За минувший год в службу судебных приставов поступило 236 жалоб от татарстанцев на незаконные действия коллекторов. По результатам проверок 36 коллекторских компаний были оштрафованы.
По сравнению с 2019 годом количество жалоб на распоясавшихся коллекторов в прошлом году возросло. Большая часть нарушений приходится на микрокредитные и микрофинансовые организации — нередко они буквально атакуют должников звонками и СМС-сообщениями, причем делают это достаточно агрессивно.
Жительница Казани Мария столкнулась именно с такой ситуацией. Коллекторы позвонили свекрови женщины — на другом конце провода сообщили, что у ее внука есть небольшой долг перед микрофинансовой организацией. Пожилая женщина перепугалась и рассказала об этом родственникам. Вскоре коллекторы начали звонить мужу Марии — они требовали повлиять на задолжавшего родственника.
«В течение дня они звонят с неизвестных номеров каждые две-три минуты. Прозвон идет капитальный. Человек не может пользоваться телефоном и не отвечать на звонки», — рассказала Мария.
На очередной звонок от коллекторов ответила сама Мария. Женщина попросила уточнить имя родственника и сумму долга. Весь разговор она записала на диктофон.
«Во время разговора коллектор позволил себе вольности и заявил, что он приготовил нам „сюрприз“», — рассказывает Мария.
В этой ситуации практически все действия коллектора были незаконными. Запись разговора женщина отправила в службу судебных приставов — именно они контролируют процесс взысканий долгов. Спустя некоторое время микрофинансовой организации выписали штраф, а звонки прекратились.
Существует целый список того, что коллектор не вправе делать в отношении должника. Судебные приставы строго следят за тем, сколько звонков и СМС-сообщений поступает должникам. По закону коллекторы могут общаться с ними только с девяти утра до десяти вечера, а в выходные и праздники — с девяти утра до восьми вечера. Определенный лимит установлен и на количество звонков и встреч — лично видеться с должником можно только один раз в неделю, а звонить по телефону не менее одного раза в сутки и двух раз в неделю.

«При этом звонивший должен сообщить свою фамилию, имя и отчество, а также сказать, какую организацию представляет и в чьих интересах действует», — объяснили в пресс-службе судебных приставов.
Определенные условия касаются и номеров, с которых звонят коллекторы, — номер ни в коем случае не должен быть скрыт. То же распространяется на электронные адреса, с которых приходят сообщения и рассылки.
Недопустимым считается применение физического и психологического насилия со стороны коллектора. Он ни в коем случае не должен оказывать давление на должника и применять меры, которые могут навредить его жизни и здоровью.

«Кроме того, коллектор не имеет права угрожать человеку уничтожением или изъятием его имущества», — рассказали в пресс-службе ведомства.
Коллектор обязан соблюдать конфиденциальность должника — сведения о самом человеке и сумме его долга должны быть скрыты от посторонних. Эта информация не должна стать известной, к примеру, родственникам или коллегам должника.
Пытаясь как можно скорее добиться выплаты долга, коллекторы нередко обманывают человека о сроках его погашения и предъявленной суммы. Некоторые из них заявляют, что якобы взыскание долга передано на рассмотрение суда. Все эти действия со стороны коллекторов недопустимы.
Как только человек выплатил долг, звонки коллектора должны сразу же прекратиться. Взыскание долгов должны приостановить, если человек объявил себя банкротом или если его признали недееспособным.
Нередко коллекторы пытаются взыскать долги человека через его ближайшее окружение — родственников, друзей и знакомых. Важно понимать, что обращаться к ним коллекторы могут только после того, как должник лично договорится об этом с обеими сторонами. При этом договоренность должна быть не просто оговорена на словах, но и заверена на бумаге.

«Такое заявление должник может направить только через своего адвоката или нотариуса. Кроме того, должник может направить письмо по почте», — уточнили в пресс-службе.
Если коллектор превышает количество звонков и СМС-сообщений или назначает должнику встречи чаще положенного, необходимо немедленно обратиться в службу судебных приставов. Об угрозах физического насилия или уничтожения имущества со стороны коллекторов нужно сообщать в полицию. Любое «беззаконие» нужно зафиксировать — записать на диктофон или сохранить сообщения.
О нарушениях также можно сообщить через интернет-приемную на официальном интернет-сайте управления: mail@r16.fssp.gov.ru или по почте по адресу: 420111 Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рустема Яхина, д. 3. Также татарстанцы могут обратиться за помощью на горячую линию ведомства — (843) 514-92-35.
Нет комментариев-