Марат Долгов: «Можно проверять в полглаза. Но случается „Адмирал“, и предприниматель с контролером оказываются в одной клетке»
В самом начале встречи заместитель прокурора республики Марат Долгов заявил, что хотел бы отойти от традиционной формы общения с представителями бизнеса.
«Обычно мы отчитываемся о том, что прокуратурой сделано для защиты субъектов предпринимательской деятельности, — сказал он. — Рассказываем, сколько проверок согласовали, куда выезжали, какие нарушения выявили и как их пресекли. То есть постоянно говорим о том, как мы защищаем предпринимателей от проверок».
По мнению Долгова, такой подход к обсуждению вопроса упрощает сложнейшую проблему взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами.
«В последнее время мы планомерно снижаем контрольно-надзорное воздействие на бизнес, – сообщил представитель прокуратуры. — Если суммировать все проверки, то получается — за последние три года вероятность встречи предпринимателя с контролером в Татарстане сократилась в два раза. Число проверок уменьшилось с 14,7 тысячи до 7,7 тысячи. Почувствовал ли бизнес облегчение? Стал ли он лучше работать и приносить больше пользы для общества? Если судить по статистике Министерства экономики РТ за последние шесть лет, то получается — ничего не изменилось».
Долгов привел цифры: в 2011 году экономически активных субъектов предпринимательства было 164 тысячи человек, на сегодня их стало 165 тысяч человек. Малый и средний бизнес по-прежнему генерирует четверть регионального продукта. А количество занятых в МСБ и сократилось, средняя заработная плата осталась на прежнем уровне.
Судя по цифрам, бизнес-то не расцветает, несмотря на сокращение числа проверок, – сделал вывод Долгов. – Получается, экономический результат деятельности бизнеса не зависит от количества проверок».
А что же реально волнует предпринимателей, задался вопросом представитель прокуратуры.
Если посмотреть опросы, которые проводил Росбизнесконсалтинг, то выясняется, что предпринимателей волнуют ограниченный доступ к финансированию, плохой бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта. По данным другого источника — Российского союза промышленников и предпринимателей, бизнес-сообщество озабочено снижением спроса на рынке, недостатком квалифицированных кадров, ростом тарифов.
«Надо перестать шельмовать контролеров. Представлять их врагами всего светлого и прогрессивного. И надо уходить от примитивного суждения — нет проверок, и это замечательно», — убежден Долгов.
По его словам, пока существуют правила, установленные государством, проверки будут. Более того — наличие активного, адекватного контролера выгодно бизнесу.
«Ну а как иначе пресечь недобросовестную конкуренцию? Один предприниматель платит все налоги, закупил дорогое оборудование, получил лицензию, законно подключился к электроэнергии, и вдруг появляется конкурент, который занимается тем же самым, но без разрешительных документов и в обход установленным правилам. Кто выиграет в экономической борьбе? Конечно, жулик. Пресечь его деятельность без контроля и надзора со стороны государства невозможно», — утверждает Долгов.
По его словам, своевременные меры предупредительного характера помогают предотвратить особо тяжкие последствия.
Можно проверять в полглаза и не наказывать. Но потом случается „Булгария“ или „Адмирал“. И тогда предприниматель и контролер оказываются в одной лодке или даже в одной клетке», — вспомнил печальные примеры заместитель руководителя прокуратуры РТ.
Он также напомнил, что контрольные органы — это канал, по которому «наверх» идет информация. «В итоге меняется норма закона, которая давала сбой», — отметил Долгов.
«Перед нами стоит большая и значимая задача — добиться высоких темпов экономического роста, не теряя высокий уровень безопасности, защищенности граждан и государственного интереса. Многое делается. Идет реформа контрольно-надзорных органов. Одно из важнейших ее направлений — усиление коммуникации между бизнесом и контрольно-надзорными структурами. Нужно создать условия, при которых информация, исходящая из этих двух „сосудов“, будет где-то пересекаться», — подытожил сказанное Долгов.
Артем Здунов: «Умные люди учатся на чужих, а не на своих ошибках»
Министр экономики Артем Здунов сообщил: опросы предпринимателей показывают, что жалобы на административное давление не сокращаются. Более того, по мнению предпринимателей, в Татарстане оно даже усиливается. Однако если начинать разбираться в том, за что предпринимателей штрафуют, то получается, что в основе большинства административных репрессий лежит элементарное незнание предпринимателями существующих норм и законов.
По словам министра, поэтому и возникла идея создания нового интернет-проекта «Проверенный бизнес», который призван ликвидировать этот пробел.
«Умные люди учатся на чужих, а не на своих ошибках. На интернет-портале „Проверенный бизнес“ любой предприниматель сможет получить квалифицированный инструктаж», — сообщил Здунов.
«Любые штрафы и санкции влияют на себестоимость продукта. Надо их минимизировать за счет снижения уровня безграмотности среди предпринимателей», — отметил также министр.
Здунов также обозначил свою позицию в отношении действий контрольно-надзорных органов.
По его словам, существование контрольно-надзорных органов надо рассматривать не как давление, а как объективное обстоятельство. При этом стараться наладить между контролерами и предпринимателями партнерские отношения.
«У нас ГИБДД для чего создана? Для того, чтобы люди по дорогам не ездили, или для того, чтобы ездили правильно и было меньше жертв? Да, для того чтобы был порядок. Также нужно относиться к контрольно-надзорным органам. Они отвечают за сохранность жизней и здоровья граждан. Надо это понимать», – сказал Здунов.
Тимур Нагуманов: «Предприниматель поставил столбик возле кафе и получил штраф на 300 тысяч рублей»
Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РТ Тимур Нагуманов рассказал об опросе предпринимателей, который провел недавно аппарат омбудсмена. В нем участвовали пять тысяч предпринимателей по всей республике. По словам Нагуманова, анализ показал — Набережные Челны являются сегодня как точкой роста деловой активности, так и точкой напряженности в части контрольно-надзорного давления.
По его словам, в Челнах 69 процентов опрошенных предпринимателей сообщили, что за последний год в ходе проверок сталкивались с проблемами при взаимодействии с контролёрами. По республике эта цифра ниже — 59 процентов.
Нагуманов также сообщил, что существует разрыв между официальной информацией о проверках и сообщениями, поступающими от предпринимателей. Официальная статистика показывает, что плановых проверок стало в разы меньше, число внеплановых проверок не увеличивается. А предприниматели жалуются, что число проверок не уменьшается. По его данным, в течение 2017 года примерно 100 тысяч татарстанских бизнесменов хотя бы раз подвергались проверкам.
Откуда может взяться такая колоссальная статистическая погрешность? По мнению Нагуманова, ларчик открывается просто. Дело в том, что деятельность определенной части контрольно-надзорных структур в части проверок не регламентируется законом.
Но для предпринимателя нет никакой разницы — позвонили ли ему из налоговой инспекции, административно-технической комиссии или пришел какой-то другой контролер. То есть любой чиновник, с которым предприниматели контактируют не по собственной воле — это проверка», – пояснил бизнес-омбудсмен.
В итоге происходят ситуации, которые создают ощущение сильного административного давления. «В Зеленодольске кафе „Самарканд“ сходу оштрафовали на 15 тысяч рублей. В Казани контролеры приостановили деятельность кафе „Додо-Пицца“, — привел примеры Нагуманов.
Подобные действия наносят серьезный урон малому и среднему бизнесу, считает он. Но есть и позитивные сдвиги. В Татарстане контролеры стали более активно применять статью 4.1.1.КоАП РФ, которая предусматривает замену штрафа предупреждением.
По словам Нагуманова, Министерство чрезвычайных ситуаций, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ветеринарная служба РТ уже используют эту форму. Но далеко не все контрольно-надзорные структуры идут по этому пути.
«У нас был случай, когда казанский предприниматель возле своего кафе поставил столбик с названием своей точки. Пришли контролеры и сходу выписали штраф на 300 тысяч рублей. Предприниматель обратился к нам. Через суд мы добились отмены штрафы. Бизнесмен отделался предупреждением. Но вопрос у него остался. Он говорит, что по Казани таких столбиков стоит несколько десятков, но почему-то пришли именно к нему. Откуда такая выборочность?» — привел пример Нагуманов.
Многие контролеры при выявлении нарушения сходу составляют протокол, за этим следует наложение штрафа или приостановление деятельности. «У нас более 40 федеральных структур, около 20 региональных служб, да еще у муниципалитетов от 2 до 14 видов контроля. У каждого свои требования. Держать такой объем информации в голове предприниматель не в состоянии. Только „Правила благоустройства“ Казани содержат около 210 положений. Поэтому, пожалуйста, сначала давайте объяснения и предупреждения, а потом уже приступайте к санкциям», — предложил уполномоченный представитель по правам предпринимателей при Президенте РТ.
Нагуманов также отметил позитивные сдвиги в части муниципального контроля в таких городах, как Набережные Челны и Альметьевск. В качестве примера привел корректировку деятельности экологической инспекции Альметьевска, которая содержится за счет местного бюджета и участвует в его формировании, пополняя казну штрафами: то есть чем больше штрафов — тем больше поступлений в бюджет.
«После прямого разговора с главой города в Альметьевске пришли к пониманию, что работу инспекции надо „перезагрузить“, чтобы при оценке эффективности работы экологической службы не было прямой зависимости от количества штрафов», — сказал выступающий.
По словам Нагуманова, это распространенная практика, когда эффективность работы контролирующих органов оценивается по количеству выписанных штрафов.
«А ведь контролеры должны профилактикой заниматься в первую очередь. Но профилактика — это долго и сложно, требует высокой квалификации. А штраф выписать — легко и просто», — отметил бизнес-омбудсмен.
Наиль Магдеев: «Мне потом говорят — вы там не крышуете продавцов фанфуриков?»
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев рассказал о челнинской специфике поддержки МСБ.
«Тут прозвучало, что доля МСБ в общем объеме регионального продукта составляет 25 процентов. Челны — город особенный. У нас этот показатель выше, — отметил глава Автограда. — У нас треть территориального валового продукта приходится на МСБ. 32 процента местного бюджета формирует малый бизнес. Количество предприятий МСБ, вопреки обстоятельствам, в городе увеличивается — в этом году на четыре процента. За 11 месяцев текущего года товарооборот МСБ составил 169 млрд рублей, а это четверть товарооборота в целом по городу».
По его словам, растет и число занятых челнинцев на предприятиях МСБ. В этом году рост численности работающих составил 18,2 процента. В целом, на предприятиях МСБ Челнов работает сегодня 57 тысяч горожан.
Говоря о мерах поддержки МСБ, Магдеев подчеркнул: «Малый бизнес — это не общество инвалидов, которому нужно помогать. Это самодостаточные люди, которым нужно не мешать». По его словам, роль муниципалитета заключается в том, чтобы помогать бизнесу развиваться.
«У нас есть хороший пример — город сделал дорогу на БСИ, где сосредоточена значительная часть предприятий МСБ, — отметил Магдеев. — Сколько до этого предприниматели об этом писали, сколько говорили. Когда поехал в 2015 году на кондитерскую фабрику Акульчева, чтобы выяснить самочувствие челнинского бизнеса, мне сходу обозначили первостепенную задачу: "Дорогу сделай, и все будет нормально". Цена вопроса была 200 млн рублей. Их нужно было найти. Благодаря Президенту РТ Рустаму Минниханову, дорогу мы отремонтировали. Через год наведался к Акульчеву опять. Первое, что услышал: „Спасибо за дорогу!“. Считаю, такой должна быть поддержка муниципалитета — сейчас 10-12 тысяч людей ежедневно пользуются этой дорогой и не нервничают, стоя в пробках».
Глава Челнов также привел второй пример — улица Промышленная. «Песня, а не дорога получилась: асфальт, освещённость, все сделали комплексно, — отметил Магдеев. — 300 млн рублей положили. Это тоже поддержка предприятий, которые работают на этом транспортном плече, не гробя свою технику».
По словам Магдеева, задача муниципалитета — создать надлежащую инфраструктуру для МСБ. «Мы в последние годы по два миллиарда рублей вкладываем в дороги. Таких больших денег Набережные Челны не видели несколько десятилетий», — отметил он.
Следующим инструментом поддержки, по словам главы муниципалитета, является создание промышленных парков.
«Мы с Артемом Алексеевичем (министром экономики Артемом Здуновым — Ред.) смогли привлечь 2,2 млрд рублей на капитальный ремонт и открытие шестой очереди КИП „Мастер“. Площадь промпарка увеличилась на 170 тысяч кв. метров, половина этих площадей уже занята. Аренда одного квадратного метра просто смешная — 102 рубля. Такой цены нет нигде. Площадка обеспечена водой, электроэнергией, газом, в общем, всем необходимым. Приходи и развивайся», — сообщил Магдеев.
Что же касается контрольно-надзорного давления на МСБ, то Магдеев подчеркнул: «Тут уже прозвучало, что основная часть проверок приходится на федеральные и республиканские службы. Муниципалитеты в этой части на последнем месте стоят. Поэтому могу только присоединиться к просьбам предпринимателей, которые просят меньше проводить проверок. А у меня нет полномочий влиять на федералов и других проверяющих».
Он также отметил, что у челнинской АТИ нет никакой связи между количеством штрафов и его финансированием. «Инспекция, как и любое муниципальное учреждение, финансируются через бюджет города. В этом году штрафов мы собрали меньше по линии АТИ. И вообще, допдоход сейчас получаем за счет роста экономики, а не за счет увеличения штрафов. У нас бюджет — 8 млрд рублей. И три копейки штрафов погоду в казне не делают», — разъяснил Магдеев.
Он также отметил: «Малый бизнес тоже не безгрешен. Торгуют без лицензии водкой из-под полы, фанфуриками спаивают народ. Мне люди пишут: „Товарищ мэр, вы куда смотрите? Вы случайно не крышуете это дело?“. Естественно, мы будем пресекать такие факты в своем городе».
«В остальном стараемся находить общий язык. Есть понимание, что МСБ в городе состоялся. Будем искать новые инструменты для его поддержки», — напоследок сообщил мэр Автограда.
Нет комментариев-