Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Наука, культура и духовенство: три взгляда на Казанскую икону Божией Матери

Наука, культура и духовенство: три взгляда на Казанскую икону Божией Матери
В течение двух дней в Казани проходили научно-просветительские чтения «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Со всей страны поговорить о святыне съехались ученые, работники культуры и искусства и, конечно же, священнослужители.

Подобные чтения в Казани проводятся уже второй раз – они стали продолжением одноименной Международной научно-практической конференции, проходившей в 2016 году. Первые чтения были приурочены к церемонии закладки камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери.

Участники чтений разделились на три секции: научную, духовную и культурную. Мероприятия прошли в Казанском федеральном университете, Национальной художественной галерее «Хазинэ» и Казанской духовной семинарии.

ИА «Татар-информ» пообщалось с наиболее яркими представителями каждой из секций.

Наука: икона – это зримое подтверждение веры

О научной части конференции рассказал член-корреспондент Российской академии образования, единственный в России пятикратный доктор точных и гуманитарных наук: педагогических, социологических, физико-математических, технических, экономических - Вячеслав Волов.

Он называет Казанскую икону важнейшим образом, связанным с историей России.

«Дело в том, что на сегодняшний день национальная идея России полностью не сформулирована. Работы, которые ведутся, беседы в СМИ обычно связаны с какими-то историческими эссе на эту тему, со статистическими данными, но серьезных теоретических исследований этой проблематики на сегодняшний день нет. Вот моя работа как раз связана с чисто научным, синтетическим, синергетическим подходом – я имею возможность с разных сторон анализировать эту проблему и связь ее с духовностью. Дело в том, что под каждой случайностью имеется необходимость. Так вот, необходимость явления в 1579 году вот этой чудотворной иконы была не случайной. В этом была потребность России», – считает Волов.

По словам ученого, Казанская икона – это зримое подтверждение веры. И явление Казанской иконы совпало с важнейшими историческими событиями.

«Это и 1612 год, когда Минин и Пожарский вместе со своим войском обращались к этой чудотворной иконе и выиграли битву у польско-литовских захватчиков, это и Петр I перед Полтавой, это и Кутузов в войну 1812 года – все они обращались к иконе. И в советское время, когда у нас была полностью атеистическая идеология, несмотря на которую в годы лихолетья народная ментальность обращается к истокам, а вот таким истоком как раз и является Казанская икона Божией Матери», – рассказал ученый. 

Культура: ранние списки и новые находки 

В Национальной художественной галерее «Хазинэ» Казанского кремля участники культурно-художественной секции проанализировали значение Казанской иконы для произведений искусства и памятников культуры.

«Чтения прошли удачно – это была очень емкая, информативная и полезная конференция, которая несомненно дала много новой информации о явлении Казанской иконы и почитании этой святыни, ее списках. Мое выступление было посвящено как раз некоторым новым фактам, связанным с ранней историей почитания иконы в конце XVI - начале XVII века», – рассказал Александр Преображенский, кандидат искусствоведения, доцент кафедры отечественного искусства истфака МГУ.

Преображенскому удалось обнаружить целый ряд упоминаний древних списков иконы в описях имущества разных русских церквей и монастырей. Документы были созданы спустя 20-30 лет после явления образа.

«Кроме этого, недавно удалось обнаружить в одном частном собрании ранний список Казанской иконы, который может быть датирован примерно восьмидесятыми годами 16-го столетия. Конечно, тут утверждать ничего нельзя, но есть вероятность того, что он сделан в Казани. Таким образом, это может быть ранним свидетельством казанского иконописания и существования практики изготовления древних списков Казанской иконы непосредственно рядом с тем монастырем, в котором она хранилась», – рассказал доцент. 

Преображенский отметил, что сейчас насчитывается порядка десяти списков конца XVI века, которые считаются самыми ранними. Сейчас эти иконы находятся в разных собраниях, как государственных, так и частных.

«Один из докладов нашей секции был посвящен иконе, находящейся в Русском музее, происходящей из Покровского монастыря в Суздале. По мнению автора доклада, эта икона могла быть написана в конце XVI века», – добавил он.

Казанская икона Божией Матери широко известна за пределами России. Александр Преображенский связывает такую популярность с нашими земляками, которые перебрались за границу, не забыв о святом образе.

«Казанскую икону, безусловно, знают и в других православных странах, например в Греции и Сербии. Самый ранний известный к настоящему времени памятник-икона с изображением чудес Казанской Богоматери находится за пределами России в греческом монастыре. Он попал туда каким-то образом, как и многие другие предметы русской утвари. Но очевидно, что этому поспособствовали межправославные связи», – рассказывает кандидат искусствоведения.

Большая часть икон Казанской Богоматери находится в Западной Европе и Америке. Там образ можно встретить в частных коллекциях и музеях. Однако, по словам Преображенского, сейчас нет полной картины о хранящихся за рубежом иконах, так как отдельно изучением этого вопроса пока еще не занимались.

«Централизованной программы по изучению иконы нет. Хорошо, что в Казани время от времени проводятся конференции, связанные с этой тематикой. Это как раз стимулирует нас к дальнейшему поиску. Но поскольку все мы так или иначе работаем с разными государственными и частными коллекциями, конечно, будем обращать внимание на иконы Богоматери Казанской и по мере накопления информации ею делиться», – заключил собеседник агентства.

Своим впечатлением о прошедших чтениях поделилась и министр культуры РТ Ирада Аюпова.

«Очень важное событие – Великий Собор – состоялся в Москве буквально два дня назад, и лучше, чем наш многоуважаемый патриарх, об этом сказать невозможно. Он говорил о том, что сегодня происходит самое страшное –сегодня рушится история развития человека и человечества в целом. Рушится приверженность к традициям, к культурному коду народа».

По словам министра культуры РТ, чтения стали неким переосмыслением современных ценностей, о которых говорил патриарх. Кроме этого, прошедшее мероприятие, по мнению Аюповой, это еще одно напоминание о важности сохранения традиций.

«Я считаю, что проведение таких чтений – это, безусловно, только разовая акция, но в принципе эта деятельность должна носить перманентный характер, поскольку нельзя фрагментарно обращаться к своей душе, к Богу – это должно быть в основе всей жизни. Поэтому, естественно, это должен быть комплекс последующих мероприятий, который еще в большей степени углубляет значимости таких чтений», – заявила министр.

Духовенство: в небо над тысячелетней Казанью вновь вознеслись лазурные купола Казанского собора

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в своем выступлении сделал особый акцент на возрождаемом соборе Казанской иконы Божией Матери. Ровно три года назад президент республики подписал указ о воссоздании собора.

«Спустя совсем немного времени все мы являемся свидетелям настоящего чуда – в небо над тысячелетней Казанью вновь вознеслись лазурные купола Казанского собора, ставшего особой гордостью не только нашего города, но и всей России. Подобно тому, как каждый человек хранит в себе память о своих предках, возрождаемый собор также несет в себе, в своем фундаменте и стенах, в своем сакрально-духовном значении память о былых эпохах», – отметил митрополит.

В беседе с журналистами владыка еще раз подчеркнул важность исторического возвращения Казани святой обители.

«Сейчас, с началом воссоздания собора, проявляется наиболее широкий интерес к духовной жизни Татарстана. И я слышал из уст приехавших из столицы, что Татарстан у них ассоциируется с успешным экономическим регионом, а здесь, оказывается, развита еще и очень сильная нравственная межрелигиозная духовная традиция», – рассказал архиерей.

Ранее в интервью агентству митрополит рассказал, что после проведения первых чтений число паломников крестного хода в честь Казанской иконы увеличилось почти в два раза. Второе мероприятие, по его мнению, прошло тоже удачно, хотя о результатах говорить еще рано.

«Чтения прошли замечательно! География и состав участников – практически вся Россия. Главное, что материалы чтений, материалы конференций будут хорошим подспорьем для дальнейшего осмысления происходящего, духовно-нравственных путей, нравственного возрождения, не только в плане религиозном, но и в плане межконфессиональных, межэтнических, мирных примеров жизни для всей России, а может быть, и дальше», – поделился владыка.

4 ноября Казань отпразднует день Казанской иконы Божией Матери – по традиции пройдет праздничная литургия в Благовещенском соборе Казанского кремля, а затем верующие отправятся в крестный ход.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев