Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Не ищите бриллиантовых репетиторов и сохраняйте спокойствие»: казанские педагоги о дистанте и ЕГЭ

«Не ищите бриллиантовых репетиторов и сохраняйте спокойствие»: казанские педагоги о дистанте и ЕГЭ
Учителя казанских школ рассказали «Татар-информ», чем отличается дистанционное обучение от обычного и как оно повлияет на качество образования и успеваемость школьников.

Начальная школа: двоек не будет

Учитель начальных классов средней школы № 12 Вахитовского района Казани Ирина Зенина работает педагогом около 30 лет. Она считает, что переход на новую форму обучения был сложным для всех — педагогов, учеников и родителей — лишь на первой неделе. Сейчас все успели адоптироваться и привыкнуть к новым условиям, дети с заданиями справляются. 

Из личного архива Ирины Зениной

«Уроки длятся по 20 минут, мы работаем на платформе Zoom и Учи.ру. Два-три раза дети выходят на платформу, также они выполняют домашнее задание в виде карточек на Учи.ру и в тетрадях. Первое время родителям было тяжело, на второй неделе стало легче. Дети тоже поняли принцип работы. Учителю нужно так построить свой урок, чтобы максимально объяснить учебный материал. Со стороны учителя нужна эффективная подача материала, а со стороны родителя — контроль», — говорит она.

Учитель начальных классов советует детям чередовать работу за компьютером с работой в учебниках и тетрадях. К тому же в начальных классах есть творческие задания по ИЗО, технологии, музыке и физкультуре. Отчёт по домашним заданиям дети отправляют учителю ежедневно. Чтобы их как-то мотивировать, Ирина Семёновна устраивает творческие состязания. 

«Я устраиваю конкурсы, поощряю детей за активность и творческий подход. Отмечаю отличившихся ребят на своем сайте. Для первоклассников это очень хороший стимул, потому что мы работаем без оценок. Дети ждут эту похвалу как награду. Каждый урок я начинаю с того, что хвалю тех детей, которые подходят ответственно к выполнению заданий», — отметила спикер. 

Ирина Зенина сообщила, что иногда родители путают расписание и дети выполняют задания сразу за два-три дня. Поэтому взрослым следует быть более внимательными, чтобы на ребят из начальной школы не ложилась большая нагрузка. Педагог также отметила, что учителя при дистанционной форме работы не ставят двойки, тройки тоже бывают в самых крайних случаях. Поэтому родителям не стоит переживать за плохие оценки во время дистанционной четверти. 

История: готовимся к ЕГЭ самостоятельно 

Татьяна Егоровна Никифорова работает учителем истории в казанской школе № 70. Она считает, что дистанционное обучение — это серьезный вызов для детей и родителей, это жёсткий тест на степень ответственности детей, на умение организовать свою жизнь совершенно по-новому. 

Из личного архива Татьяны Никифоровой

«Когда мы начали заниматься, все испытали небольшой шок. Когда дети занимались в первые дни, все платформы зависли. Сейчас уже всё образовалось, мы работаем на разных платформах», — сообщила она.

Для тех, кто будет сдавать экзамены ЕГЭ и ОГЭ по истории, педагог посоветовала сайт ФИПИ — Федерального института педагогических измерений. Основатели ресурса имеют непосредственное отношение к ЕГЭ по всем предметам, на платформе выкладываются контрольно-измерительные материалы, которые будут на экзаменах. Новый формат занятий предполагает введение онлайн ответов и мгновенное получение результатов. На сайте уже прошли пробные ЕГЭ и ОГЭ: по истории — 16 апреля, а по обществознанию — 17 апреля. Ученики 11-х классов смогли проверить свои знания и выявить пробелы. 

Никифорова отметила, что ученики девятых классов в этом году напишут два экзамена по основным предметам: математике и русскому языку. Экзамены по выбору для них отменили. Ученики одиннадцатых классов сдадут два обязательных предмета — также математику и русский язык, и предметы по выбору в зависимости от того, в какой вуз они планируют поступать. 

«Думаю, что ребятам не стоит сильно паниковать, потому что уже идёт четвёртая четверть, основной материал пройден. В апреле — мае будет повторение пройденных тем. Ученики одиннадцатых классов, которые хотят сдать ЕГЭ на самый высокий балл, начали заниматься с сентября. Дети занимаются серьезно, потому что они рассчитывают поступить в вузы. Уроки для всех сократились до 30 минут», — сказала учитель истории. 

По личным ощущениям педагога, работать стало сложнее, потому что она не видит глаза детей, не понимает их настроения. Татьяне Егоровне не хватает живого общения с ребятами. Она говорит, что когда проводит онлайн-конференции, ученики с удовольствием ее слушают, многие улыбаются. Педагог считает, что детям тоже не хватает общения. Такие online-конференции проходят один раз в неделю.

Из личного архива Татьяны Никифоровой

«Те дети, которые раньше хорошо учились, и сейчас к учёбе подходят ответственно. Я думаю, что на их результат дистанционное обучение не повлияет. Кто уроки не посещал или не хотел заниматься, возможно, на их результат такая форма обучения окажет влияние. Многие родители сейчас дома, и они следят за детьми. Сейчас примерно 90 процентов работы школьники выполняют самостоятельно. Мы стараемся облегчить работу детей, подбираем материалы к урокам», — говорит Никифорова.

История не является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Однако те, кто ее выбрал, могут подготовится к экзаменам в оставшееся время самостоятельно. При этом детям нужно не забывать, что учителя всегда на связи и никогда не откажут в помощи. Родителям тоже нужно успокоиться, потому что эмоциональное состояние взрослых влияет на детей. Все получится, дети уже привыкают к дистанционному обучению, считает собеседница. 

Английский язык: родители в ответе за лексику

Учитель английского языка лицея № 83 Анна Сергеевна Приходько уверена, что во время домашних занятий с детьми по английскому языку родители должны больше внимания уделять лексическому запасу. Изучение новых слов теперь входит в зону их ответственности. 

Из личного архива Анны Приходько

«За 20 минут урока мы не успеваем в достаточной мере изучить весь лексический материал. Поэтому родителям следует больше внимания уделять лексике дома. Если взрослые не владеют английским языком, то им следует обратиться к интернет-ресурсам. В свободном доступе можно найти и прослушать произношение любых слов. Во время своих уроков я скидываю ученикам аудио-запись с новыми словами, чтобы дети знали, как эти слова произносятся», — отметила Приходько.

Что касается грамматического материала, то дети должны внимательно слушать педагогов. Многие школьники не воспринимают всерьез онлайн-уроки, часто отвлекаются, считает преподаватель. Анна Сергеевна посоветовала родителям следить за тем, чтобы дети были внимательными на онлайн-уроках. При этом взрослые должны передать всю ответственность за самостоятельное выполнение заданий ребенку. 

«Контролировать выполнение заданий нужно, но выполнять работу за ребёнка не стоит. Сейчас родителю отводится роль секретаря, который объясняет, что ребёнок должен сделать. В противном случае ребёнок не усвоит материал и результаты работы будут не объективными». 

География: не ищите бриллиантовых репетиторов 

Учитель географии лицея № 159 Людмила Львовна Полиектова отметила, что при изучении ее предмета детям необходимо видеть карту. Поэтому педагог сначала предлагает учащимся посмотреть видео-урок, а потом ребята выполняют самостоятельную работу. Один урок в неделю проходит в режиме online. 

Из личного архива Людмилы Полиектовой

«В начале урока я спрашиваю у детей, как у них настроение, нравится ли им онлайн-обучение? Я рекомендую детям иметь при себе атлас, учебник, тетрадь и ручку. К примеру, в восьмом классе у меня два урока в неделю: один урок online, а другой — самостоятельная работа, во время которой ребята выполняют задание по моим рекомендациям. Мы встречаемся на платформе Zoom и начинаем с блиц–опроса по пройденному материалу. Далее мы работаем по карте, дети отвечают по очереди. Потом мы повторяем материал, пройденный на предыдущем уроке», — рассказала учитель географии. 

Педагог считает, что, работая в новых условиях, ее ученики стали более ответственными и дисциплинированными. Родителям она рекомендует заниматься с детьми в мягкой и рекомендательной форме, поскольку школьники адаптируются к новым условиям и испытывают стресс. Поэтому в домах нужно создать эмоциональный комфорт, взрослым стоит чаще подбадривать школьников. Ребятам Полиектова посоветовала внимательно слушать учителей, а если что-то непонятно, обязательно задавать вопросы. 

«География — не особо популярный предмет для сдачи на ЕГЭ. Однако в этом году четыре ученика 11-х классов выбрали мой предмет. Мы с ними сейчас активно занимаемся на разных платформах, ребята ответственно подходят к этой работе. Поначалу ученики волновались за оценки, которые получат за четвёртую четверть. Однако мы прошли уже три четверти. Если ребёнок ответственный и привык выполнять самостоятельную работу, то его успеваемость останется на прежнем уровне. Все учителя ведут online-занятия, у нас все под контролем. Учителя рассчитывают на хороший результат школьников. Возможно, оценки за четвёртую четверть будут немного завышены. Однако не думаю что это повлияет на результаты ЕГЭ», — сказала Полиектова. 

Людмила Львовна считает, что дети тоже нацелены на хорошие результаты. Поэтому она им советует «не искать бриллиантовых репетиторов, а пропускать знания через себя». Ученики 11-х и 9-х классов очень ответственны, не пытаются что-то списать, а стараются изучить материал сами, говорит педагог. В этом году сроки сдачи ЕГЭ сместились с 25 мая на 8 июня, поэтому у ребят появилось дополнительное время на подготовку. 

«Я советую своим ученикам правильно распределять время, чтобы его хватило на подготовку к каждому предмету. Я сама являюсь организатором ЕГЭ с самого начала их проведения. Часто бывает такое, что в аудитории находятся ребята, которым не хватает времени, чтобы изложить материал на самом экзамене. В таких случаях у детей начинается паника. Поэтому нужно учиться правильно управлять своим временем», — советует учитель. 

Математика: решите все возможные варианты 

Педагог по математике казанской школы № 62 Альбина Рустемовна Пальчикова также отметила, что сейчас время занятий заметно сократилось. Если раньше в пятом классе у неё было пять занятий по 45 минут, то сейчас дети занимаются три раза в неделю по 30 минут. Два урока в неделю педагог отводит на самостоятельное изучение, предоставляет детям видеоматериалы и вопросы к ним. Один урок проходит в онлайн-режиме. Во время личного общения со школьниками через приложение с видеочатом разбираются вопросы, которые школьники не поняли. 

Из личного архива Альбины Пальчиковой

«Математику доносить до детей в дистанционном формате непросто. У каждого ученика свой темп работы, каждый воспринимает информацию по-разному: кто-то визуально, кто-то больше на слух, а кто-то лучше усваивает материал при его написании. Не всегда дистанционная форма удовлетворяет все потребности учеников», — считает Пальчикова. 

Педагог отметила, что младшие школьники добросовестно выполняют все задания, однако чем ученик старше, тем он больше знает, как "обойти" учителя и узнать ответы на задания. Оценки за четверть в этом случае могут не соответствовать реальным знаниям. Учитель не всегда может получить достоверные знания о том, насколько ученик понял тему, добросовестно выполнил задания.

«Думаю, что недобросовестное выполнение заданий может повлиять на результаты ЕГЭ и ОГЭ. Тем, кто готовится к экзаменам, следует прорешивать все задания. Если ты решил все правильно, то переходишь к следующему заданию. Если допустил ошибку, то ищешь ее. Если не можешь найти ошибку самостоятельно, смотришь ролик по теме. Нужно составить такой график, чтобы прорешать все возможные варианты, которые могут встретиться на экзамене», — рекомендует педагог. 

Родителям Альбина Рустемовна, как и многие ее коллеги, пожелала терпения и спокойствия. Педагог понимает, как все сейчас переживают за результаты на ОГЭ и ЕГЭ в связи с переходом на новую форму обучения. Однако знания за девять или одиннадцать лет учебы за один год не подтянешь, поэтому заниматься нужно было систематически. Если дети учились хорошо, были ответственными, досконально изучали материал, задавали вопросы учителю и искали информацию сами, то хорошие результаты им обеспечены. 

Педагог также поделилась своими впечатлениями от перехода на дистант. Она отметила, что перестраиваться нужно было экстренно, у всех учителей были разные отношения с компьютером, интернет-ресурсами. Надо было быстро мобилизоваться не только учителям, но и детям, родителям. Было сложно первые два-три дня, когда возникала куча вопросов: кто-то забыл пароль, у кого-то не грузился сервер, но потом с каждой неделей становилось легче. Однако, чтобы образование было качественным, только дистанционной формой учебы обойтись невозможно, считает учитель. 

Режим дня: не спите до обеда и не наедайте лишние килограммы

Другой педагог математики из казанского лицея № 177 Елена Валерьевна Сайфутдинова отметила, что онлайн-уроки принципиально отличаются от обычных в классе. Теперь тему урока ученик изучает самостоятельно по учебнику, либо из видеоуроков на каких-либо платформах. 

Из личного архива Елены Сайфутдиновой

«Я работаю из дома: принесла небольшую маркерную доску и маркеры. На доске во время вебинаров объясняю непонятные моменты, детям такой формат удобен и привычен. Дистанционные уроки оказались не такими уж и страшными, как это казалось сначала. Если ученик мотивирован, то такой способ обучения очень даже подходит. Дети находятся дома в комфортной обстановке. Мы планируем использовать возможности дистанта и в дальнейшем. Возможно, при учебе на шестидневке переведём на дистант шестой день», — сообщила она. 

Спикер отметила, что изменилась нагрузка на педагогов, готовиться к уроку стало сложнее, это отнимает больше времени. Кроме того, стало сложнее проверять домашние задания. 

«Дети кидают ответы на почту, каждое сообщение нужно открыть, загрузить. Неудобно проверять работы: нужно держать постоянно в голове — где и какая ошибка. Теперь я не трачу время на сборы и дорогу до работу, но в целом трачу больше времени на работу. Освобождаюсь порой ближе к полуночи. При этом сейчас отменились все очные консультации, исследования, олимпиады и научно-практические конференции», — констатировала учитель. 

Елена Валерьевна советует школьникам правильно организовывать рабочий график: не спать до обеда, а вставать в семь утра. До десяти вечера засиживаться возле компьютера тоже не стоит. Между занятиями нужно делать получасовые перерывы, во время которых не стоит играть в компьютерные игры, а лучше сделать гимнастку. При этом нельзя забывать про правильный режим питания.

Владимир Васильев

«Холодильники у всех рядом, мы, педагоги, переживаем, как бы дети не наели лишнего, родителям следует следить за этим. Детям нужно по возможности заменять компьютер учебниками, в свободное время играть в настольные игры с семьей. Дистант — это не учеба с утра и до вечера. Если правильно организовать день, то можно успеть все: поучиться, посмотреть фильм и почитать книгу», — отметила Сайфутдинова. 

В целом казанские педагоги считают, что школьники не должны выполнять задания в пижаме, им следует соблюдать ежедневный ритуал: проснулись в семь утра, почистили зубы, переоделись и сели за урок. Уроки нужно выполнять за партой или за письменным столом, а не на диване, в положении лёжа. 

Все учителя посоветовали взрослым и школьникам не паниковать, поскольку ничего страшного сейчас не происходит, карантин завершится и все вернутся в школы. А пока родителям и детям нужно пользоваться сложившейся ситуацией, чтобы проводить больше времени друг с другом. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев