Мода на этнику возвращается не только в музыке, но и в одежде. Сегодня можно встретить женщин в нарядах, декорированных национальным орнаментом, или с приколотым калфаком на макушке. Следует отметить, что эстрадный татарский костюм – далеко не всегда является отражением той одежды, что носили наши предки, скажем, сто лет назад. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова разбирает, как одевались татарские женщины в стародавние времена. В первой части исследователь останавливается на рубахе, нагруднике, переднике и штанах.
Новое время, прежние маркеры
После почти столетнего забвения на авангард выходят познания о материальной и духовной культуре. Если еще лет десять назад многие с удивлением смотрели на меня, когда я, проводя экскурсию в Национальном музее, употребляла невиданные слова, как хаситә, изү, бөти, кәттәҗи и прочие, то сейчас, благодаря тому, что не только проводятся выставки, читаются лекции, снимаются ролики на YouTube, да еще и появились люди, просто любящие татарский костюм, и на основе него создающие целые модные коллекции. После нескольких лет работы фестиваля татарской культуры «Печән базар», все поголовно стали носить мөгез калфак, подобие кәттәҗи, и снова в моду вошел нагрудник изү, а в прошлом и начале этого года вдруг выстрелили перевязь хаситә и яка чылбыры. И уже на гала-концерте регионального тура «Татар кызы 2021» прекрасные молодые девочки блистали в этих украшениях.
Безусловно, все красиво, все это отражает нашу культуру, и, о чудо, давно забытое становится для нас снова родным. Однако у многих не складывается образ в голове. Да, есть познания, идущие с нами из детского сада, воспевающиеся в театре о татарском женском костюме. Если село, то – рубаха, непонятные штаны, предстающие шароварами, передник, камзол в народе часто именуемый жилетом, платок, завязанный по-татарски (на два соседних угла на затылке), возможно, лапти, а может и любимые наши сапоги. Городской костюм предстает перед нами разнообразными шелками, та же рубаха с камзолом, калфак, возможно с шалью и сапоги. Вроде все верно, у каждого народного костюмного комплекса есть определенные маркеры, по которым он читается, как своими, так и другими. Значит, еще не начав писать, уже можно и не продолжать, основа перед нами, а дальше уже пусть специалисты разбираются.
На дворе двадцать первый год XXI века, мы все пережили карантин, научились ходить в масках, а также более ответственно относиться к полученному знанию. Нам уже не хватает общей программы, появляются новые платформы, где мы можем получить больший объем. Все это относится и к татарскому костюму. Конечно, у него есть узнаваемые и тиражируемые элементы, но на этом не заканчивается богатая история ношения и бытования традиционного комплекса.
![](/resize/750/images/uploads/news/2021/3/23/5002a121d0ad87a00498233c42c3d8198cede0186548ed75c4e8ab24ef32.jpg)
Интересно отметить, что еще Каюм Насыри задавался вопросом: «Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды?» И, действительно, средневековье в целом мы достоверно не знаем. Есть замечательные реконструкции, отдельные изобразительные источники, но вот сохранившегося материального наследия, к сожалению, нет. Сегодня мы с вами можем отмотать историю по костюмному комплексу до XVIII века, по некоторым образцам и аналогиям до XVI века, но наиболее изученный и знакомый исследователям – XIX век.
К тому же необходимо вспомнить и слова Н.И. Воробьева: «Одежда казанских татар так же, как и другие элементы их культуры, представляется достаточно сложной по своему происхождению и развитию. При обзоре ее мы имеем, с одной стороны, набор, так сказать, «национальных», точнее уже прочно укоренившихся в быту одежд, а с другой, ряд заимствований, из быта других народностей».
Следовательно, далее мы с вами будем знакомиться с такими нюансами одежды, как половозрастные различия, т.е. не все то, что надела бы молоденькая девушка, смогла бы носить замужняя дама. К тому же, узнаем, что татары, как писали выше исследователи, жили не в вакууме, а взаимодействовали с соседями, впоследствии перенимая понравившиеся элементы декора и одежды.
Практичная рубаха
Рубаха татарских женщин была нательной одеждой и платьем. В более раннем комплексе нижняя рубаха не носилась, что характерно было для многих народов, однако, впоследствии, особенно в городах, все-таки уже надевали. М. Невзоров в «Путешествие в Казань в 1800 году», отмечал: «Женщины богатые носят также по два платья: нижнее со сборами на груди, вышитое и застегнутое; верхнее из простых шелковых материй, из тонкого сукна, а иногда из дорогих парчей».
Всего, у татар было два типа рубах. Первый, наиболее древний – туникообразный, с грудным разрезом посередине, ластовицами, широкими и длинными рукавами. Второй, уже характерный для второй половины XIX века, когда повсеместно шло формирование общенационального татарского стиля – со скошенными плечиками и закругленными проймами для рукавов. Нельзя не отметить, что именно в это время уже по канонам общеевропейской моды у платьев татарок появляются турнюры для придания пышности фигуре.
Рубахи могли быть цельные, отрезные, украшенные воланами, по нижнему и верхнему краю, а также бесчисленными рядами оборок, тесьмы, кружев, позумента и разнообразных кистей. У зажиточных татарок рубахи шились из дорогих «китайчатых» парчовых, шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей. Более простые шили из домоткани, но при первой возможности старались купить не домашнего производства материал.
![](/resize/750/images/uploads/news/2021/3/23/18139370371d88cf9a4b8dd04cde196b257e4d0c62ea1ff4d27390017336.jpg)
Нагрудник для замужних
Грудной разрез рубахи прикрывался нижним нагрудником күкрәкчә, түшелдерек. Его ношение было как чисто утилитарным, для прикрытия тела, так и религиозно-мифическим, для сокрытия груди кормящей женщины от недоброго глаза постороннего человека. Соответственно, необходимо отметить тот факт, который описал еще Н.И. Воробьев: «Носят только замужние женщины, а девушки не носят их совершенно. В некоторых местах его не носят и старухи, но далеко не везде».
Что касается нагрудников, их носили не только татары, однако верхний нагрудник казанских татар – изү имел ряд особенностей, которые выделяли его. Если в итоговом виде это отдельное от рубахи нагрудное украшение, то на начальном этапе было лишь декорированием разреза – в виде нашитых по краю лент, кстати, впоследствии сохраняется наравне и с отдельным вариантом. Особенность заключалась в нашитых на тканевую основу лопатообразной формы с имитацией ворота рубахи, в несколько рядов – парчовых, бархатных, позументных лент, блях и монет.
![](/resize/750/images/uploads/news/2021/3/23/817ef3150f96dda2ed9d7ccfb7d498b4afce19441a0450d92208d05df958.jpg)
Штаны, передник, нарукавник
К нижней одежде татарок относились штаны с широким шагом «ыштан», состоящие из трех частей – две штанины с клиньями, вставкой, причем, достаточно широкой между ними.
Такой элемент одежды, как передник или алъяпкыч имеет чисто практичный функционал, хотя в некоторых местностях бытовал как праздничный элемент. Его шили и из домотканого, чаще всего пестрядинного полотна, украшенного бранным и многоремизным ткачеством (причем подобные образцы характерны не только для тюркских народов, но и для соседей финно-угров и славян).
Передники, сшитые из фабричных тканей, украшали обычно растительной вышивкой тамбурным швом полихромными нитями. Соответственно в среде зажиточных татар, подобный предмет одежды был не в ходу.
![](/resize/750/images/uploads/news/2021/3/23/468e2c4bbc344df51a349ae838316fbe59f7b13f59b6b52d7563febca7fd.jpg)
Продолжая о сельском комплексе, нужно упомянуть о нарукавниках җиңсә, используемые во время весенне-летних полевых работ.
Продолжение следует. Вторая часть будет посвящена верхней одежде татарок
Дина Гатина-Шафикова
Нет комментариев-