Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Незримые покровители Казани: вписанные в историю страны и мира образы

Незримые покровители Казани: вписанные в историю страны и мира образы
Обыватель, далекий от церкви или даже от просто от христианской культуры, скорее всего, имеет некое собирательное представление об иконах и в лучшем случае может отличить их от картин. Максимально абстрагируясь от религии, журналист ИА «Татар-информ» попыталась составить своеобразную шпаргалку по иконописи как мировому культурологическому явлению и рассказать о наиболее знаковых иконах на территории Татарстана – с точки зрения современного мышления. Не растеряться в сокровищнице иконописи автору помогли специалисты в области музее- и краеведения, коллекционирования и, разумеется, православия.
Современный человек понимает или хотя бы догадывается, что современное сленговое слово «иконка» является однокоренным с почтенным «икона». Оба они происходят от древнегреческого εἰκών – «образ», «изображение». Еще в 1970 году иконки придумала компания Xerox, чтобы облегчить новичкам работу с компьютером. Маленькая цифровая картинка на мониторе теперь уже даже и карманных гаджетов помогает ориентироваться в программах и функциях IT-технологий, практически молниеносно формируя в голове представление о том, чем полезна или зачем нужна каждая из них. Эти визуальные маячки без слов вызывают в человеческом мозге понимание их смысла, который иногда не уместишь и в целую фразу. 

Очень сильно упрощая, таково же и религиозное предназначение икон. Смотря на лики святых и библейских персонажей, верующие видят не одно лишь это изображение, а смысловой ряд с глубокой предысторией, судьбой храма, где находится икона, и, самое главное, осознают нравственное значение изображенного.

Генетическая связь: прообраз икон – погребальные маски Древнего Египта

Это кажется невероятным, но иконы – это родственники и наследники погребальных масок Древнего Египта. Пройдя извилистый путь до почитаемых христианских святынь, в конечном счете они составили отдельный пласт мирового изобразительного искусства. 

На фотографиях, сделанных в Национальном археологическом музее Афин автором этой публикации, можно увидеть те самые погребальные маски позднейшего периода древнеегипетской цивилизации. Не правда ли, сходство с письмом наиболее древних икон удивительное? И к искусствоведам не ходи!



Маской забинтованную мумию покойника в Древнем Египте снабжали из века в век. Тут большинство читателей, конечно, вспомнят самую известную из них – золотую погребальную маску фараона Тутанхамона.  


Фотография мумии из музея города Уппсала (Швеция)

Однако после римского завоевания обряды стали меняться. Теперь в область головы мумии начали вставлять написанные восковыми красками на досках или холсте портреты, приближенные к физиологическому облику усопшего. Изображения на новый манер совместили египетские и римские традиции. Такие изображения известны под общим названием «фаюмские портреты» – от области Фаюм на окраине Ливийской пустыни, где ученые их нашли больше всего. Около 600 фаюмских портретов хранятся в музеях мира. Есть они и в Лувре, и в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, и, конечно, в Египетском национальном музее в Каире. Именно в нем можно увидеть мумии с не отделенными от самого тела погребальными масками позднейшего периода, но фотосъемка любых объектов здесь запрещена.



С позднейшими иконами эти изображения роднит применение золотого листа-основы, а также венки и головные повязки. Все это затем переняла византийская иконопись.

Первые иконы в традиционном понимании

По христианским представлениям, первой иконой стал прижизненный отпечаток лика Иисуса на полотенце (так называемый Спас Нерукотворный). Как доказательство своей исцеляющей силы и истинной веры он послал его тяжело болевшему эдесскому царю Авгарю. Уверовав, последний якобы вылечился от неизлечимой в то время «черной проказы» – инфекционного заболевания, поражающего нервную систему, дыхательные пути и так далее. 

Лик долго почитался, но исчез из истории после разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 году. К слову, сейчас в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа у православных христиан существует самостоятельный праздник.

Первые иконы Богоматери, согласно преданиям, также были прижизненными изображениями. По сути, они являлись портретами, написанными ее современником – талантливым художником и врачом евангелистом Лукой, причисленным к святым апостолам. Сама Богородица будто бы высоко оценила труд живописца.


Фотография иконы из Национального археологического музея Афин

Лука создал три исходных образа. Не вдаваясь в специфическую терминологию, назовем их следующим образом: изображение Богородицы без младенца, изображение с младенцем Иисусом с левой стороны и изображение с младенцем Иисусом с правой стороны. А дальше…

Включился несовершенный ксерокс древности

Наверняка в детстве каждый пробовал повторить удачно получившийся рисунок. Но это точно не удавалось сделать один в один. Или хуже, или даже лучше, но все равно немного иначе, хоть явно и почерком «одного мастера», ведь так?

Собственно, в этом и заключается ответ на вопрос «Почему один и тот же образ и тип иконы имеет столько вариаций?». По мере распространения христианства и строительства новых храмов требовалось все больше и больше икон. Единственным способом «цитирования» образов в то время было художественное воспроизведение – то есть живописное копирование. С древних икон (самые ранние известные образа датированы VI веком) делали так называемые списки (срисовывали с исходника), с них, в свою очередь, снова делали списки, и так практически до бесконечности. При этом, разумеется, абсолютная идентичность не достигалась. 



«Иконопись – это воспроизведение какого-то установленного канона, и никакие дизайнерские изыски в них вносить нельзя. Так что теоретически все иконы должны восходить к первообразу, но в силу особенностей каждого художника они на деле получаются, чуть-чуть да иными», – констатировал собеседник агентства, компетентный в вопросах иконописи, но пожелавший остаться неназванным.

Разнообразия к тому же добавляли сюжеты из Библии и причисляемые к лику святых мученики, отшельники, проповедники и так далее…

Иконы Татарстана – обратная проекция на мировую историю

«Простой человек или тот, который жил при советской власти, в пионерах ходил, Закон Божий в школе не изучал, что ему о доске с красками рассказать?.. – задал риторический вопрос ставший собеседником агентства коллекционер. – Исключительно религиозная составляющая мало кому интересна, а те, кому она интересна, и так все прекрасно знают. Оставшийся интерес, который составляет, наверное, 95 процентов от общего (мы не говорим о коммерческом), делится в пропорции 70 на 30. 70 процентов людей любят различные истории, связанные с иконами предания, сказания, а 30 процентов – чудеса, рассказы о том, как кто-то исцелился».

При этом он подчеркнул, что каждая икона в значительной степени отражает тот или иной исторический аспект. Она неслучайна, единственна и уникальна с точки зрения стиля, школы, художественных приемов, бытования («биографии») и обычаев, связанных с ней.



Самые древние иконы на территории Татарстана

Наиболее древние иконы в республике происходят с острова-града Свияжск. Они стали одним из результатов кампании Ивана Грозного по завоеванию Казанского ханства. Сейчас в музее изобразительных искусств РТ хранятся подлинные иконостасы, датированные XVI веком, из Троицкой церкви (57 икон) и Успенского собора (59 икон). Центральные их части, примерно по половине каждого иконостаса (всего 63 образа), будут представлены с 20 февраля на выставке в Третьяковской галерее.



Икона Сергия Радонежского, одна из реликвий Свияжска, по-прежнему принадлежит православным. Еще в начальные, особо тяжелые для верующих годы советской власти ее вывезли в единственный функционировавший тогда в Казани храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

«В Свияжск эта икона, как и еще несколько самых первых для иконостаса Троицкой церкви, была привезена из Москвы, то есть она еще более древняя. Это связано с историей Троице-Сергиевой лавры, потому что первые насельники Свияжского монастыря были выходцами оттуда, а сам Свияжский монастырь поначалу был приписан к лавре. Здесь в честь иконы святого был освящен храм Сергия Радонежского. То, что она и еще несколько древних икон сохранились в советские годы в церкви Ярославских чудотворцев, единственной продолжавшей богослужения, – это чудо», – подчеркнула главный хранитель фонда древнерусской живописи ГМИИ РТ Вера Немтинова.



Основатель нескольких монастырей, в том числе и Троице-Сергиевой лавры, Сергий Радонежский почитается как святой, проповедовавший мир на всей земле, и покровитель учащихся (на заметку студентам – хотя бы исторических и философских факультетов). Незадолго до взятия Казани, гласит предание, жители якобы видели, как старец с крестом окроплял водой стены города. Привезенная в Свияжск икона Сергия Радонежского была чтима и царем: он поклонился ей перед походом на Казань, и на своем новом месте она вскоре также стала являть чудеса.

За пределами России почитание святого особенно широко распространилось после Октябрьской революции 1917 года – благодаря русской эмиграции.

Николай Чудотворец – в XXI веке покровитель автостопа, дикого туризма и авантюристов

Как ясно сообщает прозвище святого, Николай Чудотворец прославился добрыми делами и чудесами. Верующие чтят святого как наиболее близкого к Иисусу Христу, ему приписывается покровительство путешественникам и мореплавателям, а также бедным, больным, безвинно осужденным и оклеветанным. В адаптации к современной жизни Николай Чудотворец становится заступником авантюристов, помощником в автостопе и диком туризме, покровителем пацифистов.

Именно он изображен на одной из древнейших и почитаемых в Казани икон, которая находится в Николо-Низской церкви Никольского собора в начале улицы Баумана. Дело в том, что образ святого Николая, как и икона Сергия Радонежского, сопровождал Ивана Грозного в походе на Казанское ханство. Царь взял с собой список с иконы, явленной еще в Туле (этот тип изображения святого называется Николой Тульским – прим. Т-и). Согласно преданию, этому предшествовала помощь «исходной» иконы тулякам, на которых в отсутствие основного войска напал крымский хан. В дальнейшем список был утрачен.



В настоящее время большая ростовая икона Николая Чудотворца высотой в 1 м 30 см находится на северной стене Николо-Низской церкви, слева от алтаря, если стоять к нему лицом. Эта икона была написана еще в XVIII веке и позднее была размещена и в перестроенной заново в камне церкви в 1885 году.

Еще одна реликвия, также датированная XVIII веком икона «Никола в чудесах», была некогда подарена одним из банков Казани Зилантову монастырю. Как шедевр иконописи она была представлена несколько лет назад на выставке в Нидерландах.



«Собственная» Богоматерь – мировое признание

Сан-Франциско в 1962 году, затем «крестный ход» по городам США и Канады, португальская деревушка с восточным названием Фатима в 1970-м и, наконец, личные покои Папы Римского Иоанна Павла II в 1993-м. Такое невероятное путешествие проделала одна из трех первых, а, следовательно, и самых ценных копий (списков) с Казанской иконы Божией Матери.

«Казани повезло в том, что это один из городов России, имеющих свою святыню (икону), которая предстала именно в Казани. Чудесным образом сама собой икона Божией Матери явилась в 1579 году – через 27 лет после взятия города Иваном Грозным (благодаря вещему сну ее нашла десятилетняя девочка Матрона среди пепелища сгоревшего дома – прим. Т-и). В мире Богоматерь изображена не менее чем на 600 иконах (в данном случае имеются в виду типы изображения Богоматери – прим. Т-и), и Казанская икона – наиболее чтимая, поэтому с нее сделано очень много списков (копий). Только в самой Казани несколько десятков наиболее ценных», – заметил краевед Анатолий Елдашев.

Казанская икона Божией Матери почти молниеносно прославилась  чудодейственной силой исцеления. К тому же по меркам XVI века ее чудесное явление стало неоспоримым аргументом в пользу одобрения высшими силами «обрусения» завоеванной территории. Несколько веков спустя списки именно с этого образа стало принято вручать в России правящим архиереям, а также представителям царского дома, в том числе и на венчание (иконам Богородицы в Татарстане будет посвящен отдельный материал на сайте «События недели»).



Образы Кизических старцев – катализатор карьерного роста временно неудачливых трудоголиков

Еще одна икона, особо почитаемая именно в Казани и редкая в других уголках России, находится в Кизическом монастыре. На ней изображены девять старцев, принявших мученическую смерть за православную веру, но не отказавшихся от нее. Разными жестокими способами все девятеро были казнены. Случилось это, согласно житийной литературе, еще в III веке в малоазийском городе Кизике. А в Казани…

«В 1654 – 1656 годах в Казани  свирепствовала чума, тогда ее называли трясавичной болезнью. Умерли несколько тысяч человек, но никто не мог ее остановить. Тогда два крестных хода направились навстречу другу – один со Смоленской Седмиозерной иконой Божьей Матери от Седмиозерной пустони (Семиозерского монастыря), другой – с Казанской иконой Божией Матери от Благовещенского собора. Они встретились на высоком месте в сосновой роще, где сейчас находится парк ДМ Химиков.  Болезнь отступила, а так как соединение крестных ходов пришлось на день памяти девяти кизических мучеников, то здесь в память об этом спасении в 1692 году был основан Кизический монастырь», – рассказал Анатолий Елдашев.



При этом он подчеркнул, что икона Кизических мучеников и сейчас есть в обители, однако более поздняя – середины XIX века. Сведений о том, где находится прежде хранившаяся в монастыре икона XVII  века, нет. Как пояснил настоятель монастыря игумен Пимен (Ивентьев), икон Кизических старцев в обители даже больше, три, но все они – списки еще более позднего времени.

Верующие обращаются к ликам Кизических старцев с молитвами о помощи в работе. замечено, что святыня благоволит к ищущим работу и способна продвинуть безуспешных пока трудоголиков по карьерной лестнице.



Реликвии, которые не посчитали музейщики и богословы

Помимо держателя частной коллекции, согласившегося прокомментировать иконописные редкости Татарстана, в республике есть и другие почитатели антиквариата, в личной сокровищнице которых также находится место иконам.

Например, в частном собрании мебели, предметов интерьера и посуды мультимиллиардера и самого богатого выходца из Татарстана Алексея Семина, владельца Инвестиционной группы компаний ASG, имеется 57 редких икон. Вероятно, их нельзя назвать имеющими отношение к истории Казани и той территории, что сейчас является Татарстаном. Но в настоящее время большая их часть находится не в заграничных владениях бизнесмена, а в доме Семина в России.

Как пояснили в Международном институте антиквариата (Казань, Сибирский тракт, д. 34 – прим. Т-и), каталогизация по иконам не ведется и источники приобретения не раскрываются. Владелец, к слову, атеист, он собирает иконы лишь в числе прочих антикварных ценностей.



Однако профессиональный взгляд реставраторов Государственного музея изобразительных искусств РТ по фото определил, что в сокровищнице миллиардера находятся, например, редкая икона Богоматери с поясным ее изображением с крыльями. Не менее редкая икона «Четыре всадника Апокалипсиса», образ которой, вероятно, заимствован из западных гравюр. К числу редких образов относится и «Крещение» с предстоящим на поле святым, имя которого трудно разобрать.



Пока иконы в экспозиции Международного института антиквариата не выставлены. Но когда ASG перевезет свою коллекцию в исторический центр Казани, в один из отреставрированных особняков, расширятся и выставочные площади. Возможно, тогда и эти иконы можно будет увидеть и даже в буквальном смысле прикоснуться к ним, так как концепция бизнесмена разрешает тактильное знакомство с экспонатами.



Напоследок

Почему изображения были так распространены в христианстве? Дело в том, что 90 процентов информации человек воспринимает благодаря зрению. Все наши представления о мире, даже самые абстрактные понятия, связаны в первую очередь со зрительными образами. Если человек слышит или читает, например, слово, «любовь» – эфемерное чувство, которое не имеет конкретного воплощения, у каждого в голове сразу формируется визуальный сюжет. Своя, но вполне конкретная картинка того, что представляет любовь для этого человека. Поэтому и визуализация библейских сказаний была крайне важна при распространении христианской культуры: Бога и святых увидеть лично уже нельзя, цитировать или даже прочитать каждому Писание – задача непростая, а вот зримые образы доступны и понятны всем.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев