Титул «Архитектурный уродец»
Торговый центр новой Казани был построен вскоре после открытия метро – в 2006 году. В центре города на месте исторического здания Музуровских номеров, где в советские и постсоветские годы размещался «Татпотребсоюз», рядом с советской гостиницей «Татарстан», зданием универмага «Детский мир» и с выходом непосредственно к подземному переходу на улицу Баумана. Открытие было громким и помпезным – с сюжетами в местных теленовостях, где первым посетителем стал первый Президент РТ Минтимер Шаймиев.
Однако вскоре восторг по поводу нависшего над центральным входом торгового центра 20-тонного кольца и самого здания сменился критикой. Слишком топорный символизм места, название которого связано с закольцовкой исторических транспортных маршрутов в прошлом Рыбнорядской площади, и грубая архитектура строения в целом с годами все больше наращивали ком недовольства.
Открытый конкурс на реконструкцию здания ТЦ «Кольцо», вошедшего во всевозможные антирейтинги, был объявлен в начале лета. Идею конкурса еще в 2017 году, на тот момент в связи с бередившими умы горожан планами турецкого застройщика построить по соседству за холмом с памятником Вахитову очередной ТЦ и соединить его с «Кольцом», высказал молодой архитектор, удостоенный в свое время стипендии Президента РТ за проект реставрации Духосошественского храма, ныне преподаватель КГАСУ и архитектор Казанской епархии Степан Новиков (он, кстати, возглавил одну из команд-участниц конкурса).
В числе 17 заявок были и от архитекторов из Москвы, из Санкт-Петербурга и даже из Севастополя, но лишь десяток допустили к участию. На первом этапе жюри выбрало две идеи, пригласив по настоянию нескольких экспертов в финал вне промежуточных результатов опытного архитектора Евгения Прокофьева. К тому моменту он работал над новым обликом здания уже несколько лет.
Первое открытое обсуждение и презентация проектов-фаворитов состоялись 3 июля. Финалисты попросили организаторов конкурса продлить срок второго этапа конкурса для более подробной проработки своих предложений.
Экспертный консилиум за закрытыми дверьми
Экспертное жюри, во время летней презентации проектов то и дело саркастически подшучивавшее то над одним, то над другим предложением конкурсантов, чем даже заслужило замечание от экс-главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, на этот раз предпочло сделать итоговое рассмотрение проектов закрытым. Вердикта и оглашения имен авторов идеи, по условию конкурса получающих 1 млн рублей, приглашенные журналисты ждали за дверью презентационного зала около двух часов. «Отстрелявшись» у стендов с эскизами, к ожиданию присоединились и участники конкурса.
Разнофасадовость и фонтанирующий холм с Вахитовым
В команду под руководством Степана Новикова (напомним, именно он инициировал проведение конкурса на реконструкцию здания) вошли Илья Фаттахов (шокировавший за год до этого город серией футуристических эскизов по преображению «Кольца»), Миляуша Тукмакова, дипломница КГАСУ Элиза Гимазутдинова и магистры вуза Арина Рогонова и Олег Гордиенко.
Идея команды заключается в воссоздании образа Музуровских номеров, но при этом выполненных в сочетании разных фасадов – как исторических, так и современных. Внутри концепция предлагает организовать пространство некоего общественного форума, амфитеатра для проведения различных мероприятий.
Эскиз команды Степана Новикова
Центральный массивный, если не сказать гипертрофированный, геометрически строгий и вынесенный, как крыльцо, наружу вход, о котором жюри нелестно отозвалось во время летнего обсуждения, команда преобразила в лаконичную форму стеклянного куба внутри контура здания. Торговые площади здания при этом увеличиваются на 10 тыс. кв.м.
«Мы доработали визуальный акцент на перекрестке улицы Пушкина и Щербаковского переулка. Вход «успокоили» – как раз над ним у нас располагается сцена, стеклянный объем-куб, который будет работать изнутри наружу и снаружи внутрь. То есть люди, которые будут находиться внутри, будут видеть город, а люди, которые находятся в городе, будут видеть, что происходит в этом месте», – пояснил Степан Новиков.
Эскиз команды Степана Новикова
По предложению Олега Гордиенко, опираясь на новую транспортную схему для участка у ТЦ, концепция предлагает создание антикармана для общественного транспорта. Благодаря ему, утверждают участники группы, автобус у пешеходного перехода не будет задерживать движение, поскольку не придется перестраиваться из полосы в полосу.
«Мы убираем карман, который существует, оставляем карман только для парковки и легковых автомобилей. Город закупил низкопольный автобус, который полной своей длиной подъезжает к пешеходному переходу. Остановка остается, но существующий карман заполняется пешеходным переходом. Автобусный карман не западет, а наоборот, [будет] вровень с дорогой, чтобы автобус подъехал и высадил. Появляются пешеходные переходы на перекрестке улиц Профсоюзная и Пушкина – тоже по транспортной модели, они открывают пути для площадки под памятником Вахитову, где мы развиваем ландшафтный парк», – пояснил Гордиенко.
Как и в случае с турецкой компанией ESPACE, намеревающейся на холме за памятником Муллануру Вахитову построить мультифункциональный комплекс, благоустройство самого холма оказалось дополнительной нагрузкой и условием к проекту реконструкции.
Эскиз команды Степана Новикова
Молодые архитекторы считают необходимым преобразовать холм в востребованное общественное пространство – зеленую зону. Тем не менее здесь же, под памятником, предлагается разместить одноэтажные коммерческие объекты павильонного типа – кафе, ремесленные мастерские и т.д. Зигзагообразную лестницу-пандус у шахматной школы команда предложила перенести к пешеходному переходу со стороны Щербаковского переулка и вписать ее в рельеф. Подземных либо наземных связей (переходов) к объекту турецкой компании ребята не предусмотрели – все сообщение только наземное.
«Исторически эта территория была плотно застроена – она никогда не была пустырем», – подчеркнул Новиков.
Он заверил, что идея принципиально ландшафт холма не меняет, но в то же время видит его более современным – в криволинейных плавных формах с врезкой встроенных скамеек и ряда объектов в рельеф. По центральной оси, между лестницами команда предложила сделать каскадный фонтан, внизу переходящий в благоустроенный пруд. Исторически, до XVIII века, подчеркнул собеседник агентства, на этой территории располагались заболоченные места, озера.
Кольцо уходит, но для тех, кому оно грело душу, мы предлагаем в стеклянном кубе над центральным входом разместить современную дизайнерскую люстру над сценой, которая будет чем-то напоминать существующее кольцо», – заключил Степан Новиков.
Перевернутая пирамида для отражения реальности
Команда Евгения Прокофьева, чье предложение на первом этапе конкурса было самым консервативным и классическим, удивила жюри радикально измененным решением угла здания с центрального входа – в виде перевернутой пирамиды. В ее стеклянных плоскостях, по замыслу авторов, смогло бы отражаться окружающее пространство, жизнь города в живой картинке.
«В остальном историческая часть, которая была в прежней версии проекта, сохранена, но мы сделали проходную галерею первого этажа. Развили связь между торговым центром, который строится турецкой компанией, сделали очень активное общественное пространство под пирамидой и при спуске от памятника Вахитову. Здесь предлагается создать амфитеатр, и это будет связка между турецким торговым комплексом и ТЦ «Кольцо». То есть третий ярус с памятником остается, второй ярус развиваем, первый ярус выходит на амфитеатр», – рассказал Прокофьев.
Идею амфитеатра предложила магистрант Прокофьева Камилла Шайморданова. Кроме нее над концепцией работали аспирант Алексей Шинкарев, Артем Гифанов, Дмитрий Овсянников и Альберт Мухамметов.
«Мы больше внимания уделили архитектуре, окружающей застройке и исторической застройке, объединив это все. Пошли на современное решение, потому что мы все-таки в XXI веке живем. Пришли к тому, что угол надо решить композиционно сильнее, более акцентировано и сделать больше общественного пространства. Как раз под этой пирамидой появляется очень много общественного пространства, плюс два проходных этажа. Работать можно с любым объектом, любой объект можно дорабатывать, перерабатывать, критиковать. Лично мне не нравится прямая ассоциация кольца, которая выражена в скульптуре», – прокомментировал командное решение конкурсной задачи Алексей Шинкарев.
Цвето-световой «плащ»
Команда из Москвы, которой собственник ТЦ отдавал преимущество после первого этапа конкурса, ко второму свой начальный проект-предложение доработала и видоизменила, пожалуй, меньше всех остальных.
«На наш взгляд, у нас очевидное решение. С точки зрения архитектуры самый правильный проект, потому что нет никаких разночтений и псевдоархитектурных решений», – амбициозно заявил в ожидании итогов конкурса Владислав Куликовский, участвовавший в конкурсе в соавторстве с Арсеном Хаировым и Маргаритой Подгорной.
Как подчеркнул Арсен Хаиров, при таком подходе объект не теряет идентичность именно торгового центра. С летней презентации пришлось разве что немного изменить функциональную схему комплекса, организовав больше торговых площадей и убрав фуд-корт с первого этажа. Ажурная металлическая сетка с мелкими элементами национального орнамента, которой архитекторы предложили обернуть здание, приобрела градиент, будто растворяющийся у верхней части здания в небе. Благодаря этому создается несколько этапов восприятия объекта.
«Игрой разной толщины элементов внутри одного паттерна мы создали пиксельный орнамент – орнамент из орнамента. Более живой фасад получается. Нам удалось поймать именно масштаб, и он с разных расстояний выполняет свою роль. Это заставляет идти к торговому комплексу – интересно, как он изменяется при приближении. Такой эффект также положительно работает на сам торговый комплекс, которому нужно, чтобы к нему шли», – пояснил Куликовский.
В предложении москвичей также – парк развлечений, смотровые площадки на крыше здания. В плохую погоду и холодный сезон общественные функция совмещаются с фудкортом. Авторы уверены, что современные торговые центры привлекают людей не только магазинами, но и общественными пространствами и функциями, где посетители могут получить что-то бесплатное – от услуг и развлечение до эмоций.
«Но чем дольше человек там находится, тем вероятнее, что он что-то купит. Это будущее торговых центров. Мировые исследования об этом говорят», – подчеркнул собеседник.
Движение транспорта около ТЦ «Кольцо» ребята предлагают сократить с 12 полос до 8, организовать прямой наземный пешеходный переход между улицами Баумана и Петербургской. Подземный переход при этом останется лишь в функции спуска в метро и резервным на случай нежелания дожидаться зеленого света светофора на «зебре».
Перед памятником Муллануру Вахитову команда видит густо-зеленый парк, который стал бы дополнительной точкой притяжения. Озеленить предполагается и «каменную» улицу Петербургская.
«Принципиально проанализировав всю территорию, мы видим недостаток озеленения. Сделав ее привлекательной в сочетании с улучшением пешеходной инфраструктуры, которая сейчас слабая (там есть узкие места, безбарьерной среды нет), мы привлечем туда бизнес, который достроит недостающие сейчас «зубья». Петербургская оживет», – уверенно обрисовал перспективу Куликовский.
За и против
Результаты конкурса огласила новый главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Лучшей из проектов-финалистов признана идея укутанного в ажурную сетку контура здания.
«Унас здесь были очень жесткие дебаты, за всех конкурсантов было много весомых доводов высказано. Часть людей, которые сначала хотели голосовать за одних, случалось, потом поменяли свое мнение. Но общий результат, что победителям в любом случае надо будет очень много еще работать. Этот вариант еще будет дорабатываться вместе со всеми нами – по материалам, их качеству, по фасадам и по внутреннему пространству, по транспортным всем решениям… Поздравляю вас с победой. Вперед!» – обратилась она к победителям, отметив, что в каждом варианте было много хорошего и полезного.
Заслуженный архитектор России и РТ Герман Бакулин отметил, что победители «сказали «А» и сказали «Б»», заявив прозрачную, четкую и понятную концепцию.
Я для себя понял, что есть здание бывшего универмага «Золотое яблоко» Солдатова, есть здание гостиницы «Татарстан» Агишева. Эти объекты резко изменили исторический облик центрального места города. ВЕЛП (архитектурная мастерская Виталия Логинова, проектировавшая существующее здание ТЦ «Кольцо – Ред.) предложил на углу акцент, отошел от линии застройки – появился третий объект. Вместе они реабилитируют в определенном смысле эстетические позиции, по которым были поставлены предыдущие два. А теперь если так будет решен этот угловой акцент (а нам кажется, что он нужен), это будет реабилитация модернистского периода», – сказал Бакулин.
Он пояснил, что лично ему понравились лаконичные простые исторические фасады Музуровских номеров, предлагаемые в сегодняшнем качестве, а «не как позапрошлый день».
«Это строительство будет словом. Это будет актом, это перфоманс архитектурный», – заявил Бакулин, в то же время констатировав, что, на его взгляд, проекта, действительно достойного первого места на конкурсе представлено не было.
Не менее известный в Казани архитектор-краевед, в прошлом главный архитектор проектов Центра разработки генерального плана Казани Сергей Саначин высказал кардинально противовоположную точку зрения. По его мнению, нет ничего более страшного, чем принятое решение.
«Победил вариант, который в принципе не должен быть. Создается какое-то здание, объем, и это здание на определенной воздушной прослойке прикрывается занавесом в виде какой-то сетки, заигрыванием с какими-то орнаментами. Это просто ужасно. Такого просто в принципе не должно быть. Мне очень обидно, что Казань заимеет такую большую массу, то есть вернется старое пространство двух площадей – будет маленькая площадь «Кольцо» и маленькая площадь Вахитова, закрытая вот этой огромной массой белой решетки. Я считаю, это ужасно», – отметил Саначин.
Комментируя победившую концепцию «Татар-информ», он отметил, что его больше, чем сам проект удивил выбор жюри, потому что этот проект, по его мнению, – антиархитектура.
«В каждом проекте были плюсы и минусы. Все заметили, как проект Евгения Ивановича (Прокофьева) продвинулся вперед по своей стилистике. Замечаний к проекту, который занял первое место, тоже было много. Возможно, придется что-то и переработать. Всем сил, профессионального роста, мастерства, не останавливаться на достигнутом», – резюмировала Белицкая.
Заместитель генерального директора по строительству компании «Эдельвейс-групп», которой принадлежит и ТЦ «Кольцо», Ильяс Ганиев высказал мнение, что из всех трех команд стоило бы собрать один коллектив и доверить «каждому по маленькому кусочку» проекта.
«Мое мнение и в том проекте, и во втором, и в третьем есть хорошие зерна. По результатам этого конкурса нам надо было выбрать эскизный проект, который мы могли бы принести в Управление архитектуры и согласовать. Сейчас выбрали победителя, он будет вносить изменения с учетом всех пожеланий», – сказал Ганиев.
Понаехавшие из Москвы
Сами победители, которые, как и на первом этапе летом, представляли свою концепцию вдвоем, без третьей участницы, заверили, что Казань им «глубоко небезразлична» и не абстрактна, как предположили многие после первых публикаций в СМИ о фаворитах конкурса из Москвы.
«Мы, два партнера из трех – Арсен сейчас в Москве, я в Казани, но мы вместе учились в КГАСУ, мы одногруппники. Мы за свой город болеем. И только третий наш партнер из Москвы. Не надо про нас думать, что мы понаехавшие москвичи, которые хотят вам испортить жизнь и жить тут сами не будут. Мы уже видели в комментариях «глупыши москвичи», «не понимают»… Казань все-таки еще деревня, хочется, чтобы этот вопрос как-то популяризировался, развивался. Люди сами поймут в будущем, что это все реально придет, что автомобиль – это отжившая вещь, которую скоро заменит что-то другое. Пока сложно сказать, конкретно что. И это тоже может помочь с транспортным вопросом. Например, работа из дома, когда никто не будет машину покупать», – без купюр еще до оглашения результатов конкурса сказал Владислав Куликовский.
Вступившая недавно на должность главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллина подчеркнула, что за принятое решение вся ответственность в любом случае будет лежать на ней. Работа над концепцией будет совместно продолжаться авторами, Управлением архитектуры и собственником, поскольку конкретизированный проект должен будет пройти согласование на градосовете и затем Комиссии при Президенте РТ.
«В этом месте ошибиться нельзя. Будем двигаться вперед», – заключила Тухватуллина.
Нет комментариев-