«Он был эмоциональным центром коллектива»
Заместитель директора ГТРК «Татарстан» — начальник службы информационных программ телевидения Дмитрий Второв пришел работать в телекомпанию в 1994 году. Ильфат Абдрахманов, говорит он, стал одним из его первых наставников, выписавших путевку в профессию. Конечно, Дмитрий был заочно знаком с ним раньше, как и миллионы других телезрителей. В те времена в Татарстане было всего два республиканских телеканала — государственный и телекомпания «Эфир».
«Меня сначала поставили в утреннюю информационно-музыкальную программу „Чулпан“. Ильфат вел тогда информационную программу. Мы познакомились в первый же день. Я был молодым-зеленым, учился на первом курсе университета. Он работал со мной над техникой речи, произношением, версткой выпусков», — вспоминает Дмитрий.
В творческий коллектив вливались молодые ребята — Ирина Субеева, Дмитрий Нестеров и многие другие. Коллеги с утра до вечера проводили вместе — рабочие дни и даже выходные. С 1996 года на ГТРК «Татарстан» стали выходить более современные выпуски новостей. Ильфат стал «эмоциональным центром» дружного новостного коллектива.
«Приходили молодые ребята — журналисты, ведущие — и шли за советом к Ильфату. Он им объяснял, где поставить ударение и почему. У него было потрясающее чувство юмора, но я не помню, чтобы кто-то на него всерьез обиделся. У нас был дружный, слаженный, крепкий коллектив. Мы вместе работали, выезжали на пикники», — говорит Дмитрий.
Абдрахманов, вспоминает тележурналист, обладал прекрасной техникой речи и мог прочитать любой текст в разной интерпретации. Коллеги по цеху говорят, что он был прирожденным артистом. Несмотря на свой загруженный график, он всегда находил время на общение с друзьями. Дмитрий Второв помнит много интересных историй, связанных с Ильфатом и работой.
«Если что-то непредвиденное происходило в прямом эфире, он никогда не терялся. Однажды во время передачи неожиданно взорвался прожектор. У Ильфата даже ни один мускул не дрогнул. Он сказал: „Вот такие сегодня были горячие новости, что даже не выдержала техника“. В одну секунду ведущий обыграл эту ситуацию, и таких историй было немало»Дмитрий Второв
Дмитрий считает, что телевидение республики без Абдрахманова «стало совсем другое». В последние годы жизни Ильфат тесно сотрудничал с фестивалем «Созвездие — Йолдызлык», где был бессменным членом жюри.
«В память об Ильфате в Казани нужно поставить бюст»
Заместитель гендиректора по взаимодействию с федеральными и московскими органами власти ТРК «Новый Век» Дина Газалиева рассказала, что познакомилась с Абдрахмановым более 20 лет назад, когда пришла работать на ГТРК «Татарстан». Телеведущий произвел на молодую журналистку неизгладимое впечатление: всегда подтянутый, ухоженный, опрятный и деловой.
«Он был в меру строгим человеком: нас, новичков, очень сильно гонял, ругал, если ставили неправильно ударения, поправлял, учил, воспитывал, держал под крылом. Когда я стала постарше и набралась опыта, мы стали общаться больше, появились общие друзья, стали вместе отмечать дни рождения», — говорит Дина.
Коллеги по цеху были очень дружны между собой, говорит журналистка. Более 10 лет назад Дина и Ильфат были свидетелями на свадьбе общих друзей — Дмитрия Нестерова и Гузель Хайретдиновой, которые в те времена также работали ведущими на ГТРК, позже на ТНВ, а потом переехали в Москву. В творческом коллективе весело отметили свадьбу, а потом каждый год праздновали ее очередную годовщину.
Газалиева проработала вместе с Ильфатом более 10 лет, потом уехала в Москву, где живет на протяжении последних 14 лет. Однако после переезда друзья постоянно общались и поддерживали отношения. Абдрахманов часто приезжал в столицу в качестве ведущего на различные мероприятия от Татарстана и члена жюри на музыкальные и театральные конкурсы.
«Ильфата я не видела давно, мы общались, как сейчас принято, виртуально, переписывались в соцсетях. Мои коллеги видели его недавно на „Созвездии“, в состав жюри которого он входил. Известие о его смерти, конечно, было неожиданным. Сейчас идет високосный год, в котором было много потерь… Скорее бы он закончился», — отметила Газалиева.
По ее словам, у Ильфата осталась дочь, с супругой они разошлись уже давно, больше он в брак не вступал. Более подробные детали личной жизни коллеги не обсуждали.
«Конечно, эта потеря очень большая для нас. Он был очень дружелюбным человеком, душой компании, рассказывал анекдоты и шутил с таким непроницаемым выражением лица, что было смешно до слез. Очень сожалею, что не смогла приехать на церемонию прощания. Ильфат для всех для нас — учитель, партнер и друг. Он является лицом и голосом татарского телевидения, и было бы здорово, если бы его память была увековечена. Если бы поставили в память о нем бюст, возможно, через какое-то время, было бы здорово», — заключила Дина.
«Он мог найти выход из любой ситуации»
Актриса и телеведущая Лейсан Дусаева помнит Ильфата Абдрахманова с детства. Будучи маленькой девочкой, она еще только мечтала о работе на ТВ и смотрела телевизор, по которому «дядя в очках густым бархатным голосом читал новости». Лейсан повезло: когда в 20 лет она только начинала вести мероприятия с участием первых лиц республики, то работала в паре с известным ведущим.
«Мне посчастливилось свои первые шаги на этом поприще делать с Ильфатом Адбрахмановым. Конечно, я нервничала и волновалась. Но когда ты на одной сцене рядом с таким профессионалом, ты точно знаешь, что все будет хорошо. Он точно знал: когда, кому, что и где можно сказать. Он умел руководить процессом, мог из любой ситуации найти выход», — говорит Дусаева.
В 2003 году собеседница «Татар-информа» пришла работать на ТНВ, став с Ильфатом коллегами по телевизионному цеху. Лейсан считает телеведущего своим наставником, который давал много дельных советов и корректно направлял в работе. Это был профессионал с большой буквы. Известие о преждевременной кончине Ильфата стало для Лейсан полной неожиданностью.
«Это было шоком: ком в горле, глаза на мокром месте. Для меня Ильфат Абдрахманов — лицо татарстанского телевидения. Я не знаю другого такого человека, который на протяжении долгих лет так ассоциировался с нашим татарским телевидением. Это татарстанский Левитан. Его неповторимый голос отличался бархатистостью и теплом», — отметила телеведущая.
Лейсан Дусаева сожалеет, что Абдрахманов в 2017 году был вынужден уйти с телевидения. Тогда он был в прекрасной форме, вспоминает Лейсан, и мог еще многое сделать.
«Добирался с работы домой ночью на электричке»
Экс-председатель Союза кинематографистов РТ, экс-председатель профкома ГТРК «Татарстан», кинооператор Юрий Гвоздь работал с Абдрахмановым с 1984 года — около 20 лет. Он хранит о нем только теплые воспоминания.
«Он был настоящим профессионалом, интеллигентом с большим чувством ответственности. Другие дикторы брали материал на ходу, садились в кадр и читали. Ильфат всегда старался изучить текст предварительно, чтобы его понять, подходил к редакторам», — говорит оператор.
В творческих коллективах бывают разные рабочие моменты, но Абдрахманов никогда ни с кем не ругался, не унывал и не хмурился. Бывало, что технические сотрудники неправильно выставляли свет, но Ильфат на все оплошности коллег реагировал доброжелательно.
«Есть такие понятия, как „звезда“ и „зазвездился“. Это никогда не относилось к Ильфату, который был настоящей звездой телевидения. А сейчас есть такие люди, которые два-три года поработают на экране — и нос кверху, считают себя недоступными. Ильфат был нарасхват, выступал на всех правительственных концертах, но никогда мне как руководителю профкома ни в чем не отказывал. Если требовалось выступить внутри коллектива на вечере, провести День пожилых людей, Абдрахманов всегда выручал», — сообщил Юрий Гвоздь.
По его словам, в жизни известного телеведущего было немало трудностей. Он работал в Казани, но долгое время жил в Зеленодольске. Диктору часто приходилось задерживаться на работе до 22 часов и позже, а после этого нужно было добираться на электричке до дома. Кроме того, он страдал астмой, но предпочитал никому не рассказывать об этом недуге.
«Двойники»
Главный редактор газеты «Безнең гәҗит» Илфат Файзрахманов рассказал, что его и Ильфата Абдрахманова часто путали. И дело не только в созвучных именах и фамилиях. Они оба вели новости на ГТРК «Татарстан», только Ильфат на русском, а Илфат — на татарском. Некоторые зрители даже находили у них внешнее сходство.
«Я всегда старался брать с него пример, он был хозяином экрана. Ильфат мог ошибки редактора исправлять в прямом эфире, сам же он никогда не ошибался. Однажды мне пришлось выйти за него в эфир на русском языке. В то время каждую передачу объявлял диктор. Я сказал буквально два предложения. Когда Ильфат вернулся, я бросился к нему: „Ну где же ты ходишь?“», — вспоминает собеседник.
Илфат Файзрахманов считает, что его коллега был «эталоном диктора с поставленной речью», чей опыт нужно было передавать молодому поколению. Редактор газеты «Безнең гәҗит» говорит, что с известным диктором обошлись некрасиво, когда в 2017 году он ушел с телевидения.
«Телевидение ведь было его жизнью. А он был человеком светлым и доверчивым, никогда ни с кем не скандалил. Подписал бумажку и даже не знал, что контракт не продлили», — сказал спикер.
Главный редактор газеты «Безнең гәҗит» также подтвердил, что Ильфат скрывал свою болезнь и никому никогда не жаловался. Однако после ухода с телевидения он перенес серьезную психологическую травму.
Ковид у телеведущего не подтвердился
Некоторые собеседники «Татар-информа» считают, что Ильфат Абдрахманов мог заразиться Covid-19 на одном из концертов, что и стало причиной его преждевременной смерти. Другие сообщили, что у него якобы было злокачественное заболевание легких. Однако все эти предположения опровергла родная сестра Ильфата — Фирая Абдрахманова.
«Причина в том, что ему было плохо, кислорода не хватило. У него астма, эмфизема легких. В больницу обращался постольку поскольку… В тот день, когда его отправили в больницу, ему действительно было плохо, приезжала „Скорая“, и они просто не посмели его оставить дома. В больнице он был под кислородом трое суток. Нам самим непонятно, почему ему не смогли помочь», — сказала она.
Со слов собеседницы, сначала Ильфат был госпитализирован в инфекционную больницу, где были взяты все необходимые анализы и сделана компьютерная томография. Оттуда он был переведен в 18-ю горбольницу, где находился в отделении пульмонологии, в реанимации. Фирая Абдрахманова отметила, что их с братом вырастила мать. Раньше они жили в Зеленодольске, но когда Ильфат переехал в Казань, вслед за ним перебралась и она.
«Мы жили одной семьей, я живу через два-три дома. Первым купил квартиру он, ради него и мы переехали. Каждый божий день были на связи… Он никогда не жаловался, что ему плохо, а ему ведь было очень плохо — астма…» — говорит сестра телеведущего.
Ильфат Абдрахманов начал работать на телевидении в 1984 году. Он всю жизнь мечтал стать диктором, и его мечта сбылась. Абдрахманов долгое время работал ведущим новостей на ТНВ.
17 ноября ему бы исполнилось 59 лет. 5 октября в Казани возле дома на пр. Амирхана с телеведущим простились друзья и родственники. Ильфата решили похоронить в родном городе — Зеленодольске, на кладбище, где покоится его мама.
Нет комментариев-