Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Настоящей татарской борьбы корэш уже нет»: итоги летнего сезона в национальном виде спорта

«Настоящей татарской борьбы корэш уже нет»: итоги летнего сезона в национальном виде спорта
Сезон лета 2019 в национальной борьбе корэш запомнился не только масштабными соревнованиями, яркими выступлениями на сабантуях и победами батыров – но и обсуждением изменений и нововведений в правилах. Пожалуй, самые острые дискуссии развернулись вокруг введения жеребьевки в распределении главного приза. Чем еще запомнился сезон, и как будет развиваться этот национальный вид спорта? Своим мнением поделились борцы, судьи и спортивные журналисты.

Борец и тренер Азат Нурмухаметов: «Между барашком и автомобилем выбрал бы второе»

Летом я не участвовал в борьбе на Сабантуях. Побеждал в международных турнирах в Литве и Эстонии. Занимался больше организацией соревнований.

Если бы пришлось выбирать – барашка получить в качестве приза или автомобиль, я выбрал бы второе. К этому вопросу можно подойти с двух сторон. Первая: батыр с детства тренируется, потом уже тренировки должны быть каждый день, по три часа минимум. Это очень серьезная нагрузка. Я сам борьбой занимаюсь с первого класса. В этом мы ничем не отличаемся от футболистов, хоккеистов. Также необходимо соблюдать режим, организовать свою личную жизнь, обеспечивать семью. Труд всегда должен получать вознаграждение.

В вторая сторона вопроса – с давних времен батырам традиционно вручали вышитые полотенца, или барашка. На Сабантуях на майдан выходили мужчины села, обычные работяги, им всего хватало. Потому что у всех подготовка была примерно на одном уровне. Сейчас профессиональных борцов такие призы не устраивают. А людям хочется видеть известных борцов, батыров.

В Кукморском районе есть традиция дарить батыру Сабантуя красивые полотенца, вышитые молодыми невестками села. У меня несколько таких полотенец, и я их очень бережно храню. Должна быть середина между традициями и новаторством. Я считаю, что этот вопрос полностью должен решаться организаторами Сабантуя и спонсорами.

Борец Раиль Нургалиев: «Мы отошли от традиционной татарской борьбы»

Не поддерживаю внесение изменений в правила. Наша татарская борьба теперь очень напоминает борьбу на поясах, люди стали бороться, расталкивая друг друга, не используя прием по подъему соперника. Теперь можно побеждать даже без подъема, это называется борьба на поясах. Эти правила, я считаю, надо до конца рассмотреть. Конечно, есть обещания обратить на это внимание.

Как изменились эти правила – поймет лишь тот, кто сам занимается борьбой. Мы отошли от традиционной татарской борьбы, а именно от той части, которая определяет этот вид борьбы – подъема соперника.

Артист татарской эстрады, борец Виль Усманов: «Радует, что татарская борьба корэш развивается в регионах»

Изменения вносятся, но, насколько я знаю, такое происходит и в других видах спорта. Но перешедшая нам от наших предков татарская борьба корэш в нас сохраняется совсем в другом виде, конечно. Изменения, как я полагаю, сделаны ради того, чтобы наши татарские ребята могли лучше выступать на соревнованиях по борьбе на поясах, чтобы мы могли показать своих батыров на мировом уровне.

Думаю, нужно некоторое время, чтобы люди привыкли к новым правилам. Потом, любые нововведения делают сначала в тестовом режиме, а у нас сразу стали их использовать в соревнованиях. Мне кажется, это не совсем правильно.

Радует, что число турниров и соревнований растет. Побывал в Тюменской области, там не только татары, но и армяне, грузины, русские показали самую правильную, по-настоящему татарскую, аутентичную борьбу корэш. В регионах наш национальный вид спорта развивается, и это здорово. Еще десять лет назад он был в не очень хорошем положении, а сейчас хорошая конкуренция.

Борец Радик Салахов: «Победить должен сильнейший»

Изменения, введенные в 2018 году, мне не совсем нравятся, раньше правила были лучше. Настоящей татарской борьбы корэш сейчас уже нет. Что касается жеребьевки, то считаю это неправильным. Победителем должны признавать сильнейшего. Борцы для этого и готовятся.


Главный редактор газеты «Шэхри Казан», спортивный комментатор Радик Сабиров: «В некоторых районных сабантуях борьбу проводят ради галочки»

Борҗбу я смотрю, во-первых, как спортивный журналист, во-вторых, как комментатор, ведущий соревнования по борьбе корэш на Сабантуях, а в третьих – потому что люблю смотреть. Не могу выделить особо яркие соревнования этого лета. Я участвовал в Сабантуях и в тех регионах, где татарская борьба не особо развита, и там, где она очень популярна. Побывал в Кукморе, Тюлячах, на празднике Питрау.

К сожалению, сейчас в некоторых районных Сабантуях борьбу проводят лишь для галочки. Потому что им заранее указывают, во сколько праздник должен закончиться. В конце уже начинают судить быстро, обходя правила, по своему усмотрению. А есть районы, где спокойно можно праздновать хоть до рассвета. Там и борьба идет острая, и зрители не уходят.

Например, на празднике Питрау борьба началась в семь вечера и шла до двух ночи. Пока не выяснили абсолютного батыра, люди не расходились.

Что касается изменений в правилах, здесь есть разные мнения. Зритель, борцы, судьи и руководство – все видят по-разному. К сожалению, не могу сказать, что эти изменения глобально обсуждались, потому что вижу – эти правила принимают в группах всего несколько человек. Некоторые моменты правил меня очень беспокоят. Потом, так как в последние годы корэш получил большое развитие в мировой арене, у нас теперь и мировые чемпионаты проводятся часто, практически каждый год и наши борцы выезжают на рубеж. Поэтому для того, чтобы нас признали в международном уровне, чтобы борцы немного адаптировались, привыкли, должна быть и польза от этих правил.

Если в качестве приза выставляется автомобиль, тут начинается жеребьевка. Я считаю, что в борьбе должен победить самый сильный. Поэтому не согласен с разыгрыванием приза в жребий. Все споры, конфликтные ситуации и негатив рождаются из-да этого автомобиля. Некоторые борцы, это не секрет, договариваются, как поделят машину. Мне кажется, деньги на машину надо разделить за первый, второй и третий места. Тогда борьба получится очень острой и напряженной, там уже борцы договариваться не станут.

Но среди самих борцов есть те, кто считает жеребьевку правильным решением. Особенно среди легкой весовой категории. Борцы категории 60-75 кг мечтают о машине, но они никогда не станут абсолютным батыром, вот они за жеребьевку. Тяжеловесы, например, те же Раиль Нургалиев или Муса Галлямов - против. Если он абсолютный батыр, а машина уходит другому – им обидно.

Поэтому, я считаю лучше отказаться от практики выставлять автомобиль в качестве приза. Надо увеличить сумму денежного приза победителям, а абсолютному батыру дарить барашка. Титул батыра должен быть единственным.

Судья Азат Ахатов: «Жеребьевка – это отлично»

При поддержке Российский Федерации борьбы в Татарстане стала развиваться национальная борьба корэш. Там появилась молодежь, которая хочет работать. Молодые прикладывают большие усилия для развития борьбы не только в Татарстане, но и в России. А вот в Федерации борьбы Татарстана все находится на своем месте.

В этом летнем сезоне мне не удалось побывать в республиканских Сабантуях. Я работал судьей в других городах. В Новосибирске на Федеральном Сабантуе. В течение года по приглашению российской федерации борьбы ездил на различные турниры. В конце июня меня назначили главным судьей Чемпионата мира по борьбе.

Что касается изменений, меня позвали организатором в Федерацию борьбы, там идет самая настоящая борьба. Они не хотят обновлять, улучшать внесенные правила. А спортсмены очень быстро привыкли к новым условиям.

Разыгрывать приз в жребий, на мой взгляд, абсолютно правильно. Десять лет назад в Челнах проходили соревнования среди верующих, и у борцов малых весовых категорий была возможность в жребий выиграть путевку в Хадж. Мне кажется, это отлично придумано.

Журналист Фарит Салахов: «Для людей интереснее наблюдать, как жители их села идут бороться на майдан Сабантуя»

Стараюсь бывать на Сабантуях, но в последние несколько лет как-то не хочется идти на сельские и районные праздники. Борьба корэш – это самый ценный и напряженный момент Сабантуя, краса праздника. Но, к сожалению, теперь это не так. Вообще, сейчас Сабантуй уже не такой важный и увлекательный праздник, и борьба тоже не так привлекательна для людей. Потому что народ не ходит, не смотрит корэш, ему уже неинтересно.

Как бы мы сейчас не хвастались, детей, занимающихся татарской борьбой массово, очень мало. Детей увлекли к себе такие виды спорта, как футбол и хоккей.

Ребенок каждого татарина, если у него со здоровьем порядок, должен попробовать себя в борьбе, подержать в руке полотенце (традиционно в татарских деревнях борцы для обхвата соперника за пояс использовали полотенце – ред.). Именно это я хочу видеть сейчас в Сабантуях. Хочу, чтобы здоровый ребенок вышел на майдан, а если не на майдан – на траву, и попробовал побороться. Это должно у нас начинаться с четырех-пятилетних детей. Детей надо поощрять небольшими призами, сладостями. Моему сыну в три года за борьбу на сабантуе подарили игрушку за 30 рублей, ему сейчас четыре, и он до сих пор хранит этот свой приз, говорит, я получил за победу в борьбе. Никто из-за покупки таких игрушек не разорится, везде вот так надо привлекать детей. Ребенок, в пять лет попробовавший вот так выйти на майдан, вырастет, и все равно снова сделает это еще раз.

А что мы сегодня видим? Приезжает какой-то мастер спорта, или профессиональный борец, людей это как-то пугает. А я хотел бы видеть, как на борьбу выходят обычные деревенские мужи. Деревенскому человеку ведь не нужна борьба мастера спорта, который приехал откуда-то со стороны и за считанные минуты победил соперника. Слов нет, он покажет чистые, красивые приемы, ему будут аплодировать, но жителям деревни нужны деревенские борцы.

Сейчас на сельских сабантуях качать победителя на руках до конца соревнования остаются всего три человека, а ведь не так должно быть, раньше весь майдан чествовал батыра. Это означало, что люди получили удовлетворение и довольны батыром. Мне хочется вернуть вот это. Бабушкам и дедушкам интереснее смотреть, как мужчины, даже не снимая брюк, включаются в соревнование и от души катаются по траве – вот так должна выглядеть настоящая татарская борьба.

Есть некоторые пункты в изменениях правил, с которыми не совсем согласен. Это все начиналось с целью вывести татарский корэш на мировую арену. Но на мировой уровень он не вышел в виде татарской борьбы. Поэтому и правила меняют. Но на Сабантуях так не должно быть, этот праздник должен сохранить свою самобытность. Нельзя ради какого-то выхода на мировой уровень терять татарскую суть, сущность борьбы.

Говорят, что надо сделать борьбу увлекательной, возможно, и надо, но наш собственный национальный вид борьбы нельзя терять. Мы, татары, любим всегда быть в лидерах, и в борьбе это находит отражение. Узбеки ведь не стали изменять свой вид борьбы, они также приходят и борются, а мы взяли и в своей поменяли правила. Не надо было так.

Я в душе так и не принял эти изменения, особенно не могу окончательно принять предупреждения судьи борцу за то, что он ложится на спину. Наше татарское составляющее из татарской борьбы выхолощено.

А насчет жеребьевки – я «за», потому что сегодня соревнуются за большой приз. Борец в более тяжелом весе за две-три поединка получает машину. Понятно, спортсмены в меньших весовых категориях с этим не согласны, они ведь тоже победители.

Мне кажется, неправильно давать машину за то, что уложил лишь пару человек. Главный приз борьбы – это барашек.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев