Еще ни один Шаляпинский фестиваль не обошелся без показа спектакля «Пиковая дама» с момента постановки ее последней редакции режиссером Юрием Александровым. «Отпраздновать» своеобразный пятилетний юбилей показов в рамках Международного оперного фестиваля имени Федора Шаляпина собрались артисты «Новой оперы» и «Санктъ-Петербургъ Оперы», Большого и Мариинского театров, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Национального Большого театра Республики Беларусь, а также солисты Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Казанская версия «Пиковой дамы», по словам самого режиссера Юрия Александрова, порождена самим Петербургом — городом контрастов: белых ночей и дождей, величественной архитектуры и серых «панелек», великолепной поэзии и бесконечной депрессии. Как в городе уживаются эти противоречия, так и здесь, в опере, нет четких границ между сном и явью, наваждением и здравым смыслом.
«Это типичный спектакль академического театра со всеми плюсами, а если это помножить на градус фестиваля имени Шаляпина, то это добавляет какой-то эмоции в этот спектакль. Другое дело, я не могу согласиться с некоторыми режиссерскими концепциями, которые и не по Пушкину, и не по Чайковскому. Ну, например, взаимоотношения Лизы — Германа и Германа — Графини. Это концепция самого режиссера. Вопрос: а зачем? Этого нет у наших классиков, не заложено», — поделился своим мнением заслуженный работник культуры РФ, музыкальный эксперт, журналист радиостанции классической музыки «Орфей» Николай Рыбинский.
Несмотря на непринятие некоторых режиссерских концепций, Рыбинский дал высокую оценку исполнителям и творческому коллективу татарского музыкального театра.
«Великолепен был хор, несмотря на то что режиссерские задачи перед ним поставлены архисложные: он не только поет, но и танцует. Теперь я бы хотел увидеть поющий балет», — посмеялся Рыбинский.
Он также заметил, что, несмотря на прошедшие пять лет, декорации и видеоинсталляции не устарели и создают неповторимую атмосферу замечательного города на Неве.
Неудивительным стало приглашение на заглавные партии заслуженной артистки Удмуртии Александры Саульской-Шулятьевой (Графиня) и лауреата премии города Москвы Николая Ерохина (Герман), а также заслуженного артиста Республики Карелия Владимира Целебровского (князь Елецкий), которые буквально стояли у истоков режиссерской работы Александрова. Именно они исполняли эти партии пять лет назад на тогда еще премьерной «Пиковой даме».
«В ваш театр едут со всей России и не только, чтобы услышать классическую версию оперы. Ведь вся Европа уже давно немного сошла с ума на современных постановках. В хорошем смысле этого слова, но все-таки сошла с ума. А здесь всегда точно знаешь, что тебе не будут показывать голые части тела», — рассказал Николая Ерохин.
Владислав Куприянов, исполнитель партии Томского, также заметил, что в XXI веке важно сохранять классическое наследие, хотя бы в приближенном к первоисточнику варианте.
«“Пиковая дама” в казанском театре довольна консервативна. Но мне она именно этим и импонирует. В ней можно раскрыть эпоху того времени, когда все герои были в первую очередь благородны. А когда пытаются осовременить, то теряется обстановка того времени: Петербурга эпохи Екатерины II. Когда пытаются изменить время — на мой взгляд, постановка теряет свою уникальность. Все-таки Петр Ильич и Александр Сергеевич писали совсем про другое время», — рассказал о своем отношении Куприянов.
Остается надеяться, что сложившаяся многолетняя дружба с солистами ведущих российских театров продолжится и казанская публика сможет вновь и вновь наслаждаться бесподобным тенором Николая Ярохина, прекрасным меццо-сопрано Александры Саульской-Шулятьевой, ангельским сопрано Марии Лобановой и других артистов.
Нет комментариев-