«Ничего не успел понять»
Из личного аккаунта Айнура Фатыхова в Инстаграме
Айнур Фатыхов скончался у себя в квартире. В это время в соседней комнате находился его брат Ильшат Фатыхов.
«Я сидел в другой комнате. Он ничего не написал и не сказал. Я ничего не успел понять. Айнур начал странно себя вести, странно разговаривал. Мне очень тяжело сейчас. Мы всегда дружили, хорошо ладили. С детства вместе ходили рыбачить, много интересного было. Он был очень добрым, отзывчивым, гостеприимным.
Прием антибиотиков не улучшил его состояние. Позвонил в “Скорую” — они приехали только спустя час», — рассказал он.
Айнур Фатыхов играет на баяне и исполняет песню «Су буеннан әнкәй кайтып килә».
«Пришел и сразу стал своим»
После всех теплых слов в адрес Айнура можно сделать вывод, что мир искусства потерял очень талантливого человека. В последнее время Айнур тесно работал с певцом Ришатом Тухватуллиным. Администратор Ришата — Ильгиз Бадретдинов рассказал, что 8 октября певец выступил с Айнуром в Казани на Празднике урожая, 10 октября — на Дне республики в Уфе.
«Он отработал с нами целый сезон, должен был работать и дальше. Стал родным человеком. Бывают люди, которые излучают теплоту, энергию — Айнур был одним из таких. Пришел в коллектив и сразу стал своим. Можно сказать, что этот год мы жили под одной крышей. Узнав о его смерти, у нас в группе все плачут», — сказал он.
«Состояние было крайне тяжелым»
Еще один человек, с которым работал Айнур Фатыхов, это его друг — композитор Айрат Набиев.
«10 октября на концерте в честь Дня республики он был в тяжелом состоянии. Вызвали “Скорую”, но его почему-то не увезли, а отправили домой. Он несколько дней пролежал дома с температурой, мы постоянно поддерживали связь. К нему приходили врачи, сделали укол, но он не подействовал: температура снизилась до 38 и снова поднялась», — сказал Айнур. Состояние было крайне тяжелым. Температура поднималась до 40. 13 октября мы говорили по телефону до часу, сказал, что вроде бы стало лучше, настроение тоже улучшилось, но в 21.00 позвонил его брат Ильшат и сказал, что Айнура больше нет. Его родители также болели и находились в больнице, видимо, поэтому Ильшат находился рядом с братом.
Как только он заболел, я упрашивал Айнура записаться на томографию. Спрашиваю, записался ли, отвечает: «На следующий день». Назавтра спрашиваю — снова тот же ответ. Почему-то он тянул время. У него была высокая температура, я даже не понял его бессвязную речь. Наверное, ему было очень тяжело. Сказал, что они вызывают «Скорую», а бригада не приезжает. Он сильно кашлял. Наверное, его нужно было увезти в больницу сразу же, как только к нему вызывали первую «Скорую». Когда у человека не снижается температура, это очень серьезно. Многие переболели, но никто не рассказывал о столь высокой температуре.
Самое прискорбное, что родителям не разрешили покинуть больницу, чтобы проститься с сыном. Они уже давно в больнице — дней десять. Айнур говорил, что у них вроде как наблюдается улучшение, но их не отпускают, так как срок карантина еще не закончился.
Айрат Набиев назвал своего друга «зажигалкой». По его словам, он постоянно шутил, был жизнерадостным, поэтому в компании, где находился Айнур, было не до скуки:
«Позитивный, жизнерадостный человек. Талантлив настолько, что словами не описать. Наверное, такие люди рождаются один на миллион. Мог сыграть в любом стиле. Мастерски делал аранжировки.
Очень уважал Ришата, радовался, что работают вместе, говорил, что сумели найти с Ришатом общий язык. Я тоже радовался за него. До этого он был свободным музыкантом, его постоянно приглашали участвовать на концертах, а в свободное время он делал аранжировки. В свое время мы с ним работали над вокальным альбомом».
«Было видно, что он будущий виртуоз»
Народный артист Татарстана и Башкортостана Айдар Галимов знает Айнура с его младенчества.
«Еще совсем мальчишкой он таскал гармонь, вырос у нас на глазах и превратился в профессионала. Было видно, что он будущий виртуоз. Это не только результат обучения, наверное, виртуозное владение инструментом дано ему Всевышним. Иначе одними репетициями такого мастерства не добиться.
Он ведь не только баянист, Айнур делал замечательные аранжировки. Несколько моих песен обработал именно он. Песни «Тормыш арбасы», «Яшәсен безнең колхоз!» впитали в себя энергетику Айнура. Он подходил к этому делу очень ответственно, продумывая до мелочей.
Честно говоря, случившееся никак не укладывается в голове. Не могу даже представить себе, как тяжело сейчас Халиту абый и Лилие апа. Для отца Айнур был не просто сыном, он был его партнером, сценическим товарищем.
Когда на сцене рядом с тобой стоит Айнур, никакой оркестр не нужен. И в плане энергетики, и в плане профессионализма. Он настолько проникает в глубь песни, он умел соединяться с исполнителем и становиться единым организмом. Выступать с ним было только в удовольствие. Он так сильно любил сцену! Иногда перед выступлением спрашивал: “Айдар абый, может, мне выйти, поддержать вас?” “Айнур, давай”, — говорил я ему. Он даже не знал, какая это будет песня, но умел быстро подстроиться под любую аранжировку. Больше таких музыкантов я не знаю, не видел, не помню. Он был так молод, горел как звезда и быстро погас», — поделился сокровенным Айдар Галимов.
«Буду думать, что он не вернулся из Казани…»
Певица Лилия Биктимерова рассказала, что Айнур болел очень тяжело.
«Услышать это известие было очень больно. Они с Фадисом (певец Фадис Ганиев) были очень близки, он принимал его как своего сына. Два дня назад они поговорили по телефону в последний раз, Айнур сказал, что ему очень тяжело, у него болит всё тело, грудь. В этот момент у него температура доходила до 41 градуса. Он ужасно сильно кашлял. Вы бы это слышали! Болезнь коварна, валит с ног сразу. Лилия апа тоже говорила, что два дня симптомы были, а на третий день уже не смогли встать.
Айнур останется в наших сердцах человеком широкой души и большого сердца. Его сердце действительно было большое — он вмещало всех. Он всегда был на позитиве, умел радоваться за других, никогда и никому не завидовал. Никогда не обсуждал других. Как святой. Он был не от мира сего, настолько чиста у него была душа, таких людей я еще никогда не встречала.
Они постоянно созванивались с Фадисом. Можно сказать, что Айнур вырос на плечах Фадиса. Фадис работал в коллективе Лилии апа и Халита абый, Айнур выходил на сцену с пяти лет. «Он любил сидеть у меня на плечах. Иногда, увлекшись игрой, я даже забывал выходить на сцену», — рассказывает Фадис.
Вместе с Айнуром Фатыховым они работали над множеством песен.
«Все песни, в которых есть партия баяна, мы записывали с Айнуром. Я всегда просила его пойти со мной. Где нужно, он добавлял дополнительные звуки, где-то мог меня поправить. Посоветовать, как лучше. Все мои последние песни записаны с Айнуром.
После того как Айнур заболел, “Скорая” приезжала к нему дважды, на столе лежали их записи, лекарства. У нас тут в больницах не хватает мест, не знаю, то ли он сам отказывался от госпитализации, то ли ни увозили — неизвестно.
Родители сильно плачут по сыну, не могут участвовать в похоронах, не могут проститься с сыном. Убереги Всевышний от такого горя. Я говорила с Лилией апа, она говорит: “Буду думать, что он просто не вернулся из Казани, ведь не увижу его своими глазами…” Они упрашивали в больнице их отпустить, но врачи отказались наотрез, сказали, что не имеют права», — рассказала певица.
«Признавали его талант, но не удостаивали вниманием»
Айнур Фатыхов также записывал партию баяна и для песен Анвара Нургалиева:
«”Өмет күпере”, “Сиреньнәр”… Мы вместе записали 4-5 композиций. Большой талант! Если не ошибаюсь, он был в пятерке лучших баянистов мира. С талантливыми людьми такое часто случается, мне кажется, в душе он был одинок. Слишком талантливые люди как будто живут в другом измерении. Несмотря на свой возраст, был добродушен как дитя. Это был особенный человек, без грязи в души. Виртуоз от Бога, таких баянистов у нас больше нет. Должен был сделать аранжировку на мою песню — не сложилось.
Все признавали его талант, но не удостаивали его вниманием. У нас ведь не очень умеют ценить людей, пока они живы. Человек становится звездой после смерти. Так же произошло и с Василей, после смерти все переполошились. Вдруг объявляются многочисленные друзья».
«На сцене хотелось смотреть только на него»
Айдар Ракипов — земляк Айнура Фатыхова, они оба из Илишевского района Башкортостана:
«Мы еще были детьми, как-то на концерте илишевских артистов Айнур выступал со своим отцом. Мы были на одной сцене. Главное — он такой человек, что хоть и не знает тебя, но принимает как близкого друга. Уважает и старших, и младших, уважителен. От него исходила мощнейшая энергетика — я таких людей больше не встречал. В жизни у всех есть свои проблемы, но Айнур о своих никому не говорил, не показывал. Всегда обнимал при встрече, говорил: «Привет, друг!» Просто постоять рядом с ним многого стоило! На сцене хотелось смотреть только на него. Каждую ноту он пропускал через себя. Не знаю, появятся ли такие люди еще. Они очень нужны искусству. Это огромная утрата».
Баянист с национальной душой
Журналист Гульназ Бадретдинова вспомнила о нем как о человеке с национальной душой:
«Мы выросли на песнях Лилии апа и Халита абый, Айнур тоже вырос на глазах у зрителей — на сцене. Если в Казани был Муса Маликов, то у татар Уфы был свой Муса — Айнур Фатыхов. Татарские музыканты из Уфы либо переезжают в Казань, либо перестают быть просто татарскими артистами. Халит абый и сам хорошо говорит по-татарски, и его дети знают язык отлично. Семья Халита абый, несмотря ни на что, продолжала жить и творить в Уфе на татарском языке, остались верны своей родине. Таких в Уфе единицы. Пусть земля будет пухом нашему Айнуру».
«Даже мужчины рассказывают о нем со слезами…»
Ильсия Бадретдинова:
«Очень тяжело поверить в это известие, ушел один из лучших музыкантов-виртуозов Татарстана и Башкортостана. Подтвердят и все мои коллеги, это был музыкант, играющий и классику, и джаз, и национальные мелодии, и во всех жанрах, какие только существуют в мире… Самый искренний человек, с чистой, как у младенца, душой. Он брал трубку всегда, в любое время, говорил всегда искренне, открыто, на любую просьбу отвечал “сейчас всё сделаем”. Не помню, чтобы он на кого-либо повышал голос, сплетничал. Даже мужчины рассказывают о нем со слезами, говорят, что не могут в это поверить…»
ИА «Татар-информ» выражает глубокие соболезнования семье Фатыховых, родным и близким. Пусть земля ему будет пухом.
Нет комментариев-