Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Несколько нарушений, суд, закрытые татарские кружки, провокации и петиция в защиту: здание Татарского культурного центра планируют изъять у Татарской автономии Москвы

Несколько нарушений, суд, закрытые татарские кружки, провокации и петиция в защиту: здание Татарского культурного центра планируют изъять у Татарской автономии Москвы
Татарский культурный центр расположенный в Москве по адресу Малый Татарский переулок, 8, известный также как Дом Асадуллаева, — здание со столетней историей, которое уже долгие годы принадлежит Татарской национально-культурной автономии (РОО «ТНКА»), планирует изъять ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» из-за нескольких формальных нарушений.

Частые проверки и закрытие татарских организаций 

За 2018 год ФГБУ провело подряд четыре проверки. Раньше управление проводило проверки, но не в таком количестве и не друг за другом. 

«Они специально искали какие-то поводы и нарушения. Мы разговаривали с представителями и они сказали: „Нам поручено что-то найти“. В итоге искали любые формальные причины, чтобы расторгнуть договор. И несколько причин все-таки нашли», — сказал заместитель председателя Татарской автономии Эдуард Юсупзянов. 

Первое нарушение было связано с тем, что часть помещений якобы передана третьим лицам незаконно. Хотя по договору Татарская автономия может их передавать сторонним организациям только с разрешения собственника. Третьими лицами были, в частности, татарский книжный магазин, татарское кафе, татарский национальный магазин и татарские кружки. Однако помещений в здании им не передавали, а лишь заключили с ними договора о совместной деятельности — это было взаимовыгодное сотрудничество. 

Кружки, кафе и магазины размещались в Татарском культурном центре и проводили совместные мероприятия с ТНКА. Они частично осуществляли закрытие текущих расходов по зданию. Ведь только за коммунальные услуги нужно было платить более 300 тыс. рублей. К слову, площадь здания Татарского культурного центра составляет около 3 тыс. кв. метров. Плюс к коммунальным прибавляются расходы на ремонтные и отделочные работы. Учитывая, что здание не приносит прибыли, помощь со стороны организаций, которые работали в Доме Асадуллаева, не была лишней. 

К представителям Татарской автономии возникли вопросы и из-за зарегистрированных местных татарских автономий по адресу культурного центра. Автономиям, как и кружкам, магазинам и кафе, помещения в собственность не передавали. Они использовали их лишь для регистрации юридического адреса, чтобы оформить свою деятельность, то есть фактически они там не находились. 


Незаконные перепланировки и безучастный к состоянию Дома Асадуллаева собственник 

Следующий пункт нарушений касается незаконных перепланировок, которые были сделаны еще до передачи здания Татарской автономии. В свою очередь ТНКА их не стало узаконивать ввиду того, что представители собственника сказали им, что ничего страшного в незаконных перепланировках нет и проблем с ними не будет. К тому же представители Татарской автономии неоднократно обращались к собственнику за помощью по ремонту. 

«В одной части здания мы заложили окна, потому что подвал здания постоянно заливало и там стояла вода. Разрешение собственника мы не получали, потому что к состоянию здания у него не было никакого интереса», — подчеркнул Эдуард Юсупзянов. 

Эти несколько нарушений и послужили формальным поводом для изъятия здания, которое долгие годы принадлежит татарской общине. Причем обычно в таких ситуациях собственник составляет предписание и дает некоторый срок для устранения нарушений.


Цель — изъятие здания и никакого мирового соглашения 

В ситуации с ТНКА никакого срока для исправления нарушений не предоставили. Была сразу подана претензия и требование расторгнуть договор. Целью было не исправление нарушений, а именно изъятие здания. 

«О расторжении договора безвозмездного пользования нежилым зданием, об обязании передать (вернуть) истцу в освобожденном виде нежилое здание, расположенное по адресу: Москва, Малый Татарский переулок, 8, строение 1 по акту приема-передачи здания», — указано в определении суда. 

Татарская автономия не согласились с этим изъятием, и истец, то есть ФГБУ, подал иск в московский Арбитражный суд. Они требуют расторгнуть договор и изъять здание. Всего прошло уже четыре заседания, последнее из которых длится уже примерно полгода. В качестве третьих лиц к делу привлечены Управделами Президента РФ, Росимущество и Правительство Москвы. Ранее представители Татарской автономии предлагали обсудить вопросы мирового соглашения, но истец от этой идеи категорически отказался и считает, что есть нарушения, добавил Юсупзянов. 

Пока длится судебное разбирательство, ТНКА старается устранить все нарушения. А именно уже закрыты книжный магазин, кафе, татарская газета, кружки, детские студии и все организации, с которыми они сотрудничали в этом здании. 

11 июня будет очередное заседание суда, и, скорее всего, будет уже какое-то решение, потому что у суда выходят все сроки. У Эдуарда Юсупзянова есть опасение, что решение будет вынесено по формальным признакам. То есть здание могут забрать, если найдется хотя бы одно доказанное нарушение. 


«Здание изначально было татарским, татары его построили» 

За последние несколько лет в Татарском культурном центре провели большое количество ремонтных работ. Была полностью заменена кровля, восстановлены несущие элементы здания, произведен капитальный ремонт инженерных систем, восстановлена система водоотвода, отреставрирована крыша, все подвалы вычищены. Татарская автономия установила в здании современную систему пожарной сигнализации и постаралась вернуть Дому Асадуллаева первоначальный исторический облик. 

Причем собственник здания не принимал никакого участия в содержании и ремонте дома. Вся нагрузка легла на ТНКА, которая не имеет бюджетного финансирования и весь ремонт строения проводился на добровольные взносы меценатов. 

«Здание изначально было татарским, татары его построили, передали властям и потом власти его вернули в ненадлежащем состоянии. Мы вложили большие деньги ремонт, привели его в надлежащий вид, а его хотят изъять», — сказал заместитель председателя Татарской автономии Эдуард Юсупзянов. 


Распоряжение Владимира Путина и договор на безвозмездное пользование сроком на 49 лет 

Дом Татарского культурного центра находится в федеральной собственности. Вначале 2003 года с Татарской автономией был оформлен пятилетний договор на передачу здания в безвозмездное пользование. Затем в 2009 году был заключен договор на 49 лет, уже по распоряжению Владимира Путина, который на тот момент являлся Председателем Правительства РФ. На данный момент есть распоряжение Правительства о передаче здания Татарской автономии города Москвы, на основе него и был заключен договор на безвозмездное пользование.

Строению уже более ста лет. Оно возведено в 1913 году на средства бакинского нефтепромышленника и купца первой гильдии Шамси Асадуллаева. После завершения строительства здание передали татарской общине города Москвы. Во время Великой Отечественной войны община передала его под нужды тылового военного госпиталя. После дом перешел наркомату иностранных дел, который организовал там общежитие. Далее там проводили курсы для машинисток-стенографисток и затем колледж МИД. Наконец в начале 2000-х годах оно вернулось в распоряжение татарской общины, которая добивалась этого десятилетиями. Здание передали с неузаконенными перепланировками, проблемами с крышей и затопленным подвалом.

«Передали здание в не слишком пригодном состоянии для фактического использования, но нам подошло хотя бы так. Мы своими силами начали там ремонт», — сказал заместитель председателя Татарской автономии. 

Провокация для захвата культурного центра

В начале 2019 года прошла информация, якобы в Татарском культурном центре собирались организовать православный семинар. Однако представители Татарской автономии сообщили, что мероприятие в здании центра не проводили и проводить не планировали. Также они подчеркнули, что скандал с православной организацией — это провокация. Ее конечной целью была отставка руководства Татарской национально-культурной автономии Москвы и захват Татарского культурного центра, по словам представителя ТНКА Ильдара Мухамеджанова.

«Обращаемся ко всем татарам и не только [с просьбой] не поддаваться на провокации. Православная татарская конференция в Татарском культурном центре не проводится, и ее не планировалось проводить. Просим всех сохранять спокойствие и сдержанность. Любая дестабилизация и скандалы идут только во вред татарам Москвы», — сообщил представитель ТНКА.

Предыстория конфликта такова. В адрес Татарской автономии Москвы пришло обращение от организации православных татар. Они просили провести православную татарскую конференцию в помещении Татарского культурного центра. Однако само здание, согласно уставу, нельзя использовать для проведения религиозных мероприятий.

«За несколько дней до назначенной даты проведения православной конференции в сети началась истерия, что руководство РОО „ТНКА“ Москвы — предатели татарского народа, которые хотят покрестить всех татар. Хотя руководство РОО „ТНКА“ Москвы не предоставляло и не собиралось предоставлять помещение для проведения православной конференции», — рассказал Мухамеджанов.

Петицию в защиту здания уже подписали около 3 тысяч человек

Представители Татарской автономии создали петицию на сайте change.org в защиту Татарского культурного центра, которую подписали уже около 3 тысяч человек. В настоящее время Татарским культурным центром руководит Анвер Умарович Хусаинов. Напомним, что деятельность центра направлена на сохранение традиций и обычаев татарского народа.

«Нам чужого не надо, но и отобрать построенное татарскими меценатами в начале XX века историческое здание Татарского культурного центра не дадим! Мы, татары Москвы, коренные жители России, москвичи, призываем общественность не допустить произвола!» — сообщается в тексте петиции.

В культурном центре функционировало примерно 19 кружков и вокальных, хореографических, инструментальных студий, где на постоянной основе занималось более 700 человек. Там проводят концерты, межэтнические фестивали, читательские и научные конференции, творческие, молодежные и детские вечера, встречи с ветеранами войны и труда, мероприятия по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию, работают кружки по изучению татарского языка для детей и взрослых.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев