Мода на этнику возвращается не только в музыке, но и в одежде. Сегодня можно встретить женщин в нарядах, декорированных национальным орнаментом, или с приколотым калфаком на макушке. Следует отметить, что эстрадный татарский костюм – далеко не всегда является отражением той одежды, что носили наши предки, скажем, сто лет назад. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова разбирает, как одевались татарские женщины в стародавние времена. В первой части исследователь останавливается на рубахе, нагруднике, переднике и штанах.
Новое время, прежние маркеры
После почти столетнего забвения на авангард выходят познания о материальной и духовной культуре. Если еще лет десять назад многие с удивлением смотрели на меня, когда я, проводя экскурсию в Национальном музее, употребляла невиданные слова, как хаситә, изү, бөти, кәттәҗи и прочие, то сейчас, благодаря тому, что не только проводятся выставки, читаются лекции, снимаются ролики на YouTube, да еще и появились люди, просто любящие татарский костюм, и на основе него создающие целые модные коллекции. После нескольких лет работы фестиваля татарской культуры «Печән базар», все поголовно стали носить мөгез калфак, подобие кәттәҗи, и снова в моду вошел нагрудник изү, а в прошлом и начале этого года вдруг выстрелили перевязь хаситә и яка чылбыры. И уже на гала-концерте регионального тура «Татар кызы 2021» прекрасные молодые девочки блистали в этих украшениях.
Безусловно, все красиво, все это отражает нашу культуру, и, о чудо, давно забытое становится для нас снова родным. Однако у многих не складывается образ в голове. Да, есть познания, идущие с нами из детского сада, воспевающиеся в театре о татарском женском костюме. Если село, то – рубаха, непонятные штаны, предстающие шароварами, передник, камзол в народе часто именуемый жилетом, платок, завязанный по-татарски (на два соседних угла на затылке), возможно, лапти, а может и любимые наши сапоги. Городской костюм предстает перед нами разнообразными шелками, та же рубаха с камзолом, калфак, возможно с шалью и сапоги. Вроде все верно, у каждого народного костюмного комплекса есть определенные маркеры, по которым он читается, как своими, так и другими. Значит, еще не начав писать, уже можно и не продолжать, основа перед нами, а дальше уже пусть специалисты разбираются.
На дворе двадцать первый год XXI века, мы все пережили карантин, научились ходить в масках, а также более ответственно относиться к полученному знанию. Нам уже не хватает общей программы, появляются новые платформы, где мы можем получить больший объем. Все это относится и к татарскому костюму. Конечно, у него есть узнаваемые и тиражируемые элементы, но на этом не заканчивается богатая история ношения и бытования традиционного комплекса.
Интересно отметить, что еще Каюм Насыри задавался вопросом: «Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды?» И, действительно, средневековье в целом мы достоверно не знаем. Есть замечательные реконструкции, отдельные изобразительные источники, но вот сохранившегося материального наследия, к сожалению, нет. Сегодня мы с вами можем отмотать историю по костюмному комплексу до XVIII века, по некоторым образцам и аналогиям до XVI века, но наиболее изученный и знакомый исследователям – XIX век.
К тому же необходимо вспомнить и слова Н.И. Воробьева: «Одежда казанских татар так же, как и другие элементы их культуры, представляется достаточно сложной по своему происхождению и развитию. При обзоре ее мы имеем, с одной стороны, набор, так сказать, «национальных», точнее уже прочно укоренившихся в быту одежд, а с другой, ряд заимствований, из быта других народностей».
Следовательно, далее мы с вами будем знакомиться с такими нюансами одежды, как половозрастные различия, т.е. не все то, что надела бы молоденькая девушка, смогла бы носить замужняя дама. К тому же, узнаем, что татары, как писали выше исследователи, жили не в вакууме, а взаимодействовали с соседями, впоследствии перенимая понравившиеся элементы декора и одежды.
Практичная рубаха
Рубаха татарских женщин была нательной одеждой и платьем. В более раннем комплексе нижняя рубаха не носилась, что характерно было для многих народов, однако, впоследствии, особенно в городах, все-таки уже надевали. М. Невзоров в «Путешествие в Казань в 1800 году», отмечал: «Женщины богатые носят также по два платья: нижнее со сборами на груди, вышитое и застегнутое; верхнее из простых шелковых материй, из тонкого сукна, а иногда из дорогих парчей».
Всего, у татар было два типа рубах. Первый, наиболее древний – туникообразный, с грудным разрезом посередине, ластовицами, широкими и длинными рукавами. Второй, уже характерный для второй половины XIX века, когда повсеместно шло формирование общенационального татарского стиля – со скошенными плечиками и закругленными проймами для рукавов. Нельзя не отметить, что именно в это время уже по канонам общеевропейской моды у платьев татарок появляются турнюры для придания пышности фигуре.
Рубахи могли быть цельные, отрезные, украшенные воланами, по нижнему и верхнему краю, а также бесчисленными рядами оборок, тесьмы, кружев, позумента и разнообразных кистей. У зажиточных татарок рубахи шились из дорогих «китайчатых» парчовых, шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей. Более простые шили из домоткани, но при первой возможности старались купить не домашнего производства материал.
Нагрудник для замужних
Грудной разрез рубахи прикрывался нижним нагрудником күкрәкчә, түшелдерек. Его ношение было как чисто утилитарным, для прикрытия тела, так и религиозно-мифическим, для сокрытия груди кормящей женщины от недоброго глаза постороннего человека. Соответственно, необходимо отметить тот факт, который описал еще Н.И. Воробьев: «Носят только замужние женщины, а девушки не носят их совершенно. В некоторых местах его не носят и старухи, но далеко не везде».
Что касается нагрудников, их носили не только татары, однако верхний нагрудник казанских татар – изү имел ряд особенностей, которые выделяли его. Если в итоговом виде это отдельное от рубахи нагрудное украшение, то на начальном этапе было лишь декорированием разреза – в виде нашитых по краю лент, кстати, впоследствии сохраняется наравне и с отдельным вариантом. Особенность заключалась в нашитых на тканевую основу лопатообразной формы с имитацией ворота рубахи, в несколько рядов – парчовых, бархатных, позументных лент, блях и монет.
Штаны, передник, нарукавник
К нижней одежде татарок относились штаны с широким шагом «ыштан», состоящие из трех частей – две штанины с клиньями, вставкой, причем, достаточно широкой между ними.
Такой элемент одежды, как передник или алъяпкыч имеет чисто практичный функционал, хотя в некоторых местностях бытовал как праздничный элемент. Его шили и из домотканого, чаще всего пестрядинного полотна, украшенного бранным и многоремизным ткачеством (причем подобные образцы характерны не только для тюркских народов, но и для соседей финно-угров и славян).
Передники, сшитые из фабричных тканей, украшали обычно растительной вышивкой тамбурным швом полихромными нитями. Соответственно в среде зажиточных татар, подобный предмет одежды был не в ходу.
Продолжая о сельском комплексе, нужно упомянуть о нарукавниках җиңсә, используемые во время весенне-летних полевых работ.
Продолжение следует. Вторая часть будет посвящена верхней одежде татарок
Дина Гатина-Шафикова
Нет комментариев-