«В навигацию планировали шесть — семь рейсов, но пока только три»
Основные пассажирские перевозки организованы из столицы Татарстана и — по одному направлению — из Чистополя. Пока из речного порта столицы Татарстана открыты рейсы в Верхний Услон, Печищи и Ташевку, но все зависит от пассажиропотока — если водный транспорт будет востребован, то появятся маршруты в Свияжск, до Садовой и Шеланги, рассказал Марс Хамидуллин.
«Подготовлены восемь водоизмещающих теплоходов типа „Ом“ и „Москва“. Готовы к эксплуатации и четыре теплохода на подводных крыльях — это метеоры „Восход“. Пока не урегулируется ситуация с коронавирусом, их вводить не будем. На Зеленодольском заводе имени Горького был проведен капитальный ремонт судов „Ом-350“ и „Москва-130“, которые входят в состав обслуживания пассажирских перевозок», — сообщил он.
Упор будет сделан на утренние и вечерние рейсы, чтобы перевезти пассажиров, например, до дачных участков, а потом вывезти обратно. «То есть первые дни суда не будут ходить каждые два часа, — заметил исполнительный директор компании. — В навигацию планировали шесть — семь рейсов сделать, но пока только три. Многое зависит и от погодных условий».
По его словам, цены на билеты держатся на уровне прошлого года, сохранится и льготный проезд. «Поступило постановление от главного управления водного транспорта из-за ситуации с коронавирусом временно запретить бесплатный проезд ветеранов и тружеников тыла. Такая рекомендация пришла, чтобы обезопасить пожилое население от заражения вирусом, поскольку оно более подвержено этому заболеванию», — пояснил Хамидуллин.
Человека с повышенной температурой к кассам речного вокзала не допустят
Прежде чем пропустить пассажиров на теплоход, у них замерят температуру. Такие меры безопасности будут приняты из-за ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции.
«Службу безопасности обеспечат бесконтактными градусниками, которыми будут замерять температуру у пассажиров. Человека с повышенной температурой в здание речного вокзала к кассам не допустят. То есть они не смогут попасть на теплоход», — отметил исполнительный директор «Татфлота».
Он уточнил, что размещение пассажиров на теплоходе будет контролировать экипаж. «На суда перед приемом пассажиров будут переданы дезинфицирующие средства для обработки рук, сам экипаж будет определять, где и как рассаживать пассажиров. Естественно, будем идти с „недогрузом“, чтобы расстояние между пассажирами было не менее одного метра», — подчеркнул Хамидуллин.
Он также предупредил, что пассажиры должны иметь при себе индивидуальные средства защиты — маски и перчатки. «Перевозка будет в индивидуальных средствах защиты», — добавил собеседник.
Прогнозируем, что первое время пассажиропоток будет очень слабый
Полная загрузка флота в среднем составляет 150 человек. Но в начале навигации «Татфлот» ее не ожидает, хотя все равно предусматривает безопасный интервал между пассажирами из-за эпидемиологической ситуации.
«В режим самоизоляции многие находятся дома, поэтому мы прогнозируем, что первое время пассажиропоток будет очень слабый. Кроме того, больше половины дачников перемещаются на личном автотранспорте», — заметил Хамидуллин.
Пассажиропоток за 2018 год достиг 427 тыс. человек, в 2019 году из-за ситуации с обмелением Волги он значительно сократился и составил 362 тыс. перевезенных пассажиров.
«В прошлом году пассажироперевозка упала. Из-за обмеления суда не везде могли подойти к причалу. Сейчас население все-таки начинает стремиться к внутренним водным прогулкам. Поэтому в прошлом году рост пассажиров мог бы быть, — сказал он. — В 2017 году мы перевезли 370 — 380 тыс. пассажиров. Это только на местных линиях. Я не говорю о туристических теплоходах, которые приходят из Москвы и Питера, идут на Астрахань. Я их в учет не беру, потому что это не наши перевозки, мы их просто обслуживанием».
При этом собеседник заметил, что местные перевозки слабо окупаются в отличие от экскурсионных. «Наша республика дотирует пригородные перевозки, поэтому мы держимся. Ежегодно получаем 86 млн рублей на местные линии, — подчеркнул он. — Из-за плохой самоокупаемости они и дотируются. За сезон средняя загрузка составляет примерно 60%. Бывает, в пятницу и в воскресенье омики возят 100 человек при пассажировместимости 150. А среди недели были рейсы с заполняемостью в 15 — 20 человек».
«Метеоры» уже стали «ископаемыми», их на Волге практически нет
Татарстан — единственный регион, который сохранил пригородные пассажирские перевозки водным транспортом, подчеркнул Хамидуллин. «К нам приезжал начальник порта Волгограда, он удивился тому, что у нас, как в Советском Союзе, еще местные линии работают, есть „крылатый“ флот, а „Метеоры“ уже стали „ископаемыми“, потому что их на Волге практически нигде нет. В Питере они еще ходят, а по Волге в Волгограде, Саратове, Самаре — нет. У нас четыре единицы работают и неплохо. Знаем, что в Ульяновске в прошлом году их отправили на металлолом», — заявил он.
«Метеоры» в основном 1987 года постройки, имеется и 2010-го. Все они были созданы на Зеленодольском заводе имени Горького по нижегородскому проекту. «К нам приезжала китайская делегация, мы их возили до Чебоксар. Они не верили, что „Метеор“ может „выйти на крыло“. Они в свое время подали заявку почти на 200 „Метеоров“, но приобрели около 60. И до сих пор не смогли вывести, чтобы они „ходили на крыле“. Они даже один „Метеор“, который у нас стоял на суше, замерили, сфотографировали», — рассказал собеседник.
Он заметил, что в настоящее время Завод имени Горького собирает заявки на строительство судов на подводных крыльях. «Нам предложили подать заявку. Проект они уже разработали и, наверное, ближе к осени начнут первую закладку. Знаем, что уже есть заявки из Сибири. Скорее всего, первая партия к ним и поступит», — поделился исполнительный директор компании.
Он также упомянул, что в навигацию прошлого года было задействовано девять водоизмещающих судов. «В этом году — восемь. Мы всегда держим один теплоход в резерве, если вдруг что-то произойдет, например, поломка, учитывая, что водоизмещающему флоту от 40 до 60 лет. Но они в идеальном состоянии», — отметил Хамидуллин.
«В Советское время парк был очень огромный — 19 „Ракет“ и около 20 „Метеоров“. Население по воде перемещалось очень активно. „Ракет“ уже не осталось, их заменили „Восходами“, которые раньше выпускали в Тольятти», — добавил он.
При сдаче в эксплуатацию нового судна, появится и новый маршрут
От Зеленодольского завода имени Горького «Татфлот» планирует получить водоизмещающий теплоход «Чайка» на газомоторном топливе, который будет ходить по Казанке, рассказал исполнительный директор компании.
«Экипаж мы подготовили, чтобы он осваивал такой теплоход. Испытания уже начались на заводе. Ожидается, что к 30 августа он будет сдан в эксплуатацию. До проектирования теплохода мы неоднократно были на заводе, вносили свои предложения. Весь проект шел совместно с нами. Его двигатели — совместная разработка „КАМАЗа“ и Китая, — сообщил он. — Кроме того, высказали предложение рассмотреть возможность выпуска земснарядов».
По словам Хамидуллина, в этом году «Татфлот» будет придерживаться тех же маршрутов, что и в прошлом году. «Менять ничего не будем, потому что пассажиры привыкли к разработанным маршрутам. Единственное, что при сдаче в эксплуатацию нового судна, появится и новый маршрут», — добавил он.
Предполагается, что теплоход «Чайка» будет ходить от стадиона «Ак Барс Арена» до острова-града Свияжск. «Скорее всего, он пройдет возле „Чаши“, цирка, парка Горького. Маршрут пока рассматривается. Он будет экскурсионным и в некоторой степени — информационным, чтобы жители знали, что из Ново-Савиновского района Казани можно будет добраться, например, до Верхнего Услона и Свияжска. Потихоньку будем запускать его и на местные линии, уже из центра города. По стоимости проезда пока не определились», — отметил собеседник.
Пассажировместимость нового теплохода составляет 150 человек. От стадиона до Свияжска он сможет дойти примерно за 1,5 часа.
Параллельно для теплохода на газомоторном топливе готовится специальная заправочная станция. Планируется, что она будет находиться в районе поселка Победилово. «Заправочная станция уже готова, она будет передвижная. Сейчас выбирается место ее расположения. На территории города, на пассажирских причалах заправка категорически запрещена, поэтому выбрали участок в районе Победилово. Там у нас есть спецпричал для приема сухого мусора. Вот его и хотим переоборудовать под заправку такого теплохода. От порта расстояние небольшое — 8 км», — проинформировал Хамидуллин.
«Чайку» передадут «Татфлоту» в лизинг. Таким образом, это будет первый теплоход в России, работающий на сжиженном природном газе и по лизингу.
Хотим, чтобы в дебаркадерах был буфет и зал ожидания теплоходов
«Татфлот» имеет 14 дебаркадеров, из них девять единиц сохранились со времен СССР. «Они будут выставлены, правда, к открытию навигации не все, но в Верхнем Услоне — в первую очередь», — заметил Хамидуллин.
Он уточнил, что до 9 мая практически все девять деревянных дебаркадеров будут установлены, ремонт по ним произведен. «Это Верхний Услон, Нижний Услон, Студенцы, Печищи, Ключищи, Ташевка, Шеланга. У дебаркадеров заменены деревянная обшивка, то, что-то было сломано — восстановили», — сказал собеседник.
«Есть планы — в течение всей навигации восстановить дебаркадеры, конечно, не все сразу, поскольку ремонт довольно дорогой. Хотим восстановить с таким расчетом, чтобы в них был буфет, созданы условия для комфортного нахождения во время ожидания теплохода, или просто для прогулки. В текущем году планируем все это реализовать. А в целом для пересадки пассажиров с берега на теплоход они готовы», — продолжил он.
Исполнительный директор компании подчеркнул, что первоначальный внешний вид дебаркадеров сохранен. «Уникальность в том, что их понтоны сделаны из бетона, разработанного еще в 1950-е годы, но он до сих пор очень прочный», — отметил собеседник.
Расписания прибытия туристических теплоходов пока нет
Туристические суда тоже заходят в казанский речной порт. Но на сегодня пока нет расписания прибытия таких теплоходов, поделился Хамидуллин.
«Если раньше к этой дате у нас уже было полное расписание, то пока есть заявки только на комплексное обслуживание флота на весь период навигации, — заметил он. — Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации, я думаю, рисковать никто не будет. Ведь на таком теплоходе от 500 человек находятся в замкнутом пространстве».
По словам исполнительного директора «Татфлота», за прошлый год было обслужено 186 тыс. туристов теплоходов, которые останавливались в казанском порту, а в 2018-м — 199 тыс. человек.
«Здесь мы получаем прибыль от организации комплексного обслуживания флота, куда входит подача питьевой воды, сбор сухого мусора и так далее. Плюс стоянка судов с подачей электроэнергии тоже входит в доход порта. Не хочу сказать, что много на этом зарабатываем, но доходы есть», — подчеркнул он.
При этом Хамидуллин заметил, что на внутренних экскурсионных линиях в прошлом году количество туристов сократилось из-за обмеления Волги — перевезли только 80 тыс. человек. А в 2018 году было перевезено около 110 тыс. пассажиров. «По этому году даже боимся что-то прогнозировать, все зависит от эпидемиологической ситуации», — заявил он.
Без малых кранов и земснарядов тяжело на этом рынке конкурировать
Основной доход «Татфлоту» приносят добыча строительных материалов и грузовые перевозки, уточнил исполнительный директор компании. «То есть сначала добыча, потом перевозка, а затем погрузо-разгрузочные работы и портовые операции, — добавил он. — В Татарстане строительство не останавливается, особенно автодороги вокруг Казани строятся. Так что спрос на материал поднимается, например, стал востребован речной песок. Сейчас в первую очередь планируем начать работать с ним».
Но, по его словам, пока из-за ситуации с коронавирусом идет спад заявок на грузовые перевозки. При этом собеседник уверен, что финансовые показатели в этом году будут выше, чем в прошлом.
«В прошлом году на грузовые перевозки вышли только в середине навигации, был затяжной старт из-за обмеления. Осадка грузового флота очень большая — до четырех метров, а выгрузка в основном происходит на необорудованных причалах, то есть там мелко, — пояснил он. — В этом году начали грузовые перевозки с апреля».
По мнению Хамидуллина, развитию грузоперевозок должна поспособствовать и создаваемая инфраструктура в Свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре. «В населенном пункте Нижние Вязовые строится терминал, как раз вплотную к трассе М7. Мы там хотим развиваться. То есть поток грузов на этом направлении можно перевести на воду», — сказал он.
«Конечно, без малого судостроения, малых кранов, земснарядов тяжело на этом рынке конкурировать. И у республики есть желание развивать это направление. В то же время есть понимание, что стоимость, например, троллейбуса или автобуса несопоставима со стоимостью теплохода», — заключил исполнительный директор «Татфлота».
Нет комментариев-