Я все дорожаю и дорожаю…
Из металлических скоб для степлера художник запросто может создать портрет или, например, городской пейзаж с Москва-Сити шириной 4 метра и высотой в потолок. Цена этих произведений искусства сейчас составляет несколько тысяч долларов, начинаясь от нижней планки в тысячу зеленых. Постоянному росту цен на новое искусство и вместе с тем его популярности казанский художник Слава Зайцев обязан «Инстаграму» и TikTok, где ролики о создании им картин набирают до 55 млн просмотров.
«Если „Инстаграм“ взять, то Россия — это 5-6% моего трафика. И это нормально: если мы возьмем музейную или галерейную среду, местных посетителей почти никогда нет. Во всех регионах это проблема. У местных есть возможность отложить [визит], и в основном потребители музеев в регионах, наверное, в Москве то же самое, — это туристы. И в Галерее (Галерея Славы Зайцева — Ред.) у нас такая же статистика, как в „Инстаграме“ — 5% только местных посетителей. В основном иностранный рынок — американцы, Дубаи, которые заказывают для себя, в подарок родственникам и т. д., поэтому мы постепенно переходим в доллары. Оттуда основной набор заявок идет, из России их все меньше и меньше, к сожалению», — пояснил художник, как его работы завоевывают мир современного искусства.
«Я сейчас в целом постепенно все дорожаю и дорожаю. Просто потому, что объем заказов увеличивается, а я один, соответственно, просто повышаем цены, плюс что-то отсортировывается. Я ведь не могу целыми сутками заказы делать, мне тоже необходимо личное время на что-то другое. И заказы отбираем так, чтобы мне было интересно, чтобы я с ненавистью эту картину не делал, так скажем», — признался он.
Серия «Писатели, которых я не читал»
Значительную часть картин как из металлических скобок, так и из кусочков журналов, гвоздиков или смеси земли, песка, специй и опилок составляют портреты. Художник создает как человеческие лица, так и морды животных. Например, на 2-метровую голову медведя ушло около 150 тысяч скобок, на жирафа «в полный рост» (3 метра) — около 100 тысяч. Весить такая картина может до сотни килограммов, а для крепления скобок используются пневматический, механический и ручной степлер. Сами скобки, как классические привычные краски, отличаются цветом и оттенком.
За последнее время сформировалась серия портретов известных писателей, созданная оттисками штампов с их фамилией. Здесь и Бродский, и Толстой, и Маяковский, и Есенин. В работе — Пастернак. «Известные люди, которых я не читал», самоиронично называет ее Слава Зайцев.
«Я их выбираю по взгляду. Мне нравится у Маяковского взгляд, у Толстого — я их делаю. А не из-за того, что это мои любимые писатели. Читать не люблю и вообще не читаю. Друг попросил сделать Бродского — не я выбирал. Сразу видно — нет эмоции, нет взгляда этого. Делаю Пастернака. Понятия не имел, кто это такой, даже не знал, как выглядит, пока фотографию не увидел», — рассказал он.
Основная сложность в творчестве, по его словам, — необходимость выполнять работу, когда на то нет желания. Если процессом, идеей увлечен, то любое препятствие проходишь игриво, не замечая времени и завершая работу за пару-тройку дней. Если задача не затягивает, может уйти до нескольких месяцев. Большая четырехметровая картина с Москва-Сити заняла около двух месяцев.
Первыми заказами были портреты на свадьбы и дни рождения, потом необычные картины стали покупать компании для оформления офисов. Один из последних заказов — десять портретов Ленина из разных материалов — журналов «Огонек», советских открыток, грамот, марок и значков.
«Все забрали, осталось четыре работы. Три тысячи настоящих советских значков», — уточнил художник.
Творческие идеи Слава Зайцев никогда не записывает. Считает, если с утра встал и ее не помнишь, значит, она и не нужна. Если же идея несколько дней с тобой «спит-ночует», значит, она стоящая и можно браться. Лет за десять своего осознанного специфического творчества он создал около двух сотен необычных картин, сменил два адреса галереи своего имени.
На — здоровье!
Казанский Слава Зайцев рисовать любил с детства. После 9-го класса поступил в художественное училище, но не закончил даже первый курс, бросив его за 2-3 недели до конца учебного года. Потом, признается, много лет даже карандаш в руки не брал и лишь к 23-24 годам, как сам говорит, «осознанно стал художником». Теперь иногда даже вместе с сынишкой Егором, доверяя ему забивать гвоздики в очередную картину, создает в своей мастерской искусство XXI века.
Главным своим замыслом Слава Зайцев уже несколько лет называет благотворительный проект — создание из росписей разных людей портретов больных детей, собранные деньги жертвователей-соавторов шли бы напрямую семьям маленьких пациентов на их лечение.
«Я хочу взять, к примеру, лицо ребенка, которому нужна помощь, допустим, серия операций, рисую его лицо, выхожу на какое-то мероприятие или куда-то зовут, и прошу людей расписаться, показываю, где расписаться. За роспись человек вносит любую сумму, и таким образом мы вместе с обществом рисуем этому ребенку жизнь. И тоже самое делать, например, с архитектурой. Взять какие-то памятники и рисовать с людьми окружающую среду, тем самым ее реально воплощать в жизнь», — пояснил собеседник.
Как ни странно, к задумке в такой форме подтолкнули художника несколько лет назад очередные выборы. Агитация, призывавшая прийти на них и отдать свой голос — поставить свою роспись. Тестовым портретом, согласно тематике выборной кампании, оказалось лицо Президента России Путина.
«Я за него не агитирую, просто люди расписываются и тем самым создают его изображение. Это просто как тест. Перед выборами идея сама пришла четыре года назад, она как бы на поверхности плавала. Людей просишь здесь расписаться, они здесь расписываются. Я должен понять, как мне эти ошибки исправить, чтобы изображение выглядело адекватно. Надо было попробовать где-то отэкспериментировать, повсюду идет агитация выборов, дебаты и т. д. — вот на Путине это все и пришлось отрабатывать», — рассказал Зайцев.
Еще один проект на будущее и для детей — железный зоопарк. Это серия картин животных, созданных из вбитых гвоздиков. Они должны будут располагаться в помещении-тоннеле, который станет символом железных джунглей.
«По мере углубления животные будут идти к исчезновению. Они будут сделаны не только из таких материалов. А, допустим, из ложек-вилок: мы же ими едим — потребляем пищу мясную, окружающую среду поедаем. Или можно взять фурнитуру от одежды, еще что-то, сделать из этого скульптуры… Из змей, например, делают ремни, из теперь этой штуки, наоборот, сделать змею. Я хочу, чтобы были ассоциации, что мы убиваем окружающий мир свои потреблением. Когда вы доходите до конца тоннеля, по дороге осознаете, что какие-то животные, как панда, вот-вот [вымрут], в конце тупик и гигантское зеркало. Вы смотрите на себя, а вас уже окружает вымершая фауна по вине браконьеров — из патронов, например, сделано какое-то животное. Сзади, там, откуда вы пришли, –светящаяся дверь, либо фонарь. То есть какая-то надежда», — поделился планами Слава Зайцев.
А в самое ближайшее время, пожалуй, может появиться серия картин собачек, выполненная из крупяных культур — пшена, риса и т. д., которые «прикольно можно по цвету раскидать», говорит художник.
Нет комментариев-