Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Неизвестная авария на казанской ТЭЦ-2 из-за недокрученного болта: с калужского поставщика турбин требуют 114 млн рублей за убытки «Татэнерго»

Неизвестная авария на казанской ТЭЦ-2 из-за недокрученного болта: с калужского поставщика турбин требуют 114 млн рублей за убытки «Татэнерго»
Спор между «КЭР-Холдингом» и Калужским турбинным заводом разгорелся вокруг ответственности за аварию в мае 2016 года, когда на ТЭЦ-2 остановился генератор.

Строительство нового энергоблока казанской ТЭЦ-2 началось в 2012 году, тендер на строительно-монтажные работы выиграло ООО «УК «КЭР-Холдинг», которое строило объект «под ключ». По условиям контракта они должны были поставить все оборудование для объекта. Застройщик приобрел у Калужского турбинного завода два комплекта газогенераторов — паровую турбину и турбогенератор. В мае 2016 года генератор аварийно остановился, АО «Татэнерго» понесло убытки в 114 млн рублей, которые были взысканы с «КЭР-Холдинга». Однако застройщик посчитал, что раз причиной аварии стал заводской брак, то эту сумму им должны возместить. Поставщик же уверен, что прямая вина КТЗ не доказана — дефектный ротор изготовил субпоставщик, пермский завод «Электротяжмаш-Привод». В пресс-службе «Татэнерго» ситуацию об аварии на станции, которую модернизировали за 11,5 млрд рублей, отказались комментировать.

Авария из-за недокрученного болта

Спор между «КЭР-Холдингом» и Калужским турбинным заводом (входит в ПАО «Силовые машины») разгорелся вокруг ответственности за аварию в мае 2016 года, когда на ТЭЦ-2 остановился генератор. Разбирательство по делу проходит в Арбитражном суде Татарстана.

Первоначальный визуальный осмотр после аварии показал дефект ротора турбогенератора, заявила на заседании суда представитель застройщика ТЭЦ-2. КТЗ, у которого истец приобрел паровую турбину и турбогенератор, не ответил на вызов «КЭР-Холдинга» и не прислал технического специалиста для расследования случившегося. К выяснению причин аварии подключился пермский завод-изготовитель оборудования — ООО «Электротяжмаш-Привод».

Осмотр ротора на заводе-изготовителе показал, что в числе прочего болт токопровода был закручен не до упора.

«Обязанность по закручиванию до упора была на поставщике, поскольку оборудование мы получали уже в сборке», — пояснила представитель «КЭР-Холдинга».

Отметим, что в открытых источниках мы не нашли информации о произошедшей аварии. В пресс-службе АО «Татэнерго» отказались комментировать ситуацию, «в том числе по причине того, что окончательного судебного решения по факту данного инцидента не вынесено», хотя запрос касался подробностей ЧП двухлетней давности, а не судебного разбирательства. 

Ремонт спустя год после аварии и 114 млн рублей убытков «Татэнерго»

Пермское предприятие признало заводской брак, который привел к аварии. Через год, в конце мая 2017 года, «Электротяжмаш-Привод» признал случай гарантийным и направил истцу график выполнения ремонта.

«Мы были вынуждены согласиться с графиком, потому что ТЭЦ-2 несла убытки. Мы понимали, что эти убытки потом будут выставлены на наш счет», — продолжила представитель застройщика на заседании в Арбитраже.

По условиям договора между «КЭР-Холдингом» и «Татэнерго» стороны обратились в Третейский энергетический суд при АНО «Право и энергетика».

По собственным подсчетам застройщика, энергетическая компания понесла убытки в размере 110 млн рублей.

«Но третейский суд счел недостаточным наш расчет. Все прекрасно понимали, что расчеты на оптовом рынке электрической энергии проводит инфраструктурная организация „АТС“. Она видит весь рынок целиком», — сказала представитель истца.

Администратор торговой системы (АО «АТС») посчитал убытки «Татэнерго» и в отчете заявил о сумме в 115 млн рублей (позже она снизилась на миллион с учетом собственных расходов истца).

Третейский суд вынес решение о взыскании с «КЭР-Холдинга» 114 млн рублей в пользу АО «Татэнерго» — эту сумму и выставила компания Калужскому турбинному заводу.

Калужский завод не видит своей прямой вины в аварии

Представитель ответчика заявила, что «истцом не представлены суду доказательства существования причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшей суммой убытка». При этом юрист отметила, что никто не оспаривает, что именно заводской брак стал причиной выхода из строя станции.

«Напрямую говорить о вине (Калужского турбинного завода — прим. Т-и) в рамках предъявленного требования не совсем корректно. Потому что установлен факт заводского брака от нашего субпоставщика», — отметила она.

Согласно материалам дела, КТЗ просил суд привлечь ООО «Объединенный торговый дом Привод-АЗТПА» как соответчика, но суд отклонил ходатайство.

Представитель застройщика сослалась на 476-ю статью Гражданского кодекса, в которой говорится, что продавец несет все риски в период гарантийного ремонта товара.

Кроме того, представитель ответчика предъявила претензии к расчету убытков — с документом, подтверждающим их, она еще не ознакомилась. По ее словам, на данный момент завод не может рассматривать отчет АТС как «обоснованный и достоверный».

В итоге суд принял решение отложить рассмотрение дела до середины ноября.

Проверки Ростехнадзора

Авария, которая произошла 12 мая 2016 на ТЭЦ-2, никак не отразилась на потребителях тепловой и электроэнергии, а также не было отклонений в режиме работы теплосети, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе Приволжского управления Ростехнадзора. Никто из сотрудников тепловой станции не пострадал, отметили в ведомстве.

«Приволжским управлением Ростехнадзора в 2016-2017 годах плановые проверки по энергетическому надзору на объекте Казанская ТЭЦ-2 не проводились», — ответили в пресс-службе на вопрос агентства о нарушениях на объекте за последние два года.

Однако в марте сообщалось, что управление выявило 35 нарушений на казанской ТЭЦ-2 в ходе внеплановой проверки градирни № 4. Градирня представляет собой башню для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха.

«Были выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации и правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», — говорилось в сообщении пресс-службы ведомства.

Часть выявленных нарушений были оперативно устранены в процессе проверки.

Проект стоимостью 11,5 млрд рублей

По договору с АО «Татэнерго» ООО «УК «КЭР-Холдинг» построило под ключ и в декабре 2014 года ввело в эксплуатацию Казанскую ТЭЦ-2. Стоимость проекта составила 11,5 млрд рублей.

Первая очередь станции была построена в 1937 году. Предполагалось, что новая парогазовая установка, состоящая из двух блоков общей мощностью 220 МВт, увеличит коэффициент полезного действия ТЭЦ с 33 до 52 процентов. Более того, станция была призвана снизить выбросы предприятий в атмосферу.

В сентябре прошлого года на ТЭЦ-2 открыли новую дожимную компрессорную станцию.

«Оборудование станции включает в себя два блока по 110 МВт, каждый из которых укомплектован своей ДКС производства Atlas Copco (США). Между тем, для обеспечения бесперебойной работы блока очень важно иметь в наличии третью резервную дожимную компрессорную станцию», — сообщала пресс-служба «Татэнерго».

Директор филиала АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-2 Радик Галиуллин в своем выступлении отметил, что новая ДКС позволит станции работать бесперебойно не только в ситуации внеплановых аварийных остановок, но и при осуществлении плановых ремонтных работ. Это важный вклад в инвестиционную программу компании, сказал директор.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев