Вредных выбросов ЗТО будет так мало, что их невозможно замерить
Завод по термической переработке отходов, который будет построен в Казани, мог бы быть построен в Германии. Об этом на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» сообщил руководитель компании Müller-BBM Уолтер Гроц.
«Этот завод, по-моему, мог бы быть построен даже в Германии. У меня было много проектов, которые содержали по всем параметрам практически такие же или аналогичные установки», — сказал Гроц.
К его словам присоединился глава компании LGA Гюнтер Кнер. «В Германии есть специальное законодательство, которое мы должны соблюдать и проводить все экспертизы. Сама установка и ее технологии вполне соответствуют по параметрам установкам, которые эксплуатируются и строятся в стране», — отметил Кнер.
Эксперты также отметили, что количество вредных веществ в выбросах ЗТО в Осиново настолько мало, что его будет сложно измерить.
«По расчетам, выбросы будут содержать буквально несколько процентов от средних значений, которые допускаются для таких установок. Практически будет невозможно замерить количество вредных веществ, которые будут находиться в выбросах данной установки», — поделился Уолтер Гроц.
Немецкие эксперты пришли к выводу, что состав отходов не будет влиять на работу заводов и на выбросы.
Свалки выбрасывают в 10 тыс. раз больше диоксинов, чем современный ЗТО
При всех возможных негативных обстоятельствах современный завод по термической обработке отходов в год будет выбрасывать 0,36 грамма диоксина. Об этом сообщил заслуженный профессор МГУ, эксперт ООН по проблемам химической безопасности, вице-президент РАЕН, член Европейского комитета «Химия и окружающая среда» Валерий Петросян.
«Критическая оценка производителей заводов, экспертов, в частности наших многоуважаемых немецких коллег, показывает, что при всех самых возможных негативных обстоятельствах в составе может выходить максимум 0,36 грамма диоксина в год. Если вы это разделите на 365 дней, то вы понимаете, что это одна тысячная грамма в день», — сказал он.
Вещества, которые выбрасываются заводами, автомобилями, электростанциями, свалками, попадают в атмосферу и в зависимости от направления ветра распределяются в атмосферных потоках в разные стороны, добавил Петросян.
«Беспокоиться о том, что над Татарстаном все время будут дожди и та одна тысячная грамма диоксина, который будет у нас в день с завода (если даже будет), то она обязательно упадет на территории Татарстана, — это просто непонимание проблемы», — подчеркнул спикер.
При этом свалки выбрасывают в 10 тыс. раз больше диоксинов, чем современный завод по термической обработке отходов.
Данные о выбросах завода будут доступны онлайн
Данные оборудования, контролирующего выбросы завода в Осиново, будут круглосуточно доступны всем желающим в онлайн-режиме, рассказала директор департамента экологии АГК-1 Елена Ямщикова.
«Данные будут доступны в онлайн-режиме. Любое заинтересованное лицо сможет посмотреть данные по текущим выбросам загрязняющих веществ», — отметила она.
В режиме реального времени можно измерять практически все показатели предприятия, кроме диоксинов и фуранов. Поэтому замеры по данным загрязнителям компания начнет производить уже в следующем году, за год до запуска завода в эксплуатацию.
Для того чтобы в дальнейшем избежать разночтений и манипулирования цифрами в вопросе предельно допустимых и фактических концентраций, «РТ-Инвест» зафиксировал прогнозные фактические значения в новом дополнительном соглашении к основному контракту, подписанном с Нitachi Zosen Inоva в 2020 году. Подробности соглашения будут опубликованы позднее.
Важной особенностью завода станет система, которая остановит работу предприятия в случае превышения основных показателей загрязнений. Ожидается, что концентрации загрязнителей зачастую будут ниже предельно допустимых значений, предусмотренных законом.
Зола и шлак будут использоваться в дорожном строительстве
В результате обработки отходов на заводе «Энергия из отходов» образуется нетоксичный шлак, имеющий 4-й класс опасности, а также летучая зола (3-й класс опасности). Какие технологии будут использовать для их обработки, определят по итогам международного конкурса.
«Это отличный материал для дорожного строительства. Есть вопросы, касающиеся законодательства в России. Все продукты требуют лицензий и сертификатов. На рынке таких продуктов в настоящее время нет. Это длительная работа», — сообщил советник генерального директора «РТ-Инвест» Константин Диесперов.
Варианты обращения с золошлаковыми отходами будет вынесено на обсуждение научно-технического совета Минэкологии РТ, добавил генеральный директор АГК-2 Рамиль Рафаилович Нигматуллин.
Сортировка отходов перед термической обработкой
В Татарстане будет внедряться комплексная система обращения с отходами, где завод по энергоутилизации является всего лишь финальным звеном. Несортированные отходы на предприятие попадать не будут, подчеркнули в «РТ-Инвест».
В ходе сортировки из поступающих на мусоросортировочную станцию отходов будет производиться отбор всех вторичных материальных ресурсов (бумага, картон, алюминиевые банки и т.д.), а также отходов, не подлежащих энергетической утилизации (автомобильные покрышки, оргтехника и бытовая техника). Будут отделены и опасные отходы.
«На самом заводе предусмотрен дополнительный радиационный и визуальный контроль, а также систематическая проверка поступающих партий ТКО, в том числе на наличие опасных отходов», — добавили в компании.
Фильтры будут менять раз в полгода
Фильтры газоочистки на ЗТО под Казанью будут проверять один раз в полгода, заявила директор департамента экологии АГК-1 Елена Ямщикова.
«Гарантийный срок работы фильтров составляет пять лет. Однако планируется каждые полгода проводить плановые проверки работы заводов, которые будут предусматривать в том числе проверку фильтров», — сказала Ямщикова.
Газоочистка — это одна из обязательных систем работы завода. «Завод технически не может работать без фильтров, это не предусмотрено технологической схемой и прочими режимами завода», — отметил генеральный директор АГК-2 Рамиль Нигматуллин.
«Система газоочистки — это большой блок завода, он составляет порядка двух третьих от стоимости объекта», — подчеркнула директор департамента экологии АГК-1.
Строить завод будет «Татнефтепроводстрой»
Подрядчиком строительства завода по термическому обезвреживанию отходов в Татарстане станет «Татнефтепроводстрой». Работы начнутся в июле. Об этом на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» рассказал генеральный директор АГК-2 Рамиль Нигматуллин.
«Я думаю, что основной этап [начнется] в июле», — отметил Нигматуллин.
Сейчас на площадке идут подготовительные работы. К ним приступили после того, как эксперты провели оценку будущего предприятия, подтвердили его безопасность для экологии.
Инвестор снизит нагрузку на дороги
Доставлять ТКО на завод «Энергия из отходов» в Осиново будут региональные операторы по обращению с отходами. Сейчас они рассматривают возможность использования автопоездов для этой цели.
«Поставку остаточных отходов на завод „Энергия из отходов“ будет производить региональный оператор. Региональным оператором прорабатываются варианты использования автопоездов», — отметили в «РТ-Инвест».
Планируется, что использование автопоездов позволит снизить трафик на дорогах. Ежедневно на завод планируют транспортировать порядка 1500 тонн отходов.
Евросоюз не запрещал термоутилизацию ТКО
Евросоюз никогда не публиковал каких-либо законодательных запретов на сжигание отходов. В 2017 году в Коммюнике Еврокомиссии «Роль переработки отходов в энергию в циклической экономике» действительно было написано, что необходимо ограничивать сжигание отходов. Однако данное замечание относится только к тем странам, где сжигается уже более 50% всех отходов, а захоронение полностью отсутствует, пояснили ИА «Татар-информ» в «РТ-Инвест».
«Для тех стран, где доля захоронения по-прежнему высока, указанное Коммюнике рекомендует строить новые объекты», — отметили в компании.
В настоящее время ведется строительство заводов Waste to Energy в Швейцарии, Великобритании, Финляндии, Сербии, Сингапуре, ОАЭ, Турции, Австралии, Мексике, на Мальте, Шри-Ланке и др.
Около 2 тыс. таких заводов уже работает в 20 ведущих странах мира, из которых более 500 — новейшие предприятия японско-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova.
«РТ-Инвест» построит пять заводов по термическому обезвреживанию отходов — четыре в Московской области (мощностью до 700 тыс. т отходов в год каждый) и один в Татарстане (550 тыс. т). Компания «РТ-Инвест» является совместным предприятием госкорпорации «Ростех» и ООО «Царицын капитал».
Чем новые ЗТО отличаются от устаревших МСЗ
На старых мусоросжигательных заводах сжигание происходило при температуре не выше 800 градусов по Цельсию. Этого было недостаточно для уничтожения диоксинов. Новые заводы по термическому обезвреживанию отходов решают эту проблему, рассказал заслуженный Валерий Петросян.
«На современных заводах термической переработки отходов, которые строят в России, температура в котлах достигает 1260 градусов с выдержкой обязательного интервала горения не менее 2 секунд – это тоже важно», - отметил он.
Кроме того, на старых МСЗ там сжигали всё подряд, без какой-либо сортировки. Сегодня же состав отходов после выбора полезных фракций (металл, стекло, бумага, картон и т.д.), отличается существенно. То, что невозможно разделить и вернуть в жизненный цикл, весь цивилизованный мир вынужден отправлять на термическую переработку, отметил эксперт.
Нет комментариев-