Проклятие «короны»
Активный общественник, проявивший себя в начале 2000-х годов со стартом подготовки к Тысячелетию Казани, был и тем человеком, который принимал непосредственное участие сначала в поиске, а затем и в возвращении в 2005 году в столицу Татарстана списка с Казанской иконы Божией Матери из покоев Папы Римского.
Уроженец Саратова за свою жизнь успел поработать в области геофизики, был журналистом газеты «Комсомолец Татарии» и журнала «Татарстан», с 1996 года состоял в Казанском Совете Народных депутатов и тогда же на добровольных началах стал советником по вопросам религии мэра Казани тех лет Камиля Исакова. Последние 15 лет был также советником действующего мэра Ильсура Метшина.
Причиной смерти Дмитрия Хафизова стала коронавирусная инфекция, из-за которой последние три недели он провел в больничном стационаре, пропустив последнюю из своих запланированных лекций нового проекта в Комитете по развитию туризма Казани.
«Я лишь исполнитель»
«Это была крупная, масштабная яркая личность. Я абсолютно уверен, что он надолго останется в памяти наших земляков казанцев своими новаторскими искрометными лекциями по истории православия и ислама в Казанском крае, своими организаторскими возможностями и лидерскими качествами. Три года мы с ним являемся сотрудниками, научными консультантами Комитета по развитию туризма мэрии Казани. И многое он делал в поддержку и в помощь молодым ребятам сотрудникам этого комитета. Из последнего — Комитет организовал на базе мэрии лекции, которые быстро разлетелись по просторам Ютуба. Он в марте три раза там выступил, последнюю 30 марта не смог провести», — рассказал о коллеге краевед, доцент кафедры общей и церковной истории КФУ Анатолий Елдашев, в момент звонка корреспондента «Татар-информ» составлявший некролог о единомышленнике.
Последнее интервью Дмитрия Хафизова вышло в ноябре, к осеннему празднованию обретения Казанской иконы Божией Матери. В ней он в мельчайших подробностях рассказывал, как по крупицам собирал информацию о местонахождении списка (копии) с чудотворной явленной в 1579 году в Казани иконы Богородицы, как расчётливой многоходовой комбинацией добивался признания Ватикана о владении этой святыней. При этом Хафизов первую роль в передаче иконы от Папы Римского к месту обретения в Казань отводил Камилю Исхакову, вторую и третью Минтимеру Шаймиеву и патриарху Алексею II, соответственно, а себя называл лишь исполнителем.
Становился Дмитрий Хафизов не раз и спикером для резонансных публикаций ИА «Татар-информ». Ко дню летнего празднования обретения Казанской иконы Божией Матери была опубликована статья «Заступница всей страны: Казанская икона Божией Матери найдена в двух частях из трех с помощью «машины времени»». Другая публикация была посвящена ещё одной почти детективной истории о поиске второй утраченной иконы «“Паммакариста»: за что казанские музейщики обиделись на богословов и вернется ли дар патриарха Константинопольского в народ».
Спасибо за икону «Паммакариста»
«Мы ему благодарны и за то, что он вытащил икону „Паммакариста“ 1905 года из фондов Национального музея Татарстана. В 2010 году, он рассказывал, увидел ее случайно в фондах и раму-оклад 1739 года ещё из того, предыдущего собора (собора Казанской иконы Божией Матери, взорванного в 30-е годы — прим. ред.). И все это было представлено широкой публике на выставке в Музее ИЗО РТ летом 2016 года. Потом „Паммакаристу“ передали на временное хранение в церковь Сергия Радонежского на Япеева. Он достаточно часто выступал: и в Казанской духовной семинарии, и при возведении собора Казанской иконы Божией Матери, и в Музее Боратынского. Снял около ста документальных и исторических фильмов. Была очень зрима и его кипучая энергия по укреплению казанского отделения Императорского Православного Палестинского Общества (содействует паломничеству на Святую Землю, в Иерусалим — прим. ред.). В нашей республике 30 отделений этого общества, и часть из них возглавляют руководители администрации — это о многом говорит», — акцентировал Анатолий Елдашев.
При этом он подчеркнул, что в личностном плане Дмитрий Хафизов был абсолютно скромным, очень открытым, доброжелательным и легким человеком, ведущим трезвый образ жизни. Таким, с которым сложно представить, что можно поругаться, хотя он оставался принципиальным и твердым в своих убеждениях. Много путешествовал, изучая множество архивов и библиотек.
«Один из тех, кто привил любовь к Казани»
Помощник Президента РТ Олеся Балтусова запомнила Дмитрия Хафизова как прекрасного лектора, увлеченного историей неродного для него самого города.
«Дмитрий Хафизов был преподавателем на курсах экскурсоводов, которые я посещала в 2008 году. От него я узнала историю обретения Казанской иконы Божией Матери. Он был одним из тех, кто привил любовь к Казани, ее истории нам, желающим быть экскурсоводами. Водил нас, показывал, обладал очень глубоким знанием предмета как историк. Делом всей его жизни было возродить это место (собор Казанской иконы Божией Матери — прим. ред.), он очень радовался, когда началось воссоздание храма, благоустройство. В последние годы я редко виделась с ним. Печально, что такой человек нас покинул. Он был очень активным, экскурсоводы любили его слушать», — поделилась воспоминаниями Балтусова.
«Пути Господни неисповедимы»
Коллегой Хафизова по исполкому Казани в прошлом была директор Музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева.
«Как жаль! Пути Господни неисповедимы… Он в самом начале, в 2001 году, начал заниматься Тысячелетием Казани, документацией… Тогда он был молодой. Но всегда он был очень хороший человек, большая умница…» — отметила Нургалеева.
Мэрия города Казани в связи со смертью Дмитрия Хафизова разместила на своем сайте официальное соболезнование его родным и близким. Информация о дате, времени, месте захоронения и возможности для желающих проводить Дмитрия Хафизова в последний путь появится, вероятно, позже.
Нет комментариев-