Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Недавно катали на самокате Президента…»

«Недавно катали на самокате Президента…»
Начав с продаж фирменной продукции Xiaomi, казанец Александр Мусаев решил создать экосистему малой мобильной техники и теперь в летние месяцы получает по 2 миллиона рублей прибыли от своей сети «ПрокатВсем.РФ».

Сколько денег нужно для запуска прокатного бизнеса и какие факторы играют в нем решающую роль, Мусаев рассказал автору популярного делового блога и известному предпринимателю Руслану Абдулнасырову.

«Можно арендовать гараж за 5 тысяч и сразу открыться»

Саша, сколько тебе лет, давно ли ты занимаешься бизнесом и сколько у тебя точек проката?

Сейчас мне 29, предпринимательством я занялся около 8 лет назад, а конкретно прокатом – 4 года. Сейчас у нас 6 точек, но скоро их будет 7.

Насколько я вижу, точка, на которой мы находимся, генерирует хорошую активность, хотя павильон-то совсем небольшой. Это из-за удачной локации?

Точно, локация решает всё. Этот прокат мы открыли всего месяц назад, и он с первого дня выстрелил. Я давно искал подобное место: рядом с «Макдоналдсом», «Декатлоном», облагороженным Ометьевским лесом... Площадь павильона – всего 18 квадратных метров, техники в нем примерно на миллион рублей, около 50 единиц. На каждой точке работают по два человека в смену – кассир и техник, которые получают по 500 рублей плюс 5% от выручки и бонусы, если выручка экстраординарная.

Оснащение точки на миллион – это стандарт?

Можно вложить и меньше. На улице Баумана у нас стоит всего 10 электросамокатов по 30 тысяч рублей, но они тоже качают выручку. Важно, чтобы самокаты были хорошими, дешевые для проката не годятся по качеству. Мы выбираем Ninebot, Segway. На одну точку нужно минимум 10 самокатов и проходное место, в которое придется вложить еще от 100 до 700 тысяч. Сумма зависит прежде всего от условий аренды – гараж, к примеру, если он расположен в подходящем месте, можно арендовать за 5 тысяч рублей и, ничего не строя, сразу открываться и работать.

Таким образом, запуск стоит 400 тысяч: 300 тысяч на оборудование и тысяч 100 на всякие мелочи, вроде кассы, так? Сколько такой прокат может приносить?

Скажу про наш, который за миллион: в среднем он дает выручки полмиллиона в месяц. Из этих денег общие расходы, включая рекламу, суммируются максимум в 150 тысяч.

Ты хочешь сказать, что месяц назад открыл эту точку и уже получил 350 тысяч прибыли?

Так и есть, но речь идет только о летнем сезоне. Зимние виды спорта вроде лыж – это всё не то.

А ты знаешь, что я строю электросноусамокат? Прокатчики вроде тебя ждут его на рынке для зимней коммерции. Тебе было бы это интересно?

Попробовать можно, но я не думаю, что мы получим хороший спрос. Здесь на велосипедах и самокатах катаются люди от 5 до 65 лет, а зимний самокат не для всех как по возрасту, так и по деньгам. У нас прокат велосипеда стоит 150 рублей, а час электросноусамоката, я думаю, будет стоить 1-1,5 тысячи рублей. При достаточной рекламе это обеспечит единичные заявки, но массового спроса не будет.

Кроме шести точек в «ПрокатВсем» что-то входит?

У нас есть сервисный центр на втором этаже «Декатлона». «Декатлон» сам его предложил, а я давно хотел полноценный сервис, потому что техники много, мастерам приходилось постоянно ездить с точки на точку.

Но коммерческим ремонтом вы тоже занимаетесь?

Конечно, сервис работает круглый год. Зимой – с лыжами, сноубордами, коньками. А еще мы тут делаем принты на футболки, у нас стоит термопринтер.

Сколько стоит принт?

Около 300 рублей, вся процедура занимает 10 минут, и мы даже хотим выйти на промышленные масштабы.

Тебе удобно то, что в сервис можно пройти только через «Декатлон»?

Даже очень, ведь люди, стоящие у кассы магазина, видят нас. Клиенты «Декатлона» — это наш трафик.

Сервис окупается?

Мы пока не могли окупиться, потому что «Декатлон» был закрыт из-за пандемии, но мы в это время и аренду не платили. При этом с момента открытия мы уже вышли в ноль, дальше будем работать в плюс. За июль сервис дал 220 тысяч рублей выручки, одновременно мы закрываем собственные потребности в ремонте прокатного оборудования.

Сам себе ты оказываешь эти услуги по коммерческому тарифу?

Конечно.

«Самый сложный момент в бизнесе – договориться об аренде»

У тебя вторая локация тоже топовая, около парка Горького. Тут ты, видимо, платишь только за землю, а павильон построил сам?

Все верно, он обошелся в 600 тысяч. Правда, он не утеплен на зиму, но мы сможем его отапливать.

Какая точка прибыльнее – парк Горького или Ометьевский лес?

И выручка, и прибыль одинаковые: по полмиллиона с точки, по 350 тысяч чистыми в летние месяцы. Но прокат у «Корстона» старше – ему уже три года, просто он прежде располагался подальше, мимо трафика. Вообще три точки из шести приносят по 350, остальные три – поменьше. Вся сеть за день принимает порядка 250 человек со средним чеком 550 рублей, общая выручка от 100 до 150 тысяч. За 29 дней в месяц мы нарабатываем около 3 миллионов, из них 2 идут в прибыль.

Сложно бывает договориться об аренде?

О да, это самый сложный момент в моем бизнесе. С «Декатлоном» мы вели переговоры 6 месяцев, с «Корстоном» - 9. Арендуем площади и у Дирекции парков и скверов, и у муниципалитета – тут уж договор только через тендер. Кроме того, внешний вид павильонов нужно согласовывать, и мы заказываем проекты у архитекторов, что тоже стоит денег. Нам всей этой подготовки к сезону на зиму хватает – есть чем заняться, потому что климат не способствует коммерции в это время. Возможно, будем сдавать тюбинги, но вообще зима у нас слишком нестабильная – то теплая, то холодная. Летом нерабочих из-за погоды дней случается не больше пяти, да и сезон длиннее самого лета, с 15 апреля по 15 сентября.

Как поступаешь с техникой зимой?

Она остается в прокате, потому что аренду мы все равно платим круглый год.

Интересно, сколько стоит сигвей?

В среднем 25 тысяч.

Цены на разную технику примерно на одном уровне, а спрос?

Спрос выше на велосипеды и электросамокаты, потому что сигвея многие просто боятся. Недавно, кстати, мы катали на самокате Президента!

Ты что, открыл прокат в новом экстрим-парке?

Нет, об этом мы пока только мечтаем. Нас просто попросили предоставить самокаты на открытие парка. Наверное, потому что бренд «ПрокатВсем» уже знают в Казани.

Я вижу рядом с твоей точкой еще один прокат. Конкуренты? Наверное, следите за ценами друг друга?

Нет, мне не хочется этим заниматься.

Но ты знаешь, сколько у тебя конкурентов в Казани?

Мелкие конкуренты возникают и исчезают, таких очень много. А крупных прокатчиков, которые имеют достаточно техники, рекламируются, поддерживают сайт – таких 5-7 компаний.

Бесплатный маркетинг от топовых блогеров

У тебя есть постоянные клиенты?

Таких, которые просят свой привычный велосипед, немного, но достаточно людей идут именно к нам, в том числе меняя локации. Примерно 10-15% приносит Instagram, также мы предлагаем опробовать технику покупателям сигвеев. Собственно прокатный бизнес для меня начался с торгового — у нас есть два магазина Xiaomi, в «Тандеме» и в «Южном». Сейчас они заморожены вместе с гипермаркетами, но по-прежнему существуют. Я выстраиваю полноценную экосистему: прокат, продажа, сервис.

Сколько ты инвестируешь в Instagram ежемесячно?

У меня бесплатный маркетинг: мы предлагаем акции топовым блогерам, а они покатушки на нашей технике постят у себя на страничках.

О чем еще приходится заботиться для поддержания бизнеса и какие подводные камни ждут того, кто решит заняться прокатом с нуля?

За любым оборудованием нужно ежедневно ухаживать, иначе оно развалится, и при открытии нужно выбирать качественную технику. Фатальной ошибкой может стать неправильный выбор локации. Я такую ошибку допустил, хотя точка по-прежнему работает на малых оборотах. Теперь мы просто считаем людей — сколько их проходит через нужное место в выходные и будние дни. Можно, конечно, ориентироваться и на близость торговых центров, уличных перекрестков, парка...

А на мой взгляд, достаточно выбрать место под боком у действующих конкурентов. Так открываются, например, «Магниты» и «Пятерочки» — два магазина качают больше трафика, чем один.

В нашем бизнесе число клиентов ограничено, они приходят вечером или в выходные, все одновременно. Из-за этого временами даже не хватает техники, но если кто-то встает рядом со мной, моя выручка начинает падать моментально.

Технику вы перекидываете с точки на точку при необходимости?

Нет, по загрузке у нас все посчитано заранее, но есть интересная фишка по электросамокату. Его зарядки хватает максимум на два часа, обычно на один, но у нас можно взять самокат в одном прокате и поменять в другом, катаясь так целый день без остановки.

Угоны случаются?

В прошлом сезоне было три случая: угнали два велосипеда и детский самокат. Мы в таких ситуациях сразу звоним в полицию, заводим дело. Иногда технику возвращают, иногда возвращать уже нечего, но отвечают всегда. В целом город у нас цивилизованный, да и камеры повсюду стоят – люди понимают, что вычислить вора несложно в течение одного дня.

Как планируешь развиваться дальше?

Работаю над франшизой. В дальнейшем я, возможно, выведу бренд «ПрокатВсем.РФ» в регионы, и на переговорах хотелось бы заявлять, что у меня не 7, а 20 точек проката. Так я получу совсем другое отношение.

Какой паушальный взнос ты хочешь установить?

От 140 до 300 тысяч рублей, а роялти для первых десяти партнеров составит 15 тысяч рублей в месяц.

Таким образом за десять новых проблем ты получишь 150 тысяч рублей дохода. Зачем тебе это надо?

Я и того не получу, потому что эти 150 тысяч станут зарплатой менеджера сопровождения. Но для 11-го партнера роялти будет совсем другим.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев