Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Нельзя рубить на корню домашнее образование»

«Нельзя рубить на корню домашнее образование»
Институт психологии и образования КФУ под руководством доцента кафедры педагогической психологии, кандидата психологических наук Рамиля Гарифуллина провел исследование домашнего обучения школьников. Об итогах проделанной работы психотерапевт рассказал в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ».

Единство семьи, недовольство образовательным процессом и моральные ценности: почему родители школьников выбирают домашнее обучение

Вопрос о домашнем обучении с каждым годом все более остро встает перед родителями школьников. Как ранее сообщал «Татар-информ», число детей, обучающихся в форме самообразования в Татарстане, в 2019 году выросло в 1,5 раза. Если в 2018 году дома обучалось немногим более 1 тыс. татарстанцев, то в нынешнем году в республике числится уже 1,5 тыс. «надомников».

«Я как ученый-исследователь в последние два года занимался изучением домашнего обучения. Изучал мотивы родителей, которые отдают своих детей в Казани на домашнее обучение. В рамках исследования нами была опрошена группа из 620 родителей. Вопросы касались интересов к образовательным услугам домашних педагогов, при условии, что они будут бесплатными», – отметил собеседник агентства.

Согласно результатам исследования, 88% опрошенных родителей школьников не имеют интереса к домашнему образованию для своих детей, а 11% проявили к этому интерес. По словам Гарифуллина, частые причины перехода на надомное обучение: недовольство уровнем учебно-образовательного процесса в школе, морально-нравственные ценности, переживание за благополучие и безопасность ребенка. Часто значительную роль играет фактор единства семьи, религиозное мировоззрение, а также неудовлетворенность образованием в детстве у самих родителей. Главной причиной отсутствия интересов и мотивов к услугам домашних педагогов психотерапевт назвал «предполагаемое родителями отсутствие социализации ребенка».

Результаты показали, что отсутствие интереса к домашнему обучению преимущественно связано с имеющимся социальным контекстом и его нормами. Самое забавное другое – если мы проводили разъяснительную работу, отмечая, что параллельно с домашним образованием дети будут ходить в кружки, на улицу и социализация не нарушится, родители меняли свое мнениеДоцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин


Большая часть родителей, проявивших интерес к домашнему обучению, имеют светские установки

Проведенный группой исследователей анализ показал, что интерес к домашней педагогике строится преимущественно на основании академических светских интересов, это подтверждает 84% голосов опрошенных. В то же время объявления в СМИ о приглашении на домашнее обучение преимущественно подавали родители с религиозными убеждениями – 64%.

Интересный факт, который я заметил: берешь газету, начинаешь разбирать объявления, и на надомное обучение к своим детям приглашают в основном мусульмане. Но согласно исследованию большая часть опрошенных, проявивших интерес к домашнему образованию, имеют светские установки.Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин


Кроме того, анкетирование выявило, что 54% религиозных родителей критически относится к некоторым предметам школьной программы. По их мнению, ряд дисциплин, которые преподают сегодня в учебных заведениях, неправильно влияют на религиозное мировоззрение детей. Родители считают, что их обязанность – создать для ребенка среду для формирования религиозных убеждений и ценностей.

Многие известные люди прошли через домашнее обучение

По словам Рамиля Гарифуллина, в СМИ часто публикуются мнения, что дети на домашнем обучении – это рисковая группа. Они якобы могут стать источником экстремизма.

«Во-первых, мотивы того, что дети учатся на домашнем обучении, идут от родителей, а не от детей. Второе – эти дети социализированы, потому что ходят в кружки и от мира не выключаются, и третье – процент религиозных родителей, которые предпочитают для своих чад домашнее образование, не существенен», – прокомментировал психотерапевт.

Он также подчеркнул, что действительно существует небольшая групп риска, которую специалистам важно вовремя выявлять и проводить с ней профилактическую работу. По мнению Гарифуллина, преимущественно на домашнем обучении учатся порядочные дети, никоим образом не опасные для общества.

Мое исследование показало, что родители выбирают домашнее обучение благодаря работе СМИ, пропаганде позитивности домашнего образования. На Западе оно уже популярно, а у нас эта работа только началась, но с креном на обратное. Я бы этого не хотел: мировая история показывает, что многие талантливые люди – ученые, политики и другие – прошли через домашнее обучение. Можно вовсе на корню зарубить домашнее обучение, нужно быть осторожными с этим.Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин




Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев