1. «Кукшел егетлэре» («Кукморские парни»), или Шест Сабантуя
В апреле кинорежиссер Салават Юзеев и продюсер Марина Галицкая представили премьеру этнографического документального фильма «Кукшел егетлэре» («Кукморские парни»). Картина рассказывает о древнем обряде «Рекрут йоласы» («Обряд новобранца»).
Ранее об идее фильма корреспонденту «Татар-информ» рассказала фольклорист, руководитель Республиканского центра развития традиционной культуры Фанзиля Завгарова. По ее словам, валенки, шерстяные пояса и шесты, используемые для сбора подарков перед Сабантуем, как атрибуты этого древнего обряда имеют глубокий символический смысл.
«Обряд рекрутов – один из обрядов, проводимых вятскими татарами, то есть татарами, проживающими вдоль реки Вятка. В этнографических трудах он идет как обряд, традиционно совершаемый татарами перед национальным праздником Сабантуй. Однако он не является предсабантуйным до конца, так как существует и у соседствующих с вятскими татарами других народов – марийцев, удмуртов, это их общий обычай», – рассказала кандидат филологических наук Фанзиля Завгарова.
А что касается атрибутов, то, по мнению фольклористов, хождение молодых людей по голой земле летом в зимних валенках и периодические прикосновения шестом к земле – все это тоже имеет огромное и глубокое значение. Шерсть, валенки – это магия очищения земли. Молодые ребята в валенках проходят от одного конца деревни до другого, затем делают круги на поле на краю деревни – это очищение земли перед ее оплодотворением. У всех народов Поволжья, в том числе у татар и русских, ношение пояса считалось признаком мужского созревания. Только созревшие физиологически дети могли носить пояс.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/e6f69adc6a8ef98ad8dd10fcf7e95f5f18d800fd93e1253ada84507fbd1f.jpg)
Фильм Салавата Юзеева «Кукморские парни» снят на субсидию Министерства культуры РТ. Картина получила высокую оценку известных российских киноведов.
2. Выход в республиканский прокат фильма «Айсылу»
В августе на экраны коммерческих кинотеатров Казани вышел фильм «Айсылу». «Айсылу» – татарская мелодрама. Ранее в татарской кинематографии в данном жанре такого же успеха смог добиться лишь телесериал «Яланаяклы кыз» («Босоногая девушка»).
«Айсылу» – успешный первый фильм кинематографистов Казанского государственного института культуры. У фильма два режиссера: первую часть снял Рустам Рашитов, вторую – Султан Сунгатуллин.
Первый плюс фильма – его тема. Главная героиня – проживающая в деревне со своей мамой, неплохо исполняющая народные песни, симпатичная, искренняя, однако довольно малограмотная девушка. Здесь главный акцент – на ее инвалидности. В детстве она попала в аварию и теперь вынуждена ходить с костылями. Но получать знания она не хочет – например, хотя бы через самообразование или обучение на заочном Она просто живет у себя в деревенском доме, поет и кормит кур. Татарскую прессу не читает, видимо, и в социальных сетях не сидит – она не знает таких слов, как «фонограмма», «корпоратив». Училась в школе, но ЕГЭ у нее тоже нет. Вот такие девушки живут у нас в татарских деревнях, по мнению преподавателей Казанского университета культуры.
Но вот в деревню, где живет Айсылу, приезжает продюсер по имени Юсуф и не очень известная звезда эстрады по имени Адиля. Оператор Рамиль тут же влюбляется в Айсылу, он быстро снимает клип и показывает продюсеру, и ребята договариваются сделать из девушки знаменитость. Айсылу привозят в Казань, и тут очень плохой продюсер ночью оставляет ее на улице, а Адиля мстит ей за то, что та поет лучше нее. Но на пути Айсылу встречаются студент по имени Дильшат, а также такие светлые личности, как Венера Ганиева, Римма Ибрагимова, и фильм заканчивается выступлением Айсылу на конкурсе-фестивале «Татар моны».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/c81476107e68e106d4f4f288939a1b60ffac2c9c36e851d6c605ad910949.jpg)
На презентации фильма авторы вспомнили, как перед показом первой части зритель штурмовал кинотеатр «Мир». Да, это правда. Я сама была свидетелем. Пришлось показать два сеанса вместо одного. Причина такого аншлага – выступление пресс-секретаря «Татаркино» на утренней передаче ТНВ, где она сообщила, что показ будет бесплатным. Наш народ обожает, когда бесплатно.
Общий бюджет фильма «Айсылу» составил около 1 млн 300 тысяч рублей.
3. «Егет сузе бер булыр!» («Сказано – сделано»). Запоздалая премьера
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/95682bcaaee81a9a80dd1a81f39939be8a315acb1395e911590d2eb5d9eb.jpg)
Заслуженный артист Татарстана, актер театра им. Г.Кариева Ильфат Камалиев снял первый татарский фильм для детей «Егет сузе бер булыр!» («Сказано – сделано»). При наличии заинтересованных продюсеров из фильма можно было бы сделать сериал в жанре фэнтези.
Первый фильм для детей, снятый на татарском языке, миновав громкие премьеры и блестящие презентации, в течение года прошел довольно успешный прокат в районах Татарстана. И только сейчас в казанском кинотеатре «Мир» состоялась презентация фильма с участием его создателей.
Фильм создан на основе пьесы поэта и драматурга Галимьяна Гильманова «Булат нигэ яхшы укый?» («Почему Булат хорошо учится?»). Автор сценария – сам Ильфат Камалиев.
Несколько слов о сюжете фильма. Булат стал плохо учиться, особенно недоволен им учитель по математике. Мальчику готова помочь соседка Адиля. Но Булат хоть еще и школьник, но уже чувствует себя мужчиной, и ему не хочется помощи от девочек. Другое дело – волшебное существо по имени Утей. Его Булат обнаруживает у себя дома. Утей живет в стене, принимает различные облики – то приходит в виде бородатого домового, а иногда как симпатичная девушка. Утей выполняет вместе с Булатом домашние задания, объясняет уроки, когда мамы нет – готовит для него, и на улице они играют вместе. Но вдруг Булат обижает друга... Все же у фильма хороший финал. Булат также вновь начинает дружить с соседкой Адилей.
Фильм Ильфата Камалиева «Сказано-сделано» – один шаг к фэнтези.
Ильфат Камалиев уже несколько лет подряд снимает татарское кино, причем ему удается делать это, не выпрашивая денег у государства или лично у Президента РТ.
4. Авторы фильма «Байгал» перестали молчать
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/771042addc27c6b521ec00891361a161d9fd60f6eaa476996569a7da5079.jpg)
К съемкам фильма «Байгал» по сценарию Мансура Гилязова режиссер, председатель Союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягофаров приступил еще в 2016 году. В 2017-м, хоть премьеры и не было, авторы перестали молчать – в июле в интернете появился первый тизер фильма.
«Байгал» – мелодрама с элементами детектива и драмы. Поначалу авторы не давали никакой информации о фильме – работа шла в довольно секретных условиях. Фильм «Байгал» также вызывал интерес тем, что в нем снимались известный российский актер Владимир Вдовиченков и Миляуша Айтуганова. Миляуша Айтуганова также является продюсером фильма.
Свое первое большое интервью по фильму режиссер Ильдар Ягофаров дал «Татар-информу» – он раскрыл некоторые секреты полнометражного татарского фильма, который выйдет на большие экраны. Рассказал, что с Вдовиченковым они знакомы давно: жили в соседних комнатах. В Казань сниматься в фильме «Байгал» известный российский актер приехал из-за того, что его позвал именно Ягофаров и потому, что сценарий интересный.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/b00bba8940f9ff95793ab752c37a55193f90a0548e9c563354004d455222.jpg)
По сюжету сын главного героя попадает в следственный изолятор. Его родители Миляуша и Галимзян давно развелись – сын вырос с матерью. Не видя другого выхода, женщина обращается за помощью к отцу мальчика. Тот, в свою очередь, старается сделать все, чтобы вызволить сына, с которым он много лет не виделся и не общался. Но что может сделать в Казани рыбак, 30 лет практически не выезжавший из деревни на Волге?
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/1b350a4e7dcb1489cec577d51df70431ac79db73742d27ed4321bfcfb74c.jpg)
Авторы рассчитывают на прокат фильма не только в Татарстане, но и в других регионах России.
Фильм как проект был представлен в дни проведения XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Съемки фильма «Байгал» начались за счет субсидии в размере 2 млн рублей, выделенной Министерством культуры РТ.
5. «Мулла» приходит в татарскую кинематографию
Не прошло и трех лет с тех пор, как композитор Марат Ахметшин заявил о своей мечте экранизировать пьесу «Мулла» Туфана Миннуллина, как было получено устное разрешение от одного из наследников драматурга – его дочери Альфии Миннуллиной, и в Атнинском районе РТ приступили к съемкам фильма «Мулла».
Во второй половине июля компания «Татаркино» под руководством Миляуши Айтугановой провела открытый кастинг по фильму. В августе в Атнинском районе начались съемки, и первые кадры были сняты с участием известного российского актера Марата Башарова. В первый съемочный день вместе со съемочной группой в деревню приехали также и корреспонденты «Татар-информ».
По сюжету, чтобы спасти татарскую деревню от неверия, уроженец села Самат привозит муллу Асфандияра и селит его в своем пустующем доме. Сможет ли молодой мулла со сложной судьбой, прошедший, как отмечается в пьесе, «школу с колючей проволокой», спасти деревню от этой катастрофы? Сможет ли привести людей к вере, вернуть на путь истинный?
Режиссер фильма «Мулла» Рамиль Фазлыев сам же исполняет главную роль. Второй режиссер – Амир Галиаскаров, продюсер – Миляуша Айтуганова.
Фильм производится при финансовой поддержке Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова и руководителя Аппарата Президента Татарстана Асгата Сафарова.
6. Роль розовой козы в не увидевшем свет фильме «Кире»
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/edcb500d4f4597c1e96547ccd223326dfc33254157b87a8815560c8118e8.jpg)
Еще одна новость в татарском кинематографе – еще на этапе монтажа стартовала мощная пиар-акция татарской кинокомедии «Кире».
Фильм делают авторы «Неотосланных писем». Сказать честно, картина по известному произведению Аделя Кутуя не смогла достичь успеха.
Символ фильма на афишах – розовая коза. По правде говоря, образ розовой козы не чужд татарской культуре. В татарском интернете она появилась два года назад – в клипе под названием «Исмай, кал» девушки сняли розовую козу. И успевший заметно подрасти за эти два года козленок сейчас настойчиво пытается войти в татарский кинематограф.
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/4a03cade59fb3c6f1b9eff557d29b5ed185f33d3e730d1ad45a6846c8236.jpg)
Нет точной информации о том, кто же вводит этот образ козы в татарскую кинематографию. Ясно одно – розовая коза живет во дворе главного героя фильма Мансура. Главную роль исполняет самый заинстаграмленный актер Камаловского театра Фанис Зиганшин. Пиар-кампанией еще не вышедшего фильма занимается Альбина Нафигова. «Мы проникнем в мозг каждого ребенка, его мать должна прийти в кинотеатр и посмотреть наш фильм. Скажет "фу!" или "не фу" – для нас важен этот результат», – сказала Альбина Нафигова на презентации, где было представлено визуальное содержание фильма «Кире».
...
P.S. А самая большая новость в татарской кинематографии – назначение появившейся в татарском кино в качестве продюсера фильма «Ак чэчэклэр» Миляуши Айтугановой директором бюджетной организации «Татаркино» и одновременно директором Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
Что касается перспектив, то татарское кино может возлагать надежды на Байбулата Батуллу. Пока его два фильма – «Половинки» и «Сокращение» – не имеют отношения к татарскому миру. Но оптимизм вызывает то, что в этом году «Сокращение» стало единственным фильмом из Татарстана, отобранным в основную программу Казанского международного фестиваля мусульманского кино. А «Половинки» наряду с фильмом «Матильда» были включены в лонг-лист премии «Золотой орел».
![](/resize/750/images/uploads/news/2019/11/18/7521bf5d9cb1d18cf95f807baa925c48914a9c2f6067e80814b1e47d2232.jpg)
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-