«Татар-информ» проследил историю уникального изображения с XVI века до наших дней. В преддверии Светлой Пасхи рассказываем о загадках и невероятных обстоятельствах «биографии» фрески несущего Христа святого.
1. Чудо рукотворное – почерк неизвестен
Живопись в соборе Успения Пресвятой Богородицы Свияжска, внесенном летом прошлого года в список объектов ЮНЕСКО, датирована XVI веком и представляет собой подлинную уникальную роспись храма. Самая древняя часть собора построена при основании Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Обустройство обители напрямую связано с походом Ивана Грозного на Казань. Фрески, по мнению бригадира реставрационных работ в Свияжске, художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва – прим. Т-и) Валерия Косушкина, украсили храм в 60-е годы того же столетия.
«В левом верхнем углу фрески святого Христофора я оставил контрольный участок – темный квадрат, который свидетельствует о том, какие записи (слои позднейшей росписи поверх оригинала – прим. Т-и) были сняты. Эта фреска, как и все остальные, была под прописями конца XIX – начала ХХ века. На сегодняшний день подобных аналогов не обнаружено, документов о том, кто был автором, тоже не обнаружено. Но эти росписи на уровне чуда: художники были очень хорошие, очень крепкая была артель. У них уверенный рисунок, у них уверенная расколеровка – они экстра-класса мастера. Но при этом неизвестно, откуда они появляются, и неизвестно, куда уходят – исчезают, поэтому нет аналогов этих свияжских фресок. Но тут еще нужно говорить, что до нас из XVI века и дошло очень мало – многое погибло», – пояснил Косушкин.
Однако ученые и реставраторы не оставляют надежды установить мастеров свияжских фресок. Авторы или хотя бы художественная школа неизвестны, так пожар XVII века в Казанском кремле уничтожил архив края. Но сейчас проверяются гипотезы, что примерами аналогичной живописи и, соответственно, работой мастеров той же художественной школы могут быть росписи Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске (Архангельская область) и Собора Рождества Христова в Александрове (Владимирская область).
Кроме того, свияжская живопись уникальна еще и тем, что половина используемых для ее создания красок была не местного происхождения – привозные. На первых фресках найдены остатки смальты – сваренного стекла синего цвета (позже выяснилось, что были и зеленый, желтый, оранжевый цвета), которое истирали в пудру, а затем наносили в качестве краски. Технологию придумали итальянцы в первой половине XVI века и стали активно внедрять.
2. Почему же именно Христофор?
К числу основных святых мучеников Христофор не относится, хотя почитается как в католичестве, так и в православии. Тем не менее, как подчеркнула заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Елена Карташева, даже после нескольких лет пристального изучения уникальной фрески Успенского собора и иконографии образа в христианском мире не все аспекты выявлены.
На Руси первые изображения Христофора появляются в самом конце XII века, затем на какое-то время перестают прослеживаться, но с конца XV века снова появляются. В основном это середина XVI – XVII век, начало XVIII века. Наибольшее число изображений с песьей головой или с лошадиной, то есть наибольшая популярность святого приходится на середину XVI – конец XVII века.
Согласно отголоскам истории, до Крещения этого мощного, рослого, великаноподобного человека, обезглавленного за христианскую веру в III–IV веках, звали Репрев. По одной версии легенды, он был из племени киноцефалов – людей с песьими головами, но исповедовал христианство. Воин изобличал преследователей христиан и обращал их в религию. Был захвачен римлянами, которые считали киноцефалов свирепыми дикарями, в плен и казнен.
По другой версии, рожден Репрев был, наоборот, очень красивым и сам попросил Бога обезобразить его внешность, устав от внимания женщин.
В католицизме распространена версия, что сильный Репрев был римлянином. По совету отшельника, чтобы быть полезным Христу, он стал переносить на своей спине через реку людей. И однажды, переправляя мальчика, великан вдруг почувствовал небывалую тяжесть – он нес Христа. Отсюда и имя святого Христофор, в дословном переводе означающее «несущий Христа». Но и в этой легенде святой погибает мученической смертью – заточенный в тюрьму за массовое вовлечение римлян в христианство.
Елена Карташева обратила внимание, что за рубежом изображения святого Христофора получают широкое распространение в XV–XVII веках. В католичестве больше популярны образы в человеческом облике. Единичные лики с песьей головой относятся к более древнему времени, впрочем, сохранялись они и позже в среде старообрядцев.
К слову, исследователи в изображении Святого Христофора с головой животного видят связь с религией Древнего Египта. Считается, что таким образом копты (православные египтяне – прим. Т-и) совместили с христианством образ бога Анубиса. Причем не только Христофор, но и еще несколько святых довольно долго, до XVIII века, существовали в иконографии коптской церкви с собачьими головами – например, святые Ахракс и Аугани (о древнеегипетских традициях, перенятых иконописью, читайте также здесь).
Западная версия легенды о великане, переносящем на своих плечах людей через брод, изображена на одной из известнейших картин нидерландского художника Иеронима Босха (XV век). Девятиметровая фреска Христофора во всю стену находится в кафедральном соборе испанского города Толедо, где одно время находились его мощи, затем перевезенные в аббатство Сен-Дени во Франции.
На Руси считалось, что Христофор защищает от моровых поветрий (болезней). Появление этой фрески у нас в соборе, с одной стороны, объясняется тем, что в то время это было распространенное изображение, а с другой – именно тогда нередки были эпидемии, в том числе здесь, в Свияжске. Но есть и еще одно предположение. Это житие самого Христофора, когда сначала он был язычником и производил устрашающее впечатление своим звероподобным образом, а затем произошло его духовное преображение после принятия христианства и связанные с этим чудеса. Конечно, эта история могла быть поучительной именно в Казанском крае – после удачной кампании Ивана Грозного по присоединению территории Казанского ханства с его мусульманским и языческим населением», – рассказала Елена Карташева.
3. Укрытая за мощами первого настоятеля
Со времени строительства и росписи Успенского собора Свияжска в XVI веке к моменту начала реставрационных работ в 2010 году в негодность пришло лишь около 5 процентов фресковой живописи. Значительная часть росписей дошла до наших дней, несмотря на отчаянный период богоборчества в советской истории. Фреске Святого Христофора истребление грозило еще задолго до 1917 года.
Впервые, как рассказала Елена Карташева, писать Христофора с головой животного было запрещено церковью еще в ХVII веке. Затем уже в синодальный период истории Русской церкви, веком позже, запрет был повторен, и теперь официально было разрешалось писать святого только в человеческом облике. Тем не менее параллельное существование двух видов иконографии продолжалось.
«Когда Петром I было отменено патриаршество и появился священный Синод, начали приводить в порядок изображения в церквях, на иконах. Был введен запрет на Христофора с собачьей или конской головой, потому что считалось, что он вводит в соблазн, что недопустимо. Такие изображения в храмах почти везде были уничтожены или переписаны. Иконы со звероподобными ликами сохранялись у старообрядцев.
Свияжской фреске случайно повезло: раньше мощи первого настоятеля здешнего монастыря Германа стояли между западной стеной храма и колонной с изображением Христофора, а над мощами возвышалась сень (деревянная конструкция из четырех арок на четырех колоннах – прим. Т-и), которая закрывала его. Так как к тому времени живопись была уже достаточно сильно загрязнена, закопчена и выглядела неброско, грубо говоря, ее пропустили, ну, или связываться не стали. Это чудо, которое помогло этой композиции спастись», – пояснил Валерий Косушкин.
4. Под покровительством гуаши
Еще веком позже, со времен Николая I, в России началась охрана памятников. Теперь местные власти не могли на свой вкус и лад вмешиваться в древнюю живопись. Окончательное разрешение на реставрацию и поновление давало отныне только Министерство императорского двора и уделов. Оно же приставляло людей для наблюдения за реставрационными работами.
«Для работ в Свияжске был выбран Дмитрий Айналов – довольно известный искусствовед, знаток древнерусской живописи, возглавлявший археологическое общество. Он и контролировал художников, не позволив прописать живопись масляной краской, как хотели заказчики. Фрески были поновлены клеевыми красками – аналогом современной гуаши. Поскольку фрески пишутся на желтке, если бы их прописали сверху масляной краской, то со временем масло краски впиталось бы в оригинал и исказило бы его цвет – он бы потемнел. Тогда говорить об идентичности цвета XVI века и цвета, который был бы после масляной краски, уже не приходилось бы. Так случилось с живописью в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область – прим. Т-и). Вот и было придумано, что свияжские фрески надо поправить, осветлить гуашью. Живопись укрепили желтком куриных яиц, сверху заново прописали. Когда мы пришли, мы ее не размывали даже – работали щетинными кистями, обрезав ворс на разную длину, снимали эту наслоившуюся краску», – вспоминает начало реставрационных работ на объекте ЮНЕСКО Валерий Косушкин.
К моменту первой реставрации собора в начале XX века поменялся сам подход к подобным объектам. В это время, как обратил внимание Косушкин, у церкви уже было понятие «памятники истории и культуры», открывались церковные музеи, появлялись церковные археологические общества, поэтому уничтожить официально запрещенное Православной церковью изображение «ни у кого уже рука не могла подняться». К 1911 году некоторые фрески собора уже осыпались, реставрацию пригласили выполнить иконописца-реставратора Николая Сафонова.
5. Когда тюрьма – охранная грамота
После Октябрьской революции, когда монастырь был закрыт, стараниями казанских активистов Главнауки (государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды науки и культуры в РСФСР в 1921–1930 годах – прим. Т-и.), Успенский собор смогли взять под охрану местные власти. Свинарник, который успели к тому времени устроить в подвале здания, разогнали. Некоторое время подвалы использовались как холодильник для хранения льда.
В помещениях собора до Отечественной войны действовал музей. Позже территорию отдали колонии: с отходом к НКВД сюда уже не мог попасть никто. Одна из стен и нижняя часть другой были закрашены в синий цвет, помещение использовали как склад готовой продукции, которую изготавливали заключенные – корзинки, табуретки и т.д. При советской власти собор переходил от одного охранного обязательства под другое, благодаря чему, можно сказать, не пострадал.
Борцы с религией не добрались в храм – это тоже, конечно, чудо. Он остался на территории тюрьмы. Даже иконы в иконостасе сохранялись до 1960-х годов. Когда возникла угроза, что иконостас могут растащить, иконы перевезли в Музей изобразительных искусств в Казани. А вот исторические паникадила (висячие люстры. – Ред.), тем не менее, были утеряны в 90-е годы ХХ века. Когда уже мы сюда пришли, живопись была цела, но, правда, закопчена и практически не видна», – вспоминает Валерий Косушкин, первый раз выполнявший реставрацию фресок Успенского собора Свияжска в 70-е годы ХХ века.
6. Под колпаком ЮНЕСКО
Начатые в 2010 году реставрационные работы, продолжались семь лет и позволили включить Успенский собор Свияжска в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Бригада реставраторов в разные периоды насчитывала до 16 человек. Как одно из самых главных изображений храма фреску святого Христофора бригадир группы Валерий Косушкин, первый раз работавший в соборе еще в 1970-е годы, реставрировал лично. Реставраторы протонировали фрески, деликатно выполнив цветовые акценты, делающие изображения более четкими и красочными, но сохраняющие их историческую ценность.
«У команды разная степень квалификации, а с разной степенью квалификации у них разные допуски к определенным работам. Трогать уникальную композицию, тем более что у святого здесь лик песье-конский, очень опасно: по моему опыту, человек неопытный мог бы просто стряхнуть верхний слой краски, не разобраться. Так что ребята фона раскрывали, антисептиком все пропитывали с ваточки – выполняли технические задачи. Самые важные работы я делал сам», – пояснил Косушкин.
Для завершения реставрации специалистам потребуется еще один сезон. В этом году работы коснуться верха четверика собора (основной части храма – прим. Т-и).
«Но здесь надо понять, что из этого времени (семи лет – прим. Т-и) мы по факту работали с живописью всего примерно год и три месяца. Храм не отапливается, поэтому работать можно было только летом, когда подсохнут стены – это июль, август, сентябрь. Сказать конкретно, сколько мы работали именно с этой фреской, сложно. Постоянно леса стояли по всему объему собора. Поэтому мы поочередно выполняли то один процесс, то другой. Только расчистка фресок длилась целый сезон – в течение двух с лишним месяцев, потому что все это делалось кисточкой, а потом живопись укреплялась довольно сильно разведенным куриным желтком, чтобы избежать разрушения. Затем кое-где, как написано в реставрационном задании, «строго в местах утрат», сделали тонировки акварельными красками, потому что, например, у святого Христофора были сильно потерты ноги», – рассказал реставратор.
По словам собеседника, росписи в нижней части собора были затерты любопытными и суеверными туристами. В народе стали говорить, что если прикоснуться именно к Христофору, то сразу спишется 40 грехов. В связи с этим реставраторы просят запретить посещение Успенского собора Свияжска вне организованных групп. Но, по мнению Валерия Косушкина, Успенский собор может не выдержать туристического потока, ожидаемый в Свияжске на уровне 300–400 тыс. человек за сезон, поэтому, по рекомендациям климатологов, в соответствии с требованиями к объектам ЮНЕСКОразрабатываются регламенты посещения храма.
«Еще в советское время в соборе Святой Софии в Киеве (построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году – прим. Т-и), который посещало гигантское количество туристов, проводились замеры. Оказалось, что от выдыхаемого людьми во время экскурсий воздуха набиралось почти целое ведро воды. От этого сильно повышалась влажность. Так что с открытыми дверями он стоять не будет – это можно гарантировать», – пояснил Косушкин.
В настоящее время решается вопрос о передаче Успенского собора Свияжска в совместное пользование Русской Православной церковью и историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск», на которые будут возложены обязательства по его сохранению.
7. Христофорово многообразие
Свияжский музей с 2015 года начал собирать коллекцию икон и иных предметов, персонажем которых стал Святой Христофор. Исследователи искали и изучали его образы в монументальной живописи российских храмов и на иконах. Тогда с участием нескольких десятков музеев была организована выставка «Святой воин Христофор». Сейчас помимо уникальной фрески в Успенском соборе в Свияжске хранится еще с десяток музейных экспонатов, на которых изображен мученик. Причем на некоторых иконах он предстает с человеческой головой, на некоторых – с головой животного. Собачьей или лошадиной, к слову, не всегда можно достоверно сказать.
Грань между песьей головой и лошадиной не всегда очевидна, даже по поводу нашей фрески в Успенском соборе иногда ставится такой знак вопроса. Но есть образы, где это более очевидно. Например, на иконе из нашей коллекции Божией Матери «Всех скорбящих Радости» к ней обращаются молящиеся, и среди стоящих слева – святой Христофор в своем зверином облике», – пояснила Елена Карташева.
На четырехчастной иконе (состоит из четырех отдельных сюжетов внутри одной иконной доски – прим. Т-и) наряду с Богородицей «Всех скорбящих Радость», «Усекновенной главой Иоанна Предтечи», Ангелом-хранителем изображены святые Улита и Кирик и Христофор в человеческом обличии. Здесь его образ прописан в традиции изображения воинов-мучеников: в стилизованном воинском римском одеянии и с крестом в руках – символом мученичества.
Еще одной, наиболее древней иконе, на которой изображены святая София с дочерьми Верой, Надеждой, Любовью и святой Христофор, предстоит реставрация. По словам заместителя директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», такая иконография тоже имела место. Причем если музей располагает иконой, где святой изображается с человеческой головой, то известны образцы, где он с песьей головой.
«Это более старая икона, поэтому пока у нее предположительно датировка более широкая – ориентировочно начала XIX века. Более точно будет определено о время реставрационного исследования, где будут изучаться и материалы, и техника», – сообщила Елена Карташева.
Все собранные в коллекции иконы святого Христофора не местные. Они находились в среде бытования (в народе) Волжско-Камского края, Среднего Поволжья или Урал. Из антикварного салона в собрание попал непривычный для православных, а потому редкий в России предмет, связанный с западно-европейским, католическим его почитанием. Это накладка на автомобиль: в ХХ веке святой Христофор стал считаться и покровителем автомобилистов.
Как пояснила собеседница, это связано с тем, что издавна католическая церковь считала мученика заступником путешественников и мореплавателей (в православной традиции им покровительствует Николай Чудотворец – прим. Т-и).
«Здесь мы видим уже совершенно другую иконографию, чем на православных иконах. В католической иконографии святой Христофор всегда изображается в виде великана, который идет по реке и несет на своем плече младенца Христа, который несет на себе все тяготы мира», – обратила внимание Елена Карташева.
Летом этого года в Свияжске вновь планируется открыть тематическую выставку, посвященную образу святого Христофора.
Нет комментариев-